Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ МНОГОВЕКТОРНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37.022
Страницы
258-267
Ключевые слова
общетехнические дисциплины, многовекторность научно-технического развития, прин- ципы формирования содержания, приоритетные направления технологического развития, преподавание общетехнических дисциплин

Авторы
Стариченко Б.Е.
Усольцев А.П.

Место работы
Стариченко Б.Е.
Уральский государственный педагогический университет

Усольцев А.П.
Уральский государственный педагогический университет


Аннотация
В исследовании обоснована постановка проблемы актуализации содержания общетехнических дисциплин (ОТД) в условиях многовекторности научно-технического развития и в связи с необходимостью обеспечения технологического суверенитета страны. Обсуждаются трудности, связанные с ее решением. Предложен подход к построению методологии формирования содержания общетехнических дисциплин в современных условиях, построено и обосновано определение многовекторности научно-технического развития как совокупности актуальных для данного исторического момента направлений технологического прогресса, определяющих существование, а также экономический, культурный и научный прогресс общества и государства; выделены и обоснованы принципы отбора актуального содержания ОТД, инвариантные относительно уровня образовательной организации и основного профиля технической подготовки будущих специалистов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования структуры и содержания подготовки будущих специалистов технического профиля (инженеров, техников, рабочих) в части знакомства с приоритетными направлениями технологического развития страны, актуальными в данный момент времени. Выделение этого контента, в свою очередь, определит содержание подготовки преподавателей ОТД в вузах педагогического профиля.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Алехин И.А., Казакова У.А. Интегративно фундаментальный аспект проблематики педагогической подготовки преподавателей технических вузов в международной образовательной практике // Мир образования - образование в мире. 2019. № 2 (74). С. 51-59.
2 . Бабина С.Н. Общетехнические дисциплины как образовательная модель интеграции технологического и естественно-научного содержания образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. Вып. 15. 2012. № 4. С. 74-77.
3 . Варенков С.В. К вопросу изучения общетехнических дисциплин будущими учителями технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 163-167.
4 . Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (теоретико-методологические основания профессионально-педагогического образования) // Образование и наука. 2014. № 9 (118). С. 4-20.
5 . Кубрушко П.Ф., Еприкян Д.О. Инженерная педагогика в системе профессионального образования: методологический аспект // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 83-87
6 . Томилин А.К., Пашков Е.Н. Роль и место преподавателей общетехнических дисциплин в современном инженерном образовании // Инженерное образование. 2018. № 24. С. 41-44.
7 . Усманов Б.Ш., Жураева Г.Х., Ядгарова А.А. Инновационные методы обучения в преподавании технических дисциплин // Техника. Технологии. Инженерия. 2017. № 2 (4). С. 10-13.
8 . Шагеева Ф.Т., Мищенко Е.С., Чернышов Н.Г. и др. Международный проект ENTER: новый подход к педагогической подготовке преподавателей инженерных дисциплин // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 65-74. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-65-74
9 . Баяндина О.В., Гафурова Н.В. Содержание инженерного образования с ориентацией на формирование и развитие универсальных компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31409 (дата обращения: 23.08.2023).
10 . Елфимова М.В., Антипин М.И., Малышевсая Л.Г. Роль общетехнических дисциплин в профессиональном становлении обучающихся по программам пожарно-технического профиля в образовательных организациях высшего образования системы МЧС России // Научно-аналитический журнал: «Сибирский пожарно-спасательный вестник». 2017. № 4 (7). С. 73-
11 . Малахова Т.А. Особенности содержания общетехнических дисциплин в подготовке техников-строителей // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6 (31). С. 82-83
12 . Носков М.В., Носкова О.Е. Формирование междисциплинарной профессиональной поликомпетентности в процессе общетехнической подготовки // Преподаватель XXI век. 2022. № 1. Часть 1. С. 30-40. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-30-40
