ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ |
научная статья | 378.1 | ||
217-225 | ранняя профессиональная ориентация, педагогическая направленность личности, психолого-педагогические классы, профильное обучение |
Поднимается вопрос о необходимости совершенствования качества подготовки учителей для общеобразовательных школ. Авторами утверждается, что достигнуть этого можно опираясь на педагогическую направленность личности, сформированную ещ? на этапе школьного обучения в процессе ранней профессиональной ориентации и подготовки. В статье анализируются теоретические основы ранней профориентации школьников, представлены основные этапы коррекционно-развивающей программы, направленной на решение задач повышения привлекательности учительской профессии среди старшеклассников; на выработку стратегий конструктивной педагогической поддержки школьников через оптимизацию развивающего взаимодействия с успешными в профессии учителями; на работу с родителями, направленную на выстраивание гармоничных детско-родительских отношений с целью обеспечения старшеклассникам возможности своевременного решения возрастных задач развития: сепарации от родителей, грамотной профессиональной ориентации, успешного самостоятельного профессионального самоопределения (из опыта Арзамасского филиала ННГУ). Авторами сформулированы ряд выводов и рекомендаций относительно проблем и перспектив ранней профориентации старшеклассников, обучающихся в профильных классах психолого-педагогической направленности. |
![]() |
1 . Лёвкина Е.В. Психолого-педагогические классы - начало профессиональной карьеры будущего педагога // Педагогика и психология современного детства: вызовы, риски, прогнозы: Сборник статей участников V Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ / Научн. ред. Т.Т. Щелина, С.П. Акутина. Арзамас, 2021. С. 71-76. 2 . Орлова В.В. Социальная зрелость молодежи: социально-психологический аспект // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 5. С. 124. 3 . Калинина Т.В., Патрикеева Э.Г. Психолого-педагогический потенциал ранней профессиональной ориентации // Воспитание и социализации в современной социокультурной среде: III Международная научно-практическая конференция, Санкт-Петербург, 24-25 ноября 2022 года. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2022. С. 303. 4 . Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М.: Вако, 2015. 288 с. 5 . Патрикеева Э.Г., Калинина Т.В. Удовлетворенность избранной профессией в контексте профессионального становления студентов педагогического и психологического профилей обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 5 (май). С. 115-129. 6 . Митина Н.А. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности // Молодой ученый. 2014. № 4 (63). С. 1037-1040. URL: https://moluch.ru/archive/63/9951/ (дата обращения: 04.07.2023). 7 . Чекменева О.Ю. Актуализация проблемы ориентации как социально-педагогического явления // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-problemy-professionalnoy-orientatsii-kak-sotsialno-pedagogicheskogo-yavleniya (дата обращения: 05.07.2023). 8 . Галкина Н.А., Бровкина А.Г. Влияние направленности личности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: XXIII Международная научно-практическая конференция, Белгород, 30 сентября 2019 года. Белгород: ООО «ГиК», 2019. С. 356-360. 9 . Щербакова Л.В. Детерминированность профессионального и личностного самоопределения старшеклассников стилем семейного воспитания // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 171-177. 10 . Кореляков Ю.А. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (МЭДПНАУ) // Психологическая наука и образование / В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А. Гуружапов. 1997. № 2. С. 75-81. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/1997/n2/Korelyakov.shtml (дата обращения: 07.05.2020). 11 . Митина Л.М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: учебное пособие для вузов. М: Юрайт, 2022. 430 с. URL: https://urait.ru/bcode/496530 (дата обращения: 24.05.2023). |