ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ИНДУСТРИИ: АНАЛИЗ ОПЫТА СОВЕТСКОЙ АСПИРАНТУРЫ |
научная статья | |||
226-235 | аспирантура, организация аспирантского образования в СССР, кадры высшей квалификации, индустриальная аспирантура |
Создание эффективно функционирующей системы подготовки высококвалифицированных исследователей для науко?мких отраслей экономики и сферы интеллектуальных услуг сегодня входит в число приоритетных государственных задач. За рубежом эта задача решается с помощью программ профессиональной аспирантуры, ориентированных на реальный сектор экономики. Однако в нашей стране в настоящее время практически отсутствуют аспирантские программы, направленные на адресную подготовку кадров для неакадемического рынка труда. Целью настоящего исследования является систематизация советского опыта организации аспирантского образования для выявления организационных механизмов и успешных практик, которые позволяли «настраивать» аспирантуру на подготовку научных кадров в интересах промышленных предприятий. На основе изучения нормативных документов и научной литературы проанализированы многочисленные изменения и усовершенствования правил функционирования института аспирантуры в СССР, которые были обусловлены необходимостью кадрового обеспечения приоритетных государственных проектов и задач в сфере индустриального и технологического развития. Выявлены те элементы советского опыта подготовки аспирантов, которые сегодня могут быть востребованы при организации аспирантских программ на основе взаимодействия университетов и индустрии. |
![]() |
1 . Тесленко В.А., Мельников Р.М. Перспективы развития индустриальной аспирантуры в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. 157-167. 2 . Бедный Б.И. Об индустриальной аспирантуре (Комментарий к статье) // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 122-124. 3 . Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Профессионально-ориентированные аспирантские программы: взаимодействие университетов и индустрии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 1. С. 37-42. 4 . Kot F.C., Hendel D.D. Emergence and growth of professional doctorates in the United States, United Kingdom, Canada and Australia: A comparative analysis // Studies in Higher Education. 2012. Vol. 37. № 3 345-364. DOI: 10.1080/03075079.2010.516356. 5 . Bao Y., Kehm B.M., Ma Y. From product to process. The reform of doctoral education in Europe and China // Studies in Higher Education. 2018. 43. Р. 524-541. https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1182481 6 . Assbring L., Nuur C. What’s in it for industry? A case study on collaborative doctoral education in Sweden // Industry and Higher Education. 31. Р. 184-194. https://doi.org/10.1177/0950422217705245 7 . Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. «Кандидат инженерии» - учёная степень, востребованная временем // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 109-121 8 . Бедный Б.И., Бекова С.К., Рыбаков Н.В., Терентьев Е.А., Ходеева Н.А. Профессиональная аспирантура: мировой опыт и российский контекст // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 9-21. https://doi.org/31992/0869-3617-2021-30-10-9-2 9 . Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Ходеева Н.А. Практико-ориентированные аспирантские программы и профессиональные степени: анализ зарубежного опыта // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 70-81. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.028. 10 . Ходеева Н.А. Профессиональная аспирантура для наукоемких отраслей экономики: оценка востребованности в России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2. № 4 (86). С. 20-27. https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-86-20-27 11 . Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. 616 с. 12 . Инструкция Наркомата просвещения РСФСР «О порядке подготовки научных работников при научно-исследовательских институтах и вузах по прикладным, точным и естественным наукам (Инструкция НКП от 8/VII 1925 г.)» URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/136674-o-poryadke-podgotovki-nauchnyh-rabotnikov-pri-nauchno-issledovatelskih-institutah-i-vuzah-po-prikladnym-tochnym-i-estestvennym-naukam-instruktsiya-nkp-ot-8-vii-1925-g (дата обращения: 10.08.2023). 13 . Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «Мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 8-69. 14 . Постановление ЦИК СССР от 19.09.1932 «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» // СПС «КонсультантПлюс». 15 . Постановление СНК СССР от 13.01.1934 № 78 «О подготовке научных и научно-педагогических работников» // СПС «КонсультантПлюс». 16 . Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.08.1956 № 1174 «О мерах по улучшению подготовки и аттестации научных и педагогических кадров» // СПС «КонсультантПлюс». 17 . Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 13.06.1961 № 536 «О мерах по улучшению подготовки научных и научно-педагогических кадров» // СПС «КонсультантПлюс». 18 . Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 16.11.1967 № 1064 «Об улучшении подготовки научных и научно-педагогических кадров» // СПС «КонсультантПлюс». 19 . Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР от 06.04.1978 № 271 «О повышении эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях» // СПС «КонсультантПлюс». 20 . Ананов И.Н. Правовое положение научных работников. М.: Нижполиграф, 1928. 59 с. 21 . Никуленкова Е.В., Скворцов В.Н. Поиски новых форм подготовки научных кадров в советской России в 1920-е гг. // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. № 4-2. С. 21-30. 22 . Постановление СНК СССР от 31.03.1939 № 415 «Об утверждении Положения об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах»// СПС «КонсультантПлюс». 23 . Приказ Минвуза СССР № 637, Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР № 63 от 15.09.1987 «О подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования» (вместе с «Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования») // СПС «КонсультантПлюс». 24 . Приказ Минвуза СССР от 31.07.1962 № 284 «Об утверждении Положения об аспирантуре» (вместе с «Положением об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях») // СПС «КонсультантПлюс». 25 . Постановление Совета Министров СССР от 19.02.1953 № 539 «О мерах по улучшению подготовки профессорско-преподавательских кадров для высших учебных заведений СССР» // СПС «КонсультантПлюс». 26 . Якимович Е.П., Суржик С.С., Доронина Н.А., Семенова Д.В. Развитие системы подготовки кадров высшей квалификации: исторический аспект // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 6. С. 1-9. 27 . Постановление Совета народных комиссаров СССР от 16.09.1939 № 1469 «О заочной аспирантуре» (вместе с «Положением…») // СПС «КонсультантПлюс». 28 . Матушанский Г.У., Бушмина О.В. Аспирантура и докторантура как образовательные институты подготовки научно-педагогических кадров // Известия вузов. Проблемы энергетики. 2005. № 3-4. С. 110-114. 29 . Цеховой Н.П. Организационно-правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 362. С. 111-115. 30 . Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 марта 1987 г. № 327 «О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров» // СПС «КонсультантПлюс». 31 . 31. Постановление Госкомвуза РФ от 31.05.1995 № 3 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». |