Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ РОЛЬ МАССМЕДИА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.7; 316.42
Страницы
101-109
Ключевые слова
молодежь, массмедиа, СМИ, новые медиа, традиционные медиа, публичная сфера, стереотипы, информационная капсула, мозаичная культура

Авторы
Кульминская А.В.
Забокрицкая Л.Д.

Место работы
Кульминская А.В.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Забокрицкая Л.Д.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина


Аннотация
Целью статьи является изучение того, как молодежь оценивает роль массмедиа в своей жизни и жизни общества, в развитии современной культуры. Для достижения поставленной цели был проведен обширный теоретический анализ научных публикаций, а также результатов эмпирического исследования. Представленные эмпирические результаты являются частью исследования «Студенчество России о народной культуре», реализованного Российским обществом социологов в 2022 г. В теоретической части массмедиа раскрываются как динамично развивающийся элемент публичного пространства, тесно связанный с явлением матричной культуры. Сделан вывод о множественности массмедиа, часть которых находятся вне правового регулирования. Практическая часть содержит данные, подтверждающие, что молодежь признает значимую роль массмедиа, в том числе СМИ в формировании культуры, образа жизни, представления о государстве и народе. Наряду с этим отмечено, что молодежь признает риски, которые сопровождают их работу: ангажированность или зависимость журналистов, распространение ненормативной лексики, пропаганда насилия. Таким образом, в статье отражены ключевые аспекты, свидетельствующие о противоречивой роли массмедиа в развитии современной культуры .

