Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

РАЗВИТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
338
Страницы
41-48
Ключевые слова
розничная торговля, торговые сети, инновационно-инвестиционные преобразования, ценностные предложения, электронная торговля, цифровизация, коллаборации, потребительская ценность

Авторы
Чкалова О.В.
Муранова Т.Д.

Место работы
Чкалова О.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Муранова Т.Д.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Показано, что современная розничная торговля в России имеет устойчивые тенденции развития и становится ведущим сектором экономики. Процессы трансформации в торговле происходят интенсивно. Современная торговля стала лидером по инновационно-инвестиционным преобразованиям, в т.ч. цифровым. На отдельных этапах развития торговли инновационно-инвестиционные трансформации имеют определенные особенности. В этой связи целью настоящего исследования является выделение особенностей и проведение периодизации инновационно-инвестиционных преобразований в розничной торговле. Объектом исследования являются российские розничные торговые организации. Методология исследования включает контент-анализ современной базы материалов Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, отчетов Министерства экономического развития РФ, авторитетных деловых и информационных агентств, научных публикаций. Использованы такие методы, как анализ и синтез, группировка, сравнение, индукция, дедукция, описание, обобщение и др. Основные результаты . Изучены тенденции развития розничной торговли под влиянием инновационно-инвестиционных факторов. Выявлены особенности инновационно-инвестиционных преобразований на мезо- и микроуровнях. Показана эволюция инноваций в торговле от приватизации до использования цифровых инноваций и возникновения новой отраслевой бизнес-модели - электронной торговли. Изучены особенности инвестирования торговли от частных капиталов предпринимателей на первом этапе до коллабораций в области цифровых инноваций на последнем пятом этапе. Выводы/значимость . За период с 1991 г. до настоящего времени выделены пять этапов развития розничной торговли. Каждый этап характеризуется определенными стратегическими, инфраструктурными, ценностными характеристиками во взаимосвязи с инновационно-инвестиционными факторами. Результаты данного исследования являются основой для решения научных и прикладных проблем, связанных с развитием инновационно-инвестиционной деятельности в российской науке и практике.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Азоев Г.Л., Быкова О.Н., Гарнов А.П. и др. Развитие экономических систем в цифровой экономике: маркетинг, сфера услуг, логистика / Под ред. И.Б. Стукаловой, Р.Р. Сидорчука, О.В. Сагиновой [и др.]. М.: ООО «Русайнс», 2020. 262 с.
2 . Синявская Е.Е. Современные парадигмы российского ритейла // Петербургский экономический журнал. 2020. № 3. С. 32-42.
3 . Чкалова О.В., Ефремова М.В. Доминирование торговли в цепях поставок под влиянием торговых сетей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 1 (45). С. 61-67.
4 . Маркин М.Е. Разлад координации в деловых отношениях участников рынка: к развитию экономической теории конвенций// Теоретическая экономика. 2013. № 6. С. 9-16.
5 . Красюк И.А., Руднева Т.С. Обеспечение инновационного развития розничной торговли в условиях цифровизации: анализ опыта российских и зарубежных компаний // Экономический рост как основа устойчивого развития России: Сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию образования налоговых органов РФ, Курск, 12-13 ноября 2020 года. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2020. С. 262-267.
6 . Попенкова Д.К., Стукалова И.Б. Трансформация розничной торговли в условиях цифровизации // Вестник Алтайской академии экономики и права. № 2-1. С. 89-99.
7 . Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Cheglov V.P. et al. Retail Transformation under the Influence of Digitalisation and Technology Development in the Context of Globalisation // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. № 1. P. 1-21.
8 . Шнорр Ж.П. Адаптация ритейла в условиях новых вызовов и внешних ограничений // Потребительский рынок: устойчивое развитие в условиях новых вызовов: Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Новосибирск, 10 ноября 2022 года / Под ред. Ю.Ю. Миллер. Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2022. С. 73-77.
9 . Красильникова Е.А., Липатов Н.С. Собственные торговые марки розничных торговых сетей как устойчивая тенденция развития торговли // Лизинг. 2023. № 1. С. 25-31.
10 . Global Development Index [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kearney.com/documents/291362523/291368136/GRDIpdf/70b8727f-69ad-732a-38a2-6c4406b69d8b?t=1497349362000 (да-та обращения: 01.10.2023).
11 . Чкалова О.В. Опыт развития торгово-развле-кательных центров в России // Современная торговля: теория, практика, перспективы развития: Материалы Первой Российской инновационной научно-практической конференции. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2012. С. 643-648.
12 . Knight Frank [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.knightfrank.ru/ (дата обращения: 02.02.2023).
13 . Chkalova O.V., Efremova M.V., Muranova T.D. The Efficiency of Service Sector Organizations on the Basis of Customer Satisfaction // International Scientific Conference «Global Challenges of Digital Transformation of Markets - GDTM 2020». 24-25 September, 2020. Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Digitalization of trade networks and global markets. P. 122-128.
14 . Полонский С.Ю. Стратегическое управление прибыльным ростом корпорации. СПб.: Изд-во СПбГАСУ, 2007. 233 с.
15 . Медведева Ю.Ю., Воронов А.А., Волненко В.Н. Омниканальность как маркетинговая стратегия развития торговли // Актуальные проблемы науки и техники. 2022: Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 16-18 марта 2022 года / Отв. редактор Н.А. Шевченко. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2022. С. 394-395.
16 . Парамонова Т.Н. Омниканальные продажи - перспективное направление развития розничной торговли России // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. № 11. С. 54-59.
17 . Маркетинговое исследование «Интернет-тор-говля в России 2022» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://datainsight.ru/eCommerce_2022 (дата обращения: 02.02.2023).
18 . Аналитический отчет компании Deloitte. Мировой сектор розничной торговли 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://exportpartner.com/wp-con tent/uploads/2023/05/deloitte-nl-consumer-global-powers-of-retailing-2023.pdf (дата обращения: 07.10.2023).
19 . Брежнева В.М., Долгих О.С. Массовая кастомизация услуг розничной торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 2 (50) С. 326-332.
20 . Латышова Л.С., Липсиц И.В., Ойнер О.К. и др. Клиентоориентированность: исследования, стратегии, технологии: Монография. М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. 241 с.
21 . Жатикова Д.В., Полторако А.В., Матковская Я.С. Элементы цифрового маркетинга для формирования коммуникаций с потребителями // Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов XVII Международной конференции, Екатеринбург, 17-19 ноября 2022 года. Екатеринбург: ООО «Издательский Дом «Ажур», 2023. С. 559-561.
22 . Chkalova O.V, Bolshakova I.V., Kopasovskaya N.G. et al. Online food trade in non-capital regions // Global Challenges of Digital Transformation of Markets. New York: Nova Science Publishers, Inc., 2021. P. 143-157.
23 . Симачев Ю.В., Федюнина А.А., Ершова Н.В., Мисихина С.Г. Российская розничная торговля до, во время и после коронакризиса // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2021. № 5 (563). С. 29-52.
24 . Сейфуллаева М.Э., Чеглов В.П., Панасенко С.В. Проблемы и перспективы розничной торговли в России: первые итоги влияния пандемии и что нас ждет в обозримом будущем // Маркетинг в России и за рубежом. 2021. № 1. С. 75-84.