Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ АСПИРАНТУРЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ


Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.2
Страницы
173-185
Ключевые слова
научные кадры, наукоемкие отрасли экономики, индустриальная аспирантура, модель тройной спирали

Авторы
Бедный Б.И.
Рыбаков Н.В.
Ходеева Н.А.

Место работы
Бедный Б.И.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Рыбаков Н.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Ходеева Н.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Адресная подготовка высококвалифицированных исследователей для предприятий наукоемкого бизнеса входит в число приоритетных государственных задач. В настоящей статье представлена концепция развития индустриальной аспирантуры в России, которая обобщает результаты авторских теоретических и эмпирических исследований практико-ориентированной подготовки аспирантов для неакадемического рынка труда. Дано определение индустриальной аспирантуры, обоснованы актуальность и востребованность программ индустриальной аспирантуры, обозначены роли государства, университетов и промышленности в разработке и реализации таких программ. Описаны принципы, содержание и организационно-педагогические условия подготовки аспирантов в рамках программ индустриальной аспирантуры. Полученные результаты представляют интерес для субъектов образовательной политики федерального, регионального и локального уровней, рассматривающих подготовку аспирантов для нужд инновационных предприятий как перспективное направление диверсификации аспирантских программ.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. «Кандидат инженерии» - учёная степень, востребованная временем // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 109-121.
2 . Бедный Б.И. Об индустриальной аспирантуре (Комментарий к статье) // Высшее образование в России. 2017. №10 (216). С. 122-124.
3 . Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Профессионально-ориентированные аспирантские программы: взаимодействие университетов и индустрии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 1. С. 37-42.
4 . Бедный Б.И., Бекова С.К., Рыбаков Н.В. и др. Профессиональная аспирантура: мировой опыт и российский контекст // Высшее образование в России. 2021. № 10. С. 9-21. https://doi.org/10.31992/ 0869-3617-2021-30-10-9-21
5 . Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Ходеева Н.А. Практико-ориентированные аспирантские программы и профессиональные степени: анализ зарубежного опыта // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 3. С. 70-81. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.028.
6 . Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Ходеева Н.А. К вопросу о востребованности профессиональной аспирантуры в России: анализ данных о защитах диссертаций в технических науках // Вопросы образования. 2023. № 4. С. 25-54. https://doi.org/10.17323/vo-2023-16712.
7 . Ходеева Н.А., Рыбаков Н.В., Бедный Б.И. Подготовка кадров высшей квалификации для индустрии: анализ опыта советской аспирантуры // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 4. С. 226-235.
8 . Тесленко В.А., Мельников Р.М. Перспективы развития индустриальной аспирантуры в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. 157-167.
9 . Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Гришина Н.С. Учёные и профессиональные степени в России: по спирали развития // Высшее образование в России. № 12. С. 48-66. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-12-48-66.
10 . Kehm B.M. Reforms of Doctoral Education in Europe and Diversification of Types // In: Cardoso S., Tavares O., Sin C., Carvalho T. (eds) Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Issues in Higher Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. https://doi.org/10.1007/978-3-030-38046-5_4.
11 . Jones M. Contemporary trends in professional doctorates // Studies in Higher Education. № 43. P. 814-825. https://doi.org/10.1080/03075079.2018.1438095.
12 . Assbring L., Nuur C. What’s in it for industry? A case study on collaborative doctoral education in Sweden // Industry and Higher Education. 2017. № P. 184-194. https://doi.org/10.1177/0950422217705245.
13 . Thune T., Boring P. Industry PhD schemes: Developing innovation competencies in firms? // Journal of the Knowledge Economy. Vol. 6. № 2. Р. 385-401. DOI: 10.1007/s13132-014-0214-7/.
14 . Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125-134.
15 . Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 54-66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049.
16 . Миронос А.А., Бедный Б.И., Рыбаков Н.В. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3 (109). С. 74-84. DOI: 10.15826/umpa.2017.03.039.
17 . Zhuchkova S., Terentev E., Saniyazova A., & Bekova S. Departmental academic support for doctoral students in Russia: Categorisation and effects // Higher Education Quarterly. March. P. 1-17. https://doi.org/10.1111/hequ.12389.
18 . Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. 2019. № 1. С. 87-108. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-87-108.
19 . Демьянова А.В., Нефедова А.И., Шматко Н.А. Воспроизводство человеческого потенциала в сфере науки и технологий: российские ученые и инженеры // Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований / Под науч. ред. Л.Н. Овчаровой, В.А. Аникина, П.С. Сорокина. М.: ВЦИОМ, 2023. 462 с.
20 . Шматко Н.А., Волкова Г.Л. Мобильность и карьерные перспективы исследователей на рынке труда // Высшее образование в России. 201 № 1. С. 35-46.
21 . Etzkowitz H. (2008). The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action. New York, London: Routledge, 2008. 176 p. https://doi.org/ 4324 /9780203929605.
22 . Kimatu J.N. Evolution of strategic interactions from the triple to quad helix innovation models for sustainable development in the era of globalization // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2016. № https://doi.org/10.1186/s13731-016-0044-x.
23 . Taylor J. Quality and Standards: The Challenge of the Professional Doctorate // Higher Education in Europe. 2008. Vol. 33. № 1. Р. 65-87.