МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СРЕДСТВ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 378.4 | ||
151-159 | профессионально-деловая иноязычная компетенция, модель, цифровые технологии, будущие инженеры |
Профессионально-деловая иноязычная компетенция будущих инженеров представляет собой динамический личностный ресурс, обеспечивающий их готовность к иноязычному деловому взаимодействию, в том числе в условиях цифровой трансформации профессиональной деятельности. Эффективным средством формирования профессионально-деловой иноязычной компетенции являются средства цифровых технологий. С их применением становится возможно качественно трансформировать профессионально-иноязычную подготовку будущих инженеров с учетом актуальных и перспективных потребностей инженерной сферы; обеспечить междисциплинарную интеграцию; реализовывать инновационные методы, технологии, формы обучения, ориентированные на исследовательский и творческий характер работы студентов в реальной и цифровой среде. В статье представлена модель формирования профессионально-деловой иноязычной компетенции будущих инженеров с применением средств цифровых технологий. Ее специфика заключается в интегративном потенциале на основе профессионального (инженерного) компонента и применении системы средств цифровых технологий: объединении требований компетентностного и личностно ориентированного подходов; интегрировании универсального, междисциплинарного инженерного и предметного содержания обучения, активных методов обучения и средств цифровых технологий. Предлагаемая модель содержит взаимосвязанные между собой блоки: целевой, теоретический, содержательно-процессуальный, контрольно-результативный; в статье рассмотрено их содержание. Данная модель была реализована в группах будущих инженеров-строителей. Всего в эксперименте приняли участие 248 студентов ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». Продемонстрированы результаты экспериментального исследования, которые подтвердили эффективность предлагаемой модели за счет повышения уровня сформированности мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов профессионально-деловой иноязычной компетенции будущих инженеров. |
![]() |
1 . Кириллова И.К., Солуянова О.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе вуза // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 1 (59). С. 139-143. 2 . Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Исследование потенциала применения видеоконференцсвязи в дистанционной форме обучения в высшей школе // Казанский педагогический журнал. 2022. № 2 (151). С. 76-84. 3 . Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Петрукович Л.А. Применение цифровых технологий обучения в высшей школе: проблемы и перспективы, SWOT-анализ // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3 (140). С. 64-75. 4 . Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования // Педагогическая информатика. 2019. № 1. С. 108-121. 5 . Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Седов Д.С. и др. Традиционные и цифровые технологии обучения в оценке студентов высшей школы // Человек и образование. 2020. № 3 (64). С. 55-61. 6 . Hockly N., Clandfield L. Teaching Online. London: Delta Publishing Company (IL), 2010. 111 p. 7 . Безукладников К.Э., Гитман Е.К., Глумова Е.П. и др. Новые подходы в лингводидактике и педагогическом образовании: Коллективная монография / Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. Нижний Новгород, 2022. 312 с. 8 . Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: Монография. Изд. 2-е, испр. и доп. Ижевск: Изд-во УИР ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2023. 386 с. 9 . Крупченко А.К., Кузнецов А.Н. Основы профессиональной лингводидактики: Монография. М.: АПКиППРО, 2015. 232 с. 10 . Маркова С.М. Проектирование педагогических систем и их реализация в условиях региональной системы профессионального образования (на примере Мининского университета): Монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. 168 c. 11 . Софронова Н.В., Горохова Р.И. Моделирование педагогических систем: Монография. Saarbruken: LAP LAMBERT Acad. Publ., 2012. 260 с. 12 . Фролова Н.Х., Поваренкина И.А. Образовательная модель на основе электронных ресурсов для групповой подготовки программных инженеров // Инженерное образование. 2019. № 26. С. 84-91. 13 . Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях: Монография. М.: НИЦ «Еврошкола», 2014. 108 с. 14 . Stamgaliyeva N.K. Formation of foreign communicative competence of technical universities students // Bulletin of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan. 2021. № 1 (99). Р. 95-100. 15 . Sokolova E.G., Baranova E.V. Formation of foreign language professionally oriented communicative competence in engineering universities // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. № 3 (86). С. 99-102. 16 . Елашкина Н.В. Интерпретация сущности иноязычной коммуникативной компетенции и понимание учебной компетенции зарубежными лингводидактами в методической науке // Молодежный вестник ИрГТУ. 2019. Т. 9. № 2. С. 162-165. 17 . Петрова В.И. Методика формирования профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции студентов бакалавриата в образовательном пространстве вуза: Дис. … канд. пед. наук. Пермь, 2017. 155 с. 18 . Oberemko O.G., Glumova E.P., Shimichev A.S. The language worldview formation through learning several foreign languages // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Nizhny Novgorod, 2021. P. 904- 19 . Романова И.Н. Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров пожарной безопасности в соизучении английского языка и дисциплин профессионального цикла: Дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2017. 317 с. 20 . Леушина И.В. Профессионализация образовательного процесса в техническом вузе (на примере иностранного языка) // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Нижний Новгород, 2023. С. 287-292. 21 . Захарченко М.В. Формирование иноязычной компетенции бакалавров государственного и муниципального управления на основе системно-кластерного подхода: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 2020. 24 с. 22 . Михайлова Е.Б., Кручинина Г.А. Информационные и коммуникационные технологии в формировании профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 302-306. 23 . Будникова А.С., Иванова Е.В. Метод кейсов и его роль в формировании иноязычной коммуникативной компетенции // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 1 (61). С. 179-184. 24 . Цыгулева М.В. Развитие рефлексивного компонента профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Дис. … канд. пед. наук. Омск, 2017. 267 с. |