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б.В. Бирюкова. Изд. 3-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 416 с.
2 . Майкова В.П. Философия, СМИ и будущее культуры человека: проблема взаимных отношений // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. 2011. № 3. С. 195-198.
3 . Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 14.07.2022) «О средствах массовой информации», статья 2. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa7ca381b18f4/ (дата обращения: 20.07.2022).
4 . Источники информации: предпочтения. Стали ли люди чаще, чем раньше, обращаться за новостями к традиционным СМИ и интернету? // ФОМ: сайт. Публикация от 25.03.2022. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14705 (дата обращения: 20.07.2022).
5 . Молодежь. Инфографика // ФОМ: сайт. URL: https://fom.ru/uploads/Molodezh/index.html (дата обращения: 20.07.2022).
6 . Интегрированные коммуникации в новых медиа: Монография / Под ред. Л.П. Шестеркиной. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. 211 с.
7 . Балчугов А.В., Пахомова Е.А., Устинкин С.В., Фоменков А.А. Перспективы взаимоотношений традиционных и новых медиа // Власть. 2020. № 28-6. С. 89-93.
8 . Тепляшина А.Н. Новые медиа & традиционные СМИ: конкуренция как тренд // Вопросы журналистики. 2018. № 3. С. 24-35.
9 . Чжан Юньшэн. Традиционные СМИ: горизонты развития в эпоху новых медиа // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 491-493. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-388-491-493. EDNQRIZGU.
10 . Саликов А. Ханна Арендт, Юрген Хабермас и переосмысление публичной сферы в эпоху социальных медиа // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 4. С. 88-102.
11 . Публичная сфера: теория, методология, кейс стади: коллектив. моногр. / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой и П.В. Романова (Библиотека «Журнала исследований социальной политики»). М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2013. 360 с.
12 . Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. 384 с.
13 . Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996. 352 с.
14 . Гаспарян Л.С., Данченко Н.Ю., Обшарская А.В., Туснетова А.И. Информационное воздействие на общественное мнение: эффект «спирали молчания» в региональном измерении // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2015. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-vozdeystvie-na-obschestvennoe-mnenie-effekt-spirali-molchaniya-v-regionalnom-izmerenii (дата обращения: 29.10.2023).
15 . Поцелуев С.П., Подшибякина Т.А. О факторах политической радикализации в сетевой коммуникации посредством «эхокамер» // Научная мысль Кавказа. 2018. № 2 (94). С. 29-34.
16 . Бадмацыренов Т.Б., Цыденов А.Б., Хандаров Ф.В. «Третье пространство», «эхо-камеры» и онлайн-сообщества: воспроизводство политических идеологий в социальных сетях // Политическая наука. 2021. № 1. С. 183-204.
17 . Володенков С. В. Влияние технологий интернет-коммуникаций на современные общественно-политические процессы: сценарии, вызовы и акторы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 341-364. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.16.
18 . Устав Союза журналистов России // Союз журналистов России: [сайт]. URL: https://ruj.ru/about/charter (дата обращения: 07.08.2020).
19 . Российский кодекс профессиональных и этических принципов в PR_РАСО // Российская ассоциация по связям с общественностью: [сайт]. URL: https://www.raso.ru/profstandart.php (дата обращения: 07.08.2020).
20 . Сергеева Т.С. Арт-журналистика и современная российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека // Вестник ЧелГУ. 2013. №22 (313). С. 152-156.
21 . Басова М.В., Беленко В.Е. Геймифицированные практики современных СМИ // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2017. № 6. С. 41-52.
22 . Высоцкий В.Б. Медиа в системе современной культуры // Медиасреда. 2020. № 1. P. 12-15. DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10102.
23 . Хабекирова З.С., Хачецукова З.К., Калашаова А.А., Шхумишхова А.Р. Информационная культура как необходимый компонент медиаобразования // Межд. журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. 4-1 (67). С. 161-163.
24 . Замышляева Ю.С. Функционирование феминитивов-неологизмов в современных СМИ // Вестник ЧелГУ. 2021. № 4 (450). С. 52-56.
25 . Егошина Н.Б. Сленг в СМИ: лексикографический аспект: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ярославль, 2013. 25 с.
26 . Е Линь, Кончакова С.В. Прагматические функции неологизмов в современных СМИ // Вестник ТГУ. 2015. № 11 (151). С. 194-198.
27 . Соловьёва А.Д. Новые значения слов в современных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. № 1 (5). С. 38-40.
28 . Скороходова Е.Ю., Щеголева М.М. Роль и употребление неологизмов в современных СМИ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-3. С. 73-78.
29 . Прохорова Е.Д. Ключевые слова эпохи в современных СМИ // Время науки - The Times of Science. 2014. № 2. С. 59-65.
30 . Ерофеева И.В. Язык современных СМИ: проблема миромоделирования // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. 2012. № 4. С. 34-41.
31 . Юсупова А.М. Интернет-культура в языке современных СМИ // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. № 2. C. 62-67.
32 . Шомова С.А. «Война мемов»: новые повороты информационного противостояния // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 250-269. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.5.12.
33 . Гордиенко Н.Н. Просветительская деятельность современных СМИ // Вестник КГУ. 2022. № 1. С. 123-128.
34 . Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Коммуникативно-культурная память: идентификационные ресурсы современных массмедиа // Гуманитарный вектор. 2019. № 5. С. 77-86.
35 . Кихтан В.В., Мамиева Б.Ю. К вопросу о манипулировании в современных СМИ // Вестник ВУиТ. 2018. № 2. С. 236-242.
36 . Бодров А.В., Штейман-Шахмартова О.М. Образ семьи, создаваемый средствами массовой информации Пензенской области // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 4 (12). С. 182-189.
37 . Автаева Н.О. Семейная тематика в современных печатных СМИ // Вестник ННГУ. 2012. № 1-2. С. 293-295.
38 . Савинова О.Н. Ценностные ориентации в зеркале современных СМИ // Вестник ННГУ. 2013. № 4-2. С. 236-238.
39 . Абрамовских Т.А. Роль печатных средств массовой информации в формировании инклюзивной культуры общества (на материале «Российской газеты») // Вестник ЧелГУ. 2017. № 8 (404). С. 5-12.
40 . Нафталиева В.О. Влияние современных СМИ на молодежь // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2011. № 2. С. 182-195.
41 . Мирзаханова З.А., Мирзаханов Д.Г. Роль СМИ в формировании ценностных ориентаций у современной российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 5. С. 68-72.
42 . Ильченко Д.А., Майкова В.П. Влияние СМИ и Интернета на формирование общественного сознания в современной России // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки. 2018. № 4. С. 17-25.
43 . Полонский А.В., Глушкова В.Г. Современные СМИ и проблема интолерантности // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2020. № 1 (36). С. 171-181.
44 . Тарасова А.А. Современные СМИ и публичная дипломатия: контексты // Вестник ЗабГУ. 2019. № 9. С. 97-104.
45 . Шаховский В.И. Современные СМИ: ответственность журналиста // Экология языка и коммуникативная практика. 2019. № 1. С. 1-12.
46 . Хорольский В.В. Медийность и научность: сиамские близнецы или дальние родственники? // Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2015. № 1 (14). С. 42-51.
47 . Козьякова М.И. Медийное пространство и его парадоксы // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 4. С. 189-200.
48 . Назметдинова И.С., Лебедева С.Э. «Новые СМИ» в современном медиадискурсе // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2018. № 4 (100). С. 77-87.
49 . Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп. 2010. № 1. С. 8.
50 . Штейман М.С., Покачалова А.В. Тенденции развития и функционирования трэвел-журналистики в информационном поле российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. № 1. С. 129-146.
51 . Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019. 224 с.