Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ИТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
372.881.111.1
Страницы
282-290
Ключевые слова
мотивация, инструментальная мотивация, интегративная мотивация, тревожность, студенты ИТ-специальностей

Авторы
Лихачёва Т.С.
Стрепетова Н.В.

Место работы
Лихачёва Т.С.
Волгоградский государственный технический университет

Стрепетова Н.В.
Волгоградский государственный технический университет


Аннотация
Рассматривается феномен мотивации как ключевой движущей силы при овладении иностранным языком, отмечается ее важность для успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Особое внимание уделяется инструментальному и интегративному типам мотивации, а также тревожности как одному из наиболее значимых аффективных факторов мотивации. Для выявления мотивов изучения английского языка у студентов первого курса ИТ-специальностей Волгоградского государственного технического университета обобщаются результаты анкетирования. Представлено описание методики исследования, основанной на тест-батарее «Отношения»/«Мотивация» (AMTB) Р.К. Гарднера, полученные значения по каждому утверждению анкеты анализируются с помощью методов описательной статистики. Указывается, что основные мотивирующие факторы относятся к интегративному типу мотивации, хотя инструментальная мотивация также находится на довольно высоком уровне. Отмечается, что студенты ИТ-специальностей редко испытывают состояние тревоги в ситуации формального изучения английского языка. Сформулированы перспективы дальнейших исследований в области мотивации изучения английского языка в вузе.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Кайыржанова Е.Е., Большаков И.А. Роль английского языка в профессии информационные технологии // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. Вып. 1(69). Ч. 2. C. 52-56. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary4478050957857491.pdf (дата обращения: 16.05.2023).
2 . Петровская Т.С., Рыманова И.Е. Мотивация изучения английского языка студентами технического вуза при смешанном обучении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (37): в 2 ч. Ч. I. C. 152-154.
3 . Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-motivov-izucheniya-inostrannogo-yazyka-studentami-neyazykovyh-napravleniy-mininskogo-universiteta (дата обращения: 16.05.2023).
4 . Андронкина Н.М. Проблемы обучения иноязычному общению в преподавании иностранного языка как специальности // Обучение языкам в школе и вузе. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 190 с.
5 . Siska S. Using film to increase motivation for speaking in English course classroom // TELL - US Journal. 2015. № 1 (2). P. 51-57. URL: http://repo.stkip-pgri-sumbar.ac.id/id/eprint/3492/1/1287-3498-1-PB%281%29.pdf (дата обращения: 20.03.2023).
6 . Harmer J. The practice of English language teaching. London: Longman, 2008. 448 p.
7 . Wimolmas R. A Survey Study of Motivation in English Language Learning of First Year Undergraduate Students at Sirindhorn International Institute of Technology (SIIT), Thammasat University // Thammasat University, Thailand, 2021. V. 1. № 1. P. 904-914. URL: http://litu.tu.ac.th/journal/FLLTCP/Proceeding/904.pdf (дата обращения: 09.05.2023).
8 . Минеева О.А., Колдина М.И. Особенности мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка // Карельский научный журн. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 17-20.
9 . Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журн. 2015. № 3 (12). С. 36-40.
10 . Смоловик О.В., Шутова Н.В. Особенности притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журн.). 2018. Т. 9. № 4-1. С.644-75. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/233912003.pdf (дата обращения: 12.01.2023).
11 . Турбина Е.П. Формирование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-motivatsii-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 17.05.2023).
12 . Новожилова Л.И., Перевезенцев А.Ю. Повышение иноязычной коммуникативной компетенции на практических занятиях по английскому языку // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 3 (63). C. 180-85. URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/181159422021-3(63)_unicode/23.pdf (дата обращения: 28.05.2023).
13 . Gonzales R.D. Differences in Motivational Orientation in Foreign Language Learning Context: Findings from Filipino Foreign Language Learners // The Assessment Handbook. 2011. V. 4 (2). P. 19-42. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2746285 (дата обращения: 15.04.2023).
14 . Crisfield E., White J., Pawlak M. New perspectives on individual differences in language learning and teaching. London: Springer Heidelberg, 2012. 366 p.
15 . Gass S.M., Selinker L. Second language acquisition: An introductory course (3rd ed.). NY: Routledge, 2008. 592 p.
16 . D?rnyei Z. Motivation in second and foreign language learning // A Journal of Language Teaching. 1998. № 31 (3). P. 117-135. URL: https://www.academia.edu/1333438/Motivation_in_second_and_foreign_language_learning (дата обращения: 15.01.2023).
