ПРОТИВОРЕЧИВАЯ РОЛЬ МАССМЕДИА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ |
научная статья | 316.7; 316.42 | ||
101-109 | молодежь, массмедиа, СМИ, новые медиа, традиционные медиа, публичная сфера, стереотипы, информационная капсула, мозаичная культура |
Целью статьи является изучение того, как молодежь оценивает роль массмедиа в своей жизни и жизни общества, в развитии современной культуры. Для достижения поставленной цели был проведен обширный теоретический анализ научных публикаций, а также результатов эмпирического исследования. Представленные эмпирические результаты являются частью исследования «Студенчество России о народной культуре», реализованного Российским обществом социологов в 2022 г. В теоретической части массмедиа раскрываются как динамично развивающийся элемент публичного пространства, тесно связанный с явлением матричной культуры. Сделан вывод о множественности массмедиа, часть которых находятся вне правового регулирования. Практическая часть содержит данные, подтверждающие, что молодежь признает значимую роль массмедиа, в том числе СМИ в формировании культуры, образа жизни, представления о государстве и народе. Наряду с этим отмечено, что молодежь признает риски, которые сопровождают их работу: ангажированность или зависимость журналистов, распространение ненормативной лексики, пропаганда насилия. Таким образом, в статье отражены ключевые аспекты, свидетельствующие о противоречивой роли массмедиа в развитии современной культуры . |
![]() |
1 . Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б.В. Бирюкова. Изд. 3-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 416 с. 2 . Майкова В.П. Философия, СМИ и будущее культуры человека: проблема взаимных отношений // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. 2011. № 3. С. 195-198. 3 . Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 14.07.2022) «О средствах массовой информации», статья 2. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa7ca381b18f4/ (дата обращения: 20.07.2022). 4 . Источники информации: предпочтения. Стали ли люди чаще, чем раньше, обращаться за новостями к традиционным СМИ и интернету? // ФОМ: сайт. Публикация от 25.03.2022. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14705 (дата обращения: 20.07.2022). 5 . Молодежь. Инфографика // ФОМ: сайт. URL: https://fom.ru/uploads/Molodezh/index.html (дата обращения: 20.07.2022). 6 . Интегрированные коммуникации в новых медиа: Монография / Под ред. Л.П. Шестеркиной. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. 211 с. 7 . Балчугов А.В., Пахомова Е.А., Устинкин С.В., Фоменков А.А. Перспективы взаимоотношений традиционных и новых медиа // Власть. 2020. № 28-6. С. 89-93. 8 . Тепляшина А.Н. Новые медиа & традиционные СМИ: конкуренция как тренд // Вопросы журналистики. 2018. № 3. С. 24-35. 9 . Чжан Юньшэн. Традиционные СМИ: горизонты развития в эпоху новых медиа // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 491-493. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-388-491-493. EDNQRIZGU. 10 . Саликов А. Ханна Арендт, Юрген Хабермас и переосмысление публичной сферы в эпоху социальных медиа // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 4. С. 88-102. 11 . Публичная сфера: теория, методология, кейс стади: коллектив. моногр. / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и П.В. Романова (Библиотека «Журнала исследований социальной политики»). М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. 360 с. 12 . Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. 384 с. 13 . Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996. 352 с. 14 . Гаспарян Л.С., Данченко Н.Ю., Обшарская А.В., Туснетова А.И. Информационное воздействие на общественное мнение: эффект «спирали молчания» в региональном измерении // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-vozdeystvie-na-obschestvennoe-mnenie-effekt-spirali-molchaniya-v-regionalnom-izmerenii (дата обращения: 29.10.2023). 15 . Поцелуев С.П., Подшибякина Т.А. О факторах политической радикализации в сетевой коммуникации посредством «эхокамер» // Научная мысль Кавказа. 2018. № 2 (94). С. 29-34. 16 . Бадмацыренов Т.Б., Цыденов А.Б., Хандаров Ф.В. «Третье пространство», «эхо-камеры» и онлайн-сообщества: воспроизводство политических идеологий в социальных сетях // Политическая наука. 2021. № 1. С. 183-204. 17 . Володенков С. В. Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 341-364. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.16. 18 . Устав Союза журналистов России // Союз журналистов России: [сайт]. URL: https://ruj.ru/about/charter (дата обращения: 07.08.2020). 19 . Российский кодекс профессиональных и этических принципов в PR_РАСО // Российская ассоциация по связям с общественностью: [сайт]. URL: https://www.raso.ru/profstandart.php (дата обращения: 07.08.2020). 