МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ИТ-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ |
научная статья | 372.881.111.1 | ||
282-290 | мотивация, инструментальная мотивация, интегративная мотивация, тревожность, студенты ИТ-специальностей |
Рассматривается феномен мотивации как ключевой движущей силы при овладении иностранным языком, отмечается ее важность для успешного формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Особое внимание уделяется инструментальному и интегративному типам мотивации, а также тревожности как одному из наиболее значимых аффективных факторов мотивации. Для выявления мотивов изучения английского языка у студентов первого курса ИТ-специальностей Волгоградского государственного технического университета обобщаются результаты анкетирования. Представлено описание методики исследования, основанной на тест-батарее «Отношения»/«Мотивация» (AMTB) Р.К. Гарднера, полученные значения по каждому утверждению анкеты анализируются с помощью методов описательной статистики. Указывается, что основные мотивирующие факторы относятся к интегративному типу мотивации, хотя инструментальная мотивация также находится на довольно высоком уровне. Отмечается, что студенты ИТ-специальностей редко испытывают состояние тревоги в ситуации формального изучения английского языка. Сформулированы перспективы дальнейших исследований в области мотивации изучения английского языка в вузе. |
![]() |
1 . Кайыржанова Е.Е., Большаков И.А. Роль английского языка в профессии информационные технологии // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. Вып. 1(69). Ч. 2. C. 52-56. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary4478050957857491.pdf (дата обращения: 16.05.2023). 2 . Петровская Т.С., Рыманова И.Е. Мотивация изучения английского языка студентами технического вуза при смешанном обучении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (37): в 2 ч. Ч. I. C. 152-154. 3 . Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-motivov-izucheniya-inostrannogo-yazyka-studentami-neyazykovyh-napravleniy-mininskogo-universiteta (дата обращения: 16.05.2023). 4 . Андронкина Н.М. Проблемы обучения иноязычному общению в преподавании иностранного языка как специальности // Обучение языкам в школе и вузе. СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 190 с. 5 . Siska S. Using film to increase motivation for speaking in English course classroom // TELL - US Journal. 2015. № 1 (2). P. 51-57. URL: http://repo.stkip-pgri-sumbar.ac.id/id/eprint/3492/1/1287-3498-1-PB%281%29.pdf (дата обращения: 20.03.2023). 6 . Harmer J. The practice of English language teaching. London: Longman, 2008. 448 p. 7 . Wimolmas R. A Survey Study of Motivation in English Language Learning of First Year Undergraduate Students at Sirindhorn International Institute of Technology (SIIT), Thammasat University // Thammasat University, Thailand, 2021. V. 1. № 1. P. 904-914. URL: http://litu.tu.ac.th/journal/FLLTCP/Proceeding/904.pdf (дата обращения: 09.05.2023). 8 . Минеева О.А., Колдина М.И. Особенности мотивации студентов нелингвистических специальностей к изучению иностранного языка // Карельский научный журн. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 17-20. 9 . Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журн. 2015. № 3 (12). С. 36-40. 10 . Смоловик О.В., Шутова Н.В. Особенности притязаний студентов в процессе изучения иностранного языка // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журн.). 2018. Т. 9. № 4-1. С.644-75. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/233912003.pdf (дата обращения: 12.01.2023). 11 . Турбина Е.П. Формирование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-motivatsii-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 17.05.2023). 12 . Новожилова Л.И., Перевезенцев А.Ю. Повышение иноязычной коммуникативной компетенции на практических занятиях по английскому языку // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 3 (63). C. 180-85. URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/181159422021-3(63)_unicode/23.pdf (дата обращения: 28.05.2023). 13 . Gonzales R.D. Differences in Motivational Orientation in Foreign Language Learning Context: Findings from Filipino Foreign Language Learners // The Assessment Handbook. 2011. V. 4 (2). P. 19-42. URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2746285 (дата обращения: 15.04.2023). 14 . Crisfield E., White J., Pawlak M. New perspectives on individual differences in language learning and teaching. London: Springer Heidelberg, 2012. 366 p. 15 . Gass S.M., Selinker L. Second language acquisition: An introductory course (3rd ed.). NY: Routledge, 2008. 592 p. 16 . D?rnyei Z. Motivation in second and foreign language learning // A Journal of Language Teaching. 1998. № 31 (3). P. 117-135. URL: https://www.academia.edu/1333438/Motivation_in_second_and_foreign_language_learning (дата обращения: 15.01.2023). 