ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ И ТРЕБОВАНИЙ К НЕМУ В ЦЕЛЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 65.012 | ||
7-16 | бизнес-модель, стратегический менеджмент, бизнес-моделирование, понятие бизнес-модели, методика разработки бизнес-модели, корпоративная стратегия, стратегия организации, стратегическое планирование, требования к понятию бизнес-модели |
Целью статьи является определение понятия бизнес-модели и требований, предъявляемых к этому понятию, для методического обеспечения бизнес-моделирования, стратегического менеджмента и планирования деятельности организации. Авторами сформулированы универсальные требования, которым должно отвечать понятие бизнес-модели: методическая обеспеченность, комплексность и полнота, универсальность применения, научная интегрированность, устойчивость, гибкость, аналитичность и прогнозируемость, фундаментальность. С уч?том наличия в науке множества зачастую противоречащих друг другу версий понятия бизнес-модели указанные требования будут полезны для систематизации научной работы в данной области. После анализа российских и зарубежных научных публикаций предложена авторская версия понятия бизнес-модели, удовлетворяющая указанным требованиям, в которой выделены следующие составляющие: продуктовый портфель, способ и технологические особенности производства, целевой рынок, целевая рыночная ниша, способы и каналы продаж. Предложенный подход к определению понятия бизнес-модели охватывает все ключевые аспекты деятельности организации, является универсальным и практически применимым, что выгодно отличает его от многих других версий данного понятия. Предложенное понятие бизнес-модели лежит в основе универсальной межотраслевой методики разработки и прогнозирования производительности и экономической эффективности бизнес-модели организации (методики бизнес-моделирования), которая апробирована в консалтинговых и образовательных внедренческих проектах Бизнес-школы EMAS в России и за рубежом. Понятие может использоваться в науке для дальнейшего изучения феномена бизнес-модели, а также в практической деятельности в качестве основы для бизнес-моделирования и разработки корпоративной стратегии организации. Разработанные требования, предъявляемые к понятию бизнес-модели, могут использоваться в качестве основы для формулирования альтернативных версий этого понятия. |
![]() |
1 . Lanzolla G., Markides C. A business model view of strategy // Journal of Management Studies. 2021. Vol. 58. Issue 2. P. 540-553. 2 . Zott C., Amit R. and Massa L. The business model: Recent developments and future research // Journal of Management. 2011. Vol. 37. P. 1019-1042. 3 . Teece D.J. Business models, business strategy and innovation // Long Range Planning. 2010. Vol. 43. P. 172-194. 4 . McDonald R.M., Eisenhardt K.M. Parallel play: startups, nascent markets, and effective business-model design // Administrative Science Quarterly. 2020. Vol. 65. Issue 2. P. 483-523. 5 . Yahaya I.S., Senin A.B.A., Yusuf M.M.B. et al. Review of literature on business models and innovation // J. of Adv. Research in Dynamical & Control Systems. 2020. Vol. 12. 05-Special Issue. P. 1470-1486. 6 . Silvia C., Truzzi S. Sustainable business models: Literature review of main contributions and themes // International Journal of Business and Management. 2020. Vol. 15. № 5. P. 11-25. 7 . Ким У.Ч., Моборн Р. Стратегия голубого океана: Пер. с англ. М.: Hippo, 2005. 272 с. 8 . Fleisher C.S., Bensoussan B.E. Business and competitive analysis effective application of new and classic methods. New Jersey: Pearson Education, 2007. 491 p. 9 . Ries E. The lean startup: How today's entrepreneurs use continuous innovation to create radically successful businesses. New York: Crown Business, 2011. 336 p. 10 . Ries E. The startup way: How modern companies use entrepreneurial management to transform culture and drive long-term growth. New York: Currency, 2017. 400 p. 11 . Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2012. 288 с. 12 . Osterwalder A., Pigneur Y., Smith A., Etiemble F. The invincible company: How to constantly reinvent your organization with inspiration from the world's best business models. New Jersey: John Wiley, 2020. 400 p. 13 . Bland D.J., Osterwalder A. Testing business ideas. New Jersey: John Wiley, 2020. 