РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ |
научная статья | 338 | ||
41-48 | розничная торговля, торговые сети, инновационно-инвестиционные преобразования, ценностные предложения, электронная торговля, цифровизация, коллаборации, потребительская ценность |
Показано, что современная розничная торговля в России имеет устойчивые тенденции развития и становится ведущим сектором экономики. Процессы трансформации в торговле происходят интенсивно. Современная торговля стала лидером по инновационно-инвестиционным преобразованиям, в т.ч. цифровым. На отдельных этапах развития торговли инновационно-инвестиционные трансформации имеют определенные особенности. В этой связи целью настоящего исследования является выделение особенностей и проведение периодизации инновационно-инвестиционных преобразований в розничной торговле. Объектом исследования являются российские розничные торговые организации. Методология исследования включает контент-анализ современной базы материалов Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, отчетов Министерства экономического развития РФ, авторитетных деловых и информационных агентств, научных публикаций. Использованы такие методы, как анализ и синтез, группировка, сравнение, индукция, дедукция, описание, обобщение и др. Основные результаты . Изучены тенденции развития розничной торговли под влиянием инновационно-инвестиционных факторов. Выявлены особенности инновационно-инвестиционных преобразований на мезо- и микроуровнях. Показана эволюция инноваций в торговле от приватизации до использования цифровых инноваций и возникновения новой отраслевой бизнес-модели - электронной торговли. Изучены особенности инвестирования торговли от частных капиталов предпринимателей на первом этапе до коллабораций в области цифровых инноваций на последнем пятом этапе. Выводы/значимость . За период с 1991 г. до настоящего времени выделены пять этапов развития розничной торговли. Каждый этап характеризуется определенными стратегическими, инфраструктурными, ценностными характеристиками во взаимосвязи с инновационно-инвестиционными факторами. Результаты данного исследования являются основой для решения научных и прикладных проблем, связанных с развитием инновационно-инвестиционной деятельности в российской науке и практике. |
![]() |
1 . Азоев Г.Л., Быкова О.Н., Гарнов А.П. и др. Развитие экономических систем в цифровой экономике: маркетинг, сфера услуг, логистика / Под ред. И.Б. Стукаловой, Р.Р. Сидорчука, О.В. Сагиновой [и др.]. М.: ООО «Русайнс», 2020. 262 с. 2 . Синявская Е.Е. Современные парадигмы российского ритейла // Петербургский экономический журнал. 2020. № 3. С. 32-42. 3 . Чкалова О.В., Ефремова М.В. Доминирование торговли в цепях поставок под влиянием торговых сетей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 1 (45). С. 61-67. 4 . Маркин М.Е. Разлад координации в деловых отношениях участников рынка: к развитию экономической теории конвенций// Теоретическая экономика. 2013. № 6. С. 9-16. 5 . Красюк И.А., Руднева Т.С. Обеспечение инновационного развития розничной торговли в условиях цифровизации: анализ опыта российских и зарубежных компаний // Экономический рост как основа устойчивого развития России: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию образования налоговых органов РФ, Курск, 12-13 ноября 2020 года. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2020. С. 262-267. 6 . Попенкова Д.К., Стукалова И.Б. Трансформация розничной торговли в условиях цифровизации // Вестник Алтайской академии экономики и права. № 2-1. С. 89-99. 7 . Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Cheglov V.P. et al. Retail Transformation under the Influence of Digitalisation and Technology Development in the Context of Globalisation // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. № 1. P. 1-21. 8 . Шнорр Ж.П. Адаптация ритейла в условиях новых вызовов и внешних ограничений // Потребительский рынок: устойчивое развитие в условиях новых вызовов: Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Новосибирск, 10 ноября 2022 года / Под ред. Ю.Ю. Миллер. Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2022. С. 73-77. 9 . Красильникова Е.А., Липатов Н.С. Собственные торговые марки розничных торговых сетей как устойчивая тенденция развития торговли // Лизинг. 2023. № 1. С. 25-31. 10 . Global Development Index [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kearney.com/documents/291362523/291368136/GRDIpdf/70b8727f-69ad-732a-38a2-6c4406b69d8b?t=1497349362000 (да-та обращения: 01.10.2023). 11 . Чкалова О.В. Опыт развития торгово-развле-кательных центров в России // Современная торговля: теория, практика, перспективы развития: Материалы Первой Российской инновационной научно-практической конференции. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2012. С. 643-648. 12 . Knight Frank [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.knightfrank.ru/ (дата обращения: 02.02.2023). 13 . Chkalova O.V., Efremova M.V., Muranova T.D. The Efficiency of Service Sector Organizations on the Basis of Customer Satisfaction // International Scientific Conference «Global Challenges of Digital Transformation of Markets - GDTM 2020». 24-25 September, 2020. Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Digitalization of trade networks and global markets. P. 122-128. 14 . Полонский С.Ю. Стратегическое управление прибыльным ростом корпорации. СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2007. 233 с. 15 . Медведева Ю.Ю., Воронов А.А., Волненко В.Н. Омниканальность как маркетинговая стратегия развития торговли // Актуальные проблемы науки и техники. 2022: Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 16-18 марта 2022 года / Отв. редактор Н.А. Шевченко. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2022. С. 394-395. 16 . Парамонова Т.Н. Омниканальные продажи - перспективное направление развития розничной торговли России // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. № 11. С. 54-59. 17 . Маркетинговое исследование «Интернет-тор-говля в России 2022» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://datainsight.ru/eCommerce_2022 (дата обращения: 02.02.2023). 18 . Аналитический отчет компании Deloitte. Мировой сектор розничной торговли 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://exportpartner.com/wp-con tent/uploads/2023/05/deloitte-nl-consumer-global-powers-of-retailing-2023.pdf (дата обращения: 07.10.2023). 19 . Брежнева В.М., Долгих О.С. Массовая кастомизация услуг розничной торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 2 (50) С. 326-332. 20 . Латышова Л.С., Липсиц И.В., Ойнер О.К. и др. Клиентоориентированность: исследования, стратегии, технологии: Монография. М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. 241 с. 21 . Жатикова Д.В., Полторако А.В., Матковская Я.С. Элементы цифрового маркетинга для формирования коммуникаций с потребителями // Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов XVII Международной конференции, Екатеринбург, 17-19 ноября 2022 года. Екатеринбург: ООО «Издательский Дом «Ажур», 2023. С. 559-561. 22 . Chkalova O.V, Bolshakova I.V., Kopasovskaya N.G. et al. Online food trade in non-capital regions // Global Challenges of Digital Transformation of Markets. New York: Nova Science Publishers, Inc., 2021. P. 143-157. 23 . Симачев Ю.В., Федюнина А.А., Ершова Н.В., Мисихина С.Г. Российская розничная торговля до, во время и после коронакризиса // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2021. № 5 (563). С. 29-52. 24 . Сейфуллаева М.Э., Чеглов В.П., Панасенко С.В. Проблемы и перспективы розничной торговли в России: первые итоги влияния пандемии и что нас ждет в обозримом будущем // Маркетинг в России и за рубежом. 2021. № 1. С. 75-84. |