17 . Brown H.D. Principles of language learning and teaching (5th ed.). New York: Pearson/Longman, 2007. 410 p. 18 . Gardner R.C. Motivation and second language acquisition // Porta Linguarum. № 8. 2007. P. 9-20. URL: https://digibug.ugr.es/bitstream/handle/10481/31616/Gardner.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 26.01.2023). 19 . Werner B. A theory of motivation for some classroom experiences // Journal of Educational Psychology. 1999. Vol. 71. № P. 3-25. 20 . Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Монография. М.: Просвещение, 1990. 192 с. 21 . Фурманова В.П., Шамов А.Н. Мотивация как основа успешного овладения иностранным языком в школе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2012. № 18. С. 177-188. 22 . D?rnyei Motivation and Motivating in the Foreign Language Classroom // The Modern Language Journal. 1994. Vol. 78. № 3. P. 273-284. URL: https://doi.org/10.2307/330107 (дата обращения: 23.06.2023). 23 . Gardner R.C., Lambert W.E. Attitudes and Motivation in Second Language Learning. Rowley, MA: Newbury House Publishers, 1972. 313 p. 24 . Kachru B. World Englishes and Applied Linguistics // Languages and Standards: Issues, Attitudes, Case Studies, 1991. P. 178- 25 . Поляков О.Г. Когнитивные и аффективные факторы успешного обучения иностранному языку в высшей школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (18): в 2 ч. Ч. I. C. 162-164. 26 . Krashen S. Principles and Practice in Second Language Acquisition, 1982. 202 p. URL: https://www.com/content/books/principlesandpractice.pdf (дата обращения: 11.04.2023). 27 . Horwitz E.K., Horwitz M.B., Cope J. Foreign Language Classroom Anxiety // The Modern Language 1986. № 70 (2). P. 125-132. URL: https://doi.org/10.2307/327317 (дата обращения: 15.05.2023). 28 . Gardner R.C. The Attitude/Motivation Test Battery: Technical Report. University of Western Ontario, 1985. 26 p. URL: https://publish.uwo.ca/~gardner/docs/AMTBmanual.pdf (дата обращения: 26.01.2023). 29 . Соловьева Н.А. Исследование уровня мотивации в изучении английского языка как профильного среди студентов-лингвистов Тихоокеанского государственного университета // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). С. 85-88. URL: https://doi:10.24412/1991-5497-2021-489-85-88 (дата обращения: 26.01.2023). 30 . Fithri S. Students’ Motivation in EFL Learning // TELL-US Journal. 2018. № 4. P. 107-119. URL: https://doi.org/10.22202/tus.2018.v4i2779 (дата обращения: 24.01.2023). 31 . Hussain M., Salam A., Farid A. Students’ Motivation in English Language Learning (ELL): An Exploratory Study of Motivational Factors for EFL and ESL Adult Learners // International Journal of Applied Linguistics and English Literature, 2020. № 9 (14). P. 15-28. URL: https://doi.org/10.7575/aiac.ijalel.v.9n.4p.15 (дата обращения: 23.01.2023). 32 . Sharma H. How short or long should be a questionnaire for any research? Researchers dilemma in deciding the appropriate questionnaire length // Saudi Journal of Anaesthesia. 2022. Vol. 16 (1). P. 65-68. URL: https://doi.org/10.4103/sja.sja_163_21 (дата обращения: 23.06.2023). 33 . Goodhue D, Loiacono-Mello E.T. Randomizing survey question order vs. grouping questions by construct: an empirical test of the impact on apparent reliabilities and links to related constructs // Proceedings of the 35th Annual Hawaii International Conference on System Sciences, 2002. P. 3456-3465. URL: https://doi.ieeecomputersociety.org/10.1109/HICSS.2002.994385 (дата обращения: 24.05.2023). 34 . Jozsa K., Morgan G. Reversed Items in Likert Scales: Filtering Out Invalid Responders // Journal of Psychological and Educational Research. 2017. № 25. 7-25. URL: https://faculty.ksu.edu.sa/sites/default/files/likert2_0.pdf (дата обращения: 24.05.2023). 35 . Pimentel J. Some Biases in Likert Scaling Usage and its Correction // International Journal of Sciences: Basic and Applied Research (IJSBAR). 2019. P. 183-191. URL: https://www.gssrr.org/index.php/JournalOfBasicAndApplied/article/view/9874/4329 (дата обращения: 24.03.2023). 36 . Шобонова Л.Ю., Голубева О.В., Григорян К.М., Мухина Е.С., Голубев А.А. Значимость роли изучения английского языка в жизни и профессии современной молодежи // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2019. № 7 (41). С. 169-174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachimost-roli-izucheniya-angliyskogo-yazyka-v-zhizni-i-professii-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 09.05.2023). 37 . Ai J. The Role of Motivation in Second Language Acquisition: A review // Proceedings of the 2021 3rd International Conference on Literature, Art and Human Development (ICLAHD 2021). Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2021. V. 594. URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/iclahd-21/125964829 (дата обращения: 26.05.2023). |