368 p. 14 . Ramadan A., Peterson D., Lochhead C., Maney K. Play bigger: How pirates, dreamers, and innovators create and dominate markets. New York: HarperCollins, 2016. 272 p. 15 . Firend A.R. Business model: Simplified with examples from global companies. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2018. 262 p. 16 . Котельников В.Ю. TEN3: Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями. М.: Эксмо, 2007. 96 с. 17 . Бобрышев А.Д., Тарабрин М.Б., Тарабрин К.М. Анализ динамики развития представлений о бизнес-моделях и основных подходов к их построению // Вестник МИТХТ им. М.В. Ломоносова. 2014. Т. 9. № 4. С. 80-87. 18 . Бобрышев А.Д., Пирогов Н.Л., Хайдуков В.П. Методический подход к оценке потенциала бизнес-модели предприятия // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2018. Т. 9. № 1. С. 25-39. 19 . Нехода Е.В., Редчикова Н.А., Тюленева Н.А. Бизнес-модели компаний: от прибыли к устойчивому развитию и созданию ценности // Управленец. 2018. Т. 9. № 4. С. 9-19. 20 . Климанов Д.Е., Третьяк О.А. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12. № 3. С. 107-130. 21 . Трапезников С.И. Развитие бизнес-моделей компаний: организационные инновации // Сибирская финансовая школа. 2010. № 1 (78). С. 115-118. 22 . Ордынец А.А., Федорук С.Ю. Понятие и классификация современных бизнес-моделей в сфере гостеприимства и разработка бизнес-модели устойчивого развития организации // Инновационное развитие техники и технологий в промышленности (ИНТЕКС-2021): Сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 12-15 апреля 2021 года. Часть 6. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2021. С. 226-229. 23 . Груздева Е.В., Гостилович А.О. Типология бизнес-моделей в экономике совместного потребления // Трансформация бизнес-моделей в условиях цифровой экономики: Сборник материалов научно-практической конференции, Москва, 12-18 декабря 2017 года. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (экономический факультет), 2018. С. 28-40. 24 . Мандрик О.Г., Стасеня Т.П. Теоретические и аналитические аспекты формирования коммерческой бизнес-модели // Инженерная экономика и управление в современных условиях: Материалы научно-практической конференции, приуроченной к 50-летию инженерно-экономического факультета. Донецк, 9 октября 2019 года. Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2019. С. 212-221. 25 . Карагод В.С., Голубева Н.А., Ерохина Е.И., Мотолянец М.В. Генезис и идентификация понятия бизнес-модели в национальном и зарубежном научном пространстве // Финансовая экономика. 2020. № 3. С. 54-61. 26 . Орехова С.В., Баусова Ю.С. К вопросу о феномене бизнес-модели // Современная конкуренция. 2020. Т. 14. № 1 (77). С. 58-75. 27 . Третьяк О.А., Климанов Д.Е. Новый подход к анализу бизнес-моделей // Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14. № 1. С. 115-130. 28 . Бариленко В.И., Бутусов Д.В., Гавель О.Ю. Аналитическое обоснование бизнес-модели коммерческой организации. М.: ООО «Изд-во «КноРус», 2023. 224 с. 29 . Коляда А. Следующий уровень: Стратегический менеджмент новой эпохи. М.: Альпина ПРО, 2023. 616 с. 30 . Коляда А.А., Плехова Ю.О. Методика разработки бизнес-модели организации и прогнозирования её экономической эффективности // Теория и практика общественного развития. 2023. Вып. 8. С. 101-112. 31 . Бутусов Д.В. Аналитическое обоснование бизнес-модели компании - оператора автомобильного рынка: Дис. … канд. экон. наук. М.: Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2021. 206 с. 32 . Маркова В.Д. Бизнес-модель: сущность и инновационная составляющая // Проблемы современной экономики. 2010. № 2 (34). С. 38-42. 33 . Орехова С.В., Мисюра А.В., Баусова Ю.С. Стратегия vs. бизнес-модель: эволюция и дифференциация // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2020. № 3. С. 160-181. 34 . Коляда А. Эффективные инструменты стратегического анализа. Как принять верное решение о стратегии развития предприятия. Н. Новгород: Изд-во Бизнес-Школы EMAS, 2014. 174 с. 35 . Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2006. 36 . Третьяков В.П., Колеснёва Е.П., Любецкий П.Б. Сегментация рынка. Методические указания для студентов экономических и неэкономических специальностей. Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2005. 40 с. 37 . Gassmann O., Frankenberger K., Csik M. The business model navigator. 55 models that will revolutionise your business. Pearson Education Limited, 2014. 387 p. |