17 . Brown H.D. Principles of language learning and teaching (5th ed.). New York: Pearson/Longman, 2007. 410 p.
18 . Gardner R.C. Motivation and second language acquisition // Porta Linguarum. № 8. 2007. P. 9-20. URL: https://digibug.ugr.es/bitstream/handle/10481/31616/Gardner.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 26.01.2023).
19 . Werner B. A theory of motivation for some classroom experiences // Journal of Educational Psychology. 1999. Vol. 71. № P. 3-25.
20 . Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Монография. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
21 . Фурманова В.П., Шамов А.Н. Мотивация как основа успешного овладения иностранным языком в школе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2012. № 18. С. 177-188.
22 . D?rnyei Motivation and Motivating in the Foreign Language Classroom // The Modern Language Journal. 1994. Vol. 78. № 3. P. 273-284. URL: https://doi.org/10.2307/330107 (дата обращения: 23.06.2023).
23 . Gardner R.C., Lambert W.E. Attitudes and Motivation in Second Language Learning. Rowley, MA: Newbury House Publishers, 1972. 313 p.
24 . Kachru B. World Englishes and Applied Linguistics // Languages and Standards: Issues, Attitudes, Case Studies, 1991. P. 178-
25 . Поляков О.Г. Когнитивные и аффективные факторы успешного обучения иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (18): в 2 ч. Ч. I. C. 162-164.
26 . Krashen S. Principles and Practice in Second Language Acquisition, 1982. 202 p. URL: https://www.com/content/books/principlesandpractice.pdf (дата обращения: 11.04.2023).
27 . Horwitz E.K., Horwitz M.B., Cope J. Foreign Language Classroom Anxiety // The Modern Language 1986. № 70 (2). P. 125-132. URL: https://doi.org/10.2307/327317 (дата обращения: 15.05.2023).
28 . Gardner R.C. The Attitude/Motivation Test Battery: Technical Report. University of Western Ontario, 1985. 26 p. URL: https://publish.uwo.ca/~gardner/docs/AMTBmanual.pdf (дата обращения: 26.01.2023).
29 . Соловьева Н.А. Исследование уровня мотивации в изучении английского языка как профильного среди студентов-лингвистов Тихоокеанского государственного университета // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 85-88. URL: https://doi:10.24412/1991-5497-2021-489-85-88 (дата обращения: 26.01.2023).
30 . Fithri S. Students’ Motivation in EFL Learning // TELL-US Journal. 2018. № 4. P. 107-119. URL: https://doi.org/10.22202/tus.2018.v4i2779 (дата обращения: 24.01.2023).
31 . Hussain M., Salam A., Farid A. Students’ Motivation in English Language Learning (ELL): An Exploratory Study of Motivational Factors for EFL and ESL Adult Learners // International Journal of Applied Linguistics and English Literature, 2020. № 9 (14). P. 15-28. URL: https://doi.org/10.7575/aiac.ijalel.v.9n.4p.15 (дата обращения: 23.01.2023).
32 . Sharma H. How short or long should be a questionnaire for any research? Researchers dilemma in deciding the appropriate questionnaire length // Saudi Journal of Anaesthesia. 2022. Vol. 16 (1). P. 65-68. URL: https://doi.org/10.4103/sja.sja_163_21 (дата обращения: 23.06.2023).
33 . Goodhue D, Loiacono-Mello E.T. Randomizing survey question order vs. grouping questions by construct: an empirical test of the impact on apparent reliabilities and links to related constructs // Proceedings of the 35th Annual Hawaii International Conference on System Sciences, 2002. P. 3456-3465. URL: https://doi.ieeecomputersociety.org/10.1109/HICSS.2002.994385 (дата обращения: 24.05.2023).
34 . Jozsa K., Morgan G. Reversed Items in Likert Scales: Filtering Out Invalid Responders // Journal of Psychological and Educational Research. 2017. № 25. 7-25. URL: https://faculty.ksu.edu.sa/sites/default/files/likert2_0.pdf (дата обращения: 24.05.2023).
35 . Pimentel J. Some Biases in Likert Scaling Usage and its Correction // International Journal of Sciences: Basic and Applied Research (IJSBAR). 2019. P. 183-191. URL: https://www.gssrr.org/index.php/JournalOfBasicAndApplied/article/view/9874/4329 (дата обращения: 24.03.2023).
36 . Шобонова Л.Ю., Голубева О.В., Григорян К.М., Мухина Е.С., Голубев А.А. Значимость роли изучения английского языка в жизни и профессии современной молодежи // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2019. № 7 (41). С. 169-174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachimost-roli-izucheniya-angliyskogo-yazyka-v-zhizni-i-professii-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 09.05.2023).
37 . Ai J. The Role of Motivation in Second Language Acquisition: A review // Proceedings of the 2021 3rd International Conference on Literature, Art and Human Development (ICLAHD 2021). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2021. V. 594. URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/iclahd-21/125964829 (дата обращения: 26.05.2023).