Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.4
Страницы
151-159
Ключевые слова
профессионально-деловая иноязычная компетенция, модель, цифровые технологии, будущие инженеры

Авторы
Кручинина Г.А.
Пушкарева Е.А.

Место работы
Кручинина Г.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Пушкарева Е.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Профессионально-деловая иноязычная компетенция будущих инженеров представляет собой динамический личностный ресурс, обеспечивающий их готовность к иноязычному деловому взаимодействию, в том числе в условиях цифровой трансформации профессиональной деятельности. Эффективным средством формирования профессионально-деловой иноязычной компетенции являются средства цифровых технологий. С их применением становится возможно качественно трансформировать профессионально-иноязычную подготовку будущих инженеров с учетом актуальных и перспективных потребностей инженерной сферы; обеспечить междисциплинарную интеграцию; реализовывать инновационные методы, технологии, формы обучения, ориентированные на исследовательский и творческий характер работы студентов в реальной и цифровой среде. В статье представлена модель формирования профессионально-деловой иноязычной компетенции будущих инженеров с применением средств цифровых технологий. Ее специфика заключается в интегративном потенциале на основе профессионального (инженерного) компонента и применении системы средств цифровых технологий: объединении требований компетентностного и личностно ориентированного подходов; интегрировании универсального, междисциплинарного инженерного и предметного содержания обучения, активных методов обучения и средств цифровых технологий. Предлагаемая модель содержит взаимосвязанные между собой блоки: целевой, теоретический, содержательно-процессуальный, контрольно-результативный; в статье рассмотрено их содержание. Данная модель была реализована в группах будущих инженеров-строителей. Всего в эксперименте приняли участие 248 студентов ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». Продемонстрированы результаты экспериментального исследования, которые подтвердили эффективность предлагаемой модели за счет повышения уровня сформированности мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов профессионально-деловой иноязычной компетенции будущих инженеров.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Кириллова И.К., Солуянова О.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе вуза // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 1 (59). С. 139-143.
2 . Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Исследование потенциала применения видеоконференцсвязи в дистанционной форме обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2 (151). С. 76-84.
3 . Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Петрукович Л.А. Применение цифровых технологий обучения в высшей школе: проблемы и перспективы, SWOT-анализ // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 64-75.
4 . Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования // Педагогическая информатика. 2019. № 1. С. 108-121.
5 . Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Седов Д.С. и др. Традиционные и цифровые технологии обучения в оценке студентов высшей школы // Человек и образование. 2020. № 3 (64). С. 55-61.
6 . Hockly N., Clandfield L. Teaching Online. London: Delta Publishing Company (IL), 2010. 111 p.
7 . Безукладников К.Э., Гитман Е.К., Глумова Е.П. и др. Новые подходы в лингводидактике и педагогическом образовании: Коллективная монография / Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. Нижний Новгород, 2022. 312 с.
8 . Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: Монография. Изд. 2-е, испр. и доп. Ижевск: Изд-во УИР ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2023. 386 с.
9 . Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Основы профессиональной лингводидактики: Монография. М.: АПКиППРО, 2015. 232 с.
10 . Маркова С.М. Проектирование педагогических систем и их реализация в условиях региональной системы профессионального образования (на примере Мининского университета): Монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 168 c.
11 . Софронова Н.В., Горохова Р.И. Моделирование педагогических систем: Монография. Saarbruken: LAP LAMBERT Acad. Publ., 2012. 260 с.
12 . Фролова Н.Х., Поваренкина И.А. Образовательная модель на основе электронных ресурсов для групповой подготовки программных инженеров // Инженерное образование. 2019. № 26. С. 84-91.
13 . Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях: Монография. М.: НИЦ «Еврошкола», 2014. 108 с.
14 . Stamgaliyeva N.K. Formation of foreign communicative competence of technical universities students // Bulletin of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan. 2021. № 1 (99). Р. 95-100.
15 . Sokolova E.G., Baranova E.V. Formation of foreign language professionally oriented communicative competence in engineering universities // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. № 3 (86). С. 99-102.
16 . Елашкина Н.В. Интерпретация сущности иноязычной коммуникативной компетенции и понимание учебной компетенции зарубежными лингводидактами в методической науке // Молодежный вестник ИрГТУ. 2019. Т. 9. № 2. С. 162-165.
17 . Петрова В.И. Методика формирования профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата в образовательном пространстве вуза: Дис. … канд. пед. наук. Пермь, 2017. 155 с.
18 . Oberemko O.G., Glumova E.P., Shimichev A.S. The language worldview formation through learning several foreign languages // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Nizhny Novgorod, 2021. P. 904-
19 . Романова И.Н. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров пожарной безопасности в соизучении английского языка и дисциплин профессионального цикла: Дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2017. 317 с.
20 . Леушина И.В. Профессионализация образовательного процесса в техническом вузе (на примере иностранного языка) // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Нижний Новгород, 2023. С. 287-292.
21 . Захарченко М.В. Формирование иноязычной компетенции бакалавров государственного и муниципального управления на основе системно-кластерного подхода: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2020. 24 с.
22 . Михайлова Е.Б., Кручинина Г.А. Информационные и коммуникационные технологии в формировании профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 302-306.
23 . Будникова А.С., Иванова Е.В. Метод кейсов и его роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 1 (61). С. 179-184.
24 . Цыгулева М.В. Развитие рефлексивного компонента профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Дис. … канд. пед. наук. Омск, 2017. 267 с.