20 . Сергеева Т.С. Арт-журналистика и современная российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека // Вестник ЧелГУ. 2013. №22 (313). С. 152-156. 21 . Басова М.В., Беленко В.Е. Геймифицированные практики современных СМИ // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2017. № 6. С. 41-52. 22 . Высоцкий В.Б. Медиа в системе современной культуры // Медиасреда. 2020. № 1. P. 12-15. DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10102. 23 . Хабекирова З.С., Хачецукова З.К., Калашаова А.А., Шхумишхова А.Р. Информационная культура как необходимый компонент медиаобразования // Межд. журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. 4-1 (67). С. 161-163. 24 . Замышляева Ю.С. Функционирование феминитивов-неологизмов в современных СМИ // Вестник ЧелГУ. 2021. № 4 (450). С. 52-56. 25 . Егошина Н.Б. Сленг в СМИ: лексикографический аспект: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ярославль, 2013. 25 с. 26 . Е Линь, Кончакова С.В. Прагматические функции неологизмов в современных СМИ // Вестник ТГУ. 2015. № 11 (151). С. 194-198. 27 . Соловьёва А.Д. Новые значения слов в современных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. № 1 (5). С. 38-40. 28 . Скороходова Е.Ю., Щеголева М.М. Роль и употребление неологизмов в современных СМИ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-3. С. 73-78. 29 . Прохорова Е.Д. Ключевые слова эпохи в современных СМИ // Время науки - The Times of Science. 2014. № 2. С. 59-65. 30 . Ерофеева И.В. Язык современных СМИ: проблема миромоделирования // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. 2012. № 4. С. 34-41. 31 . Юсупова А.М. Интернет-культура в языке современных СМИ // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. № 2. C. 62-67. 32 . Шомова С.А. «Война мемов»: новые повороты информационного противостояния // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 250-269. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.12. 33 . Гордиенко Н.Н. Просветительская деятельность современных СМИ // Вестник КГУ. 2022. № 1. С. 123-128. 34 . Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Коммуникативно-культурная память: идентификационные ресурсы современных массмедиа // Гуманитарный вектор. 2019. № 5. С. 77-86. 35 . Кихтан В.В., Мамиева Б.Ю. К вопросу о манипулировании в современных СМИ // Вестник ВУиТ. 2018. № 2. С. 236-242. 36 . Бодров А.В., Штейман-Шахмартова О.М. Образ семьи, создаваемый средствами массовой информации Пензенской области // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 4 (12). С. 182-189. 37 . Автаева Н.О. Семейная тематика в современных печатных СМИ // Вестник ННГУ. 2012. № 1-2. С. 293-295. 38 . Савинова О.Н. Ценностные ориентации в зеркале современных СМИ // Вестник ННГУ. 2013. № 4-2. С. 236-238. 39 . Абрамовских Т.А. Роль печатных средств массовой информации в формировании инклюзивной культуры общества (на материале «Российской газеты») // Вестник ЧелГУ. 2017. № 8 (404). С. 5-12. 40 . Нафталиева В.О. Влияние современных СМИ на молодежь // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2011. № 2. С. 182-195. 41 . Мирзаханова З.А., Мирзаханов Д.Г. Роль СМИ в формировании ценностных ориентаций у современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 5. С. 68-72. 42 . Ильченко Д.А., Майкова В.П. Влияние СМИ и Интернета на формирование общественного сознания в современной России // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2018. № 4. С. 17-25. 43 . Полонский А.В., Глушкова В.Г. Современные СМИ и проблема интолерантности // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2020. № 1 (36). С. 171-181. 44 . Тарасова А.А. Современные СМИ и публичная дипломатия: контексты // Вестник ЗабГУ. 2019. № 9. С. 97-104. 45 . Шаховский В.И. Современные СМИ: ответственность журналиста // Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 1. С. 1-12. 46 . Хорольский В.В. Медийность и научность: сиамские близнецы или дальние родственники? // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2015. № 1 (14). С. 42-51. 47 . Козьякова М.И. Медийное пространство и его парадоксы // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 4. С. 189-200. 48 . Назметдинова И.С., Лебедева С.Э. «Новые СМИ» в современном медиадискурсе // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018. № 4 (100). С. 77-87. 49 . Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп. 2010. № 1. С. 8. 50 . Штейман М.С., Покачалова А.В. Тенденции развития и функционирования трэвел-журналистики в информационном поле российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. № 1. С. 129-146. 51 . Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019. 224 с. |