КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ АСПИРАНТУРЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 378.2 | ||
173-185 | научные кадры, наукоемкие отрасли экономики, индустриальная аспирантура, модель тройной спирали |
Адресная подготовка высококвалифицированных исследователей для предприятий наукоемкого бизнеса входит в число приоритетных государственных задач. В настоящей статье представлена концепция развития индустриальной аспирантуры в России, которая обобщает результаты авторских теоретических и эмпирических исследований практико-ориентированной подготовки аспирантов для неакадемического рынка труда. Дано определение индустриальной аспирантуры, обоснованы актуальность и востребованность программ индустриальной аспирантуры, обозначены роли государства, университетов и промышленности в разработке и реализации таких программ. Описаны принципы, содержание и организационно-педагогические условия подготовки аспирантов в рамках программ индустриальной аспирантуры. Полученные результаты представляют интерес для субъектов образовательной политики федерального, регионального и локального уровней, рассматривающих подготовку аспирантов для нужд инновационных предприятий как перспективное направление диверсификации аспирантских программ. |
![]() |
1 . Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. «Кандидат инженерии» - учёная степень, востребованная временем // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 109-121. 2 . Бедный Б.И. Об индустриальной аспирантуре (Комментарий к статье) // Высшее образование в России. 2017. №10 (216). С. 122-124. 3 . Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Профессионально-ориентированные аспирантские программы: взаимодействие университетов и индустрии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 1. С. 37-42. 4 . Бедный Б.И., Бекова С.К., Рыбаков Н.В. и др. Профессиональная аспирантура: мировой опыт и российский контекст // Высшее образование в России. 2021. № 10. С. 9-21. https://doi.org/10.31992/ 0869-3617-2021-30-10-9-21 5 . Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Ходеева Н.А. Практико-ориентированные аспирантские программы и профессиональные степени: анализ зарубежного опыта // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 3. С. 70-81. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.028. 6 . Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Ходеева Н.А. К вопросу о востребованности профессиональной аспирантуры в России: анализ данных о защитах диссертаций в технических науках // Вопросы образования. 2023. № 4. С. 25-54. https://doi.org/10.17323/vo-2023-16712. 7 . Ходеева Н.А., Рыбаков Н.В., Бедный Б.И. Подготовка кадров высшей квалификации для индустрии: анализ опыта советской аспирантуры // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 4. С. 226-235. 8 . Тесленко В.А., Мельников Р.М. Перспективы развития индустриальной аспирантуры в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. 157-167. 9 . Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Гришина Н.С. Учёные и профессиональные степени в России: по спирали развития // Высшее образование в России. № 12. С. 48-66. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-12-48-66. 10 . Kehm B.M. Reforms of Doctoral Education in Europe and Diversification of Types // In: Cardoso S., Tavares O., Sin C., Carvalho T. (eds) Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Issues in Higher Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. https://doi.org/10.1007/978-3-030-38046-5_4. 11 . Jones M. Contemporary trends in professional doctorates // Studies in Higher Education. № 43. P. 814-825. https://doi.org/10.1080/03075079.2018.1438095. 12 . Assbring L., Nuur C. What’s in it for industry? A case study on collaborative doctoral education in Sweden // Industry and Higher Education. 2017. № P. 184-194. https://doi.org/10.1177/0950422217705245. 13 . Thune T., Boring P. Industry PhD schemes: Developing innovation competencies in firms? // Journal of the Knowledge Economy. Vol. 6. № 2. Р. 385-401. DOI: 10.1007/s13132-014-0214-7/. 14 . Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125-134. 15 . Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 54-66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049. 16 . Миронос А.А., Бедный Б.И., Рыбаков Н.В. Академические профессии в спектре профессиональных предпочтений аспирантов // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 3 (109). С. 74-84. DOI: 10.15826/umpa.2017.03.039. 17 . Zhuchkova S., Terentev E., Saniyazova A., & Bekova S. Departmental academic support for doctoral students in Russia: Categorisation and effects // Higher Education Quarterly. March. P. 1-17. https://doi.org/10.1111/hequ.12389. 18 . Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. 2019. № 1. С. 87-108. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-87-108. 19 . Демьянова А.В., Нефедова А.И., Шматко Н.А. Воспроизводство человеческого потенциала в сфере науки и технологий: российские ученые и инженеры // Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований / Под науч. ред. Л.Н. Овчаровой, В.А. Аникина, П.С. Сорокина. М.: ВЦИОМ, 2023. 462 с. 20 . Шматко Н.А., Волкова Г.Л. Мобильность и карьерные перспективы исследователей на рынке труда // Высшее образование в России. 201 № 1. С. 35-46. 21 . Etzkowitz H. (2008). The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action. New York, London: Routledge, 2008. 176 p. https://doi.org/ 4324 /9780203929605. 22 . Kimatu J.N. Evolution of strategic interactions from the triple to quad helix innovation models for sustainable development in the era of globalization // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2016. № https://doi.org/10.1186/s13731-016-0044-x. 23 . Taylor J. Quality and Standards: The Challenge of the Professional Doctorate // Higher Education in Europe. 2008. Vol. 33. № 1. Р. 65-87. |