13 . Краснова Л.А. Содержание образования: традиции и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 4 (19). С. 35-44.
14 . Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. 527 с.
15 . Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. М.: Наука, 2003. 204 с.
16 . Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая шк., 1989. 224 с.
17 . Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2.
18 . Каграманян К.А. Содержание образования и законы его построения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД. Педагогика. № 4 (72). С. 169-172.
19 . Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. 320 с.
20 . Новиков А.М., Новиков Д.А. Предмет и структура методологии. URL: http://www.methodolog.ru/method.htm
21 . Алексанков А.М. Четвёртая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт // Культура и безопасность. URL: https://sec.chgik.ru/chetvertaya-promyishlennaya-revolyutsiya-i-modernizatsiya-obrazovaniya-mezhdunarodnyiy-opyit-2/
22 . Иванов В.Г., Кайбияйнен А.А., Мифтахутдинова Л.Т. Инженерное образование в цифровом мире // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 136-143.
23 . Лига М.Б., Щеткина И.А. Парадигма образования в эпоху четвертой промышленной революции // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 151-154.
24 . Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 47-62. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-47-62
25 . Baran E. Connect, Participate and Learn: Transforming Pedagogies in Higher Education // Bulletin of the IEEE Technical Committee on Learning Technology. 2013. Vol. 15. № P. 9-12. URL: http://tc.computer.org/tclt/wp-content/uploads/sites/5/2018/01/Baran.pdf
26 . Gleason N.W. Higher Education in the Era of the Fourth Industrial Revolution / Gleason, Nancy. (Ed.). Springer Nature Singapore Pte. Ltd., 2018. 228 p. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-981-13-0194-0
27 . Kamp A. Engineering Education in the Rapidly Changing World. Rethinking the Vision for Higher Engineering Education. URL: https://www.seman ticscholar.org/paper/Engineering-Education-in-the-Rapidly-Changing-the-Kamp/8ef8c6fa72e93b1d2d405990521c4 722e562efa2.
28 . Klaassen R., Van Dijk M., Hoope R., & Kamp A. 2019. Engineer of the Future: envisioning higher engineering education in 2035. 65 p. URL: https://www.4tu.nl/cee/Publications/engineer-of-the-future.pdf
29 . Schwab K. The Fourth Industrial Revolution / World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2016. 172 p. URL: https://www.docdroid.net/DNG1NMW/klaus-schwab-the-fourth-industrial-revolution-2016-pdf
30 . Mercader C., Gair?n J. University teachers' perception of barriers to the use of digital technologies: the importance of the academic discipline // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. V. 17. URL: https://educationaltechnologyjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s41239-020-0182-x
31 . Aleksandrov A.A., Tsvetkov Y.B., Zhileykin M.M. Engineering Education: Key Features of the Digital Transformation // ITM Web of Conferences. V. 35. 15 p. URL: https://www.itm-conferences.org/artiles/itm conf/abs/2020/05/itmconf_itee2020_01001/itmconf_itee2020_01001.html
32 . Digital Transformation in Higher Education. Navitas Ventures. 2017. 24 p. URL: https://www.navitasventures.com/wp-content/uploads/2017/08/HE-Digital-Transformation-_Navitas_Ventures_-EN.pdf
33 . Richert A., Shehadeh M., Willicks F., Jeschke S. Digital Transformation of Engineering Education Empirical Insights from Virtual Worlds and Human-Robot-Collaboration // International Journal of Engineering Pedagogy. 2016. Vol. 6. № 4. P. 23-29.
34 . Коган М.С., Уайндстейн Е.В. Альтернативы массовым открытым онлайн-курсам при интегрировании их в учебный процесс вуза // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 20. С. 19-28. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.20.2
35 . Стариченко Б.Е. Обеспечение готовности учителей к формированию в школе будущих кадров цифровой экономики на основе концепции открытых образовательных ресурсов // Информатика и образование. 2019. № 10. С. 55-61. DOI: 10.32517/0234-04 53-2019-34-10-55-61
36 . Зеер Э.Ф., Резер Т.М., Сыманюк Н.В. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы // Образование и наука. 2023. Т. 25. № 5. С. 12-48. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-5-12-48.