Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.1
Страницы
217-225
Ключевые слова
ранняя профессиональная ориентация, педагогическая направленность личности, психолого-педагогические классы, профильное обучение

Авторы
Щелина Т.Т.
Патрикеева Э.Г.
Щелина С.О.
Лёвкина

Место работы
Щелина Т.Т.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Патрикеева Э.Г.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Щелина С.О.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Лёвкина
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Поднимается вопрос о необходимости совершенствования качества подготовки учителей для общеобразовательных школ. Авторами утверждается, что достигнуть этого можно опираясь на педагогическую направленность личности, сформированную ещ? на этапе школьного обучения в процессе ранней профессиональной ориентации и подготовки. В статье анализируются теоретические основы ранней профориентации школьников, представлены основные этапы коррекционно-развивающей программы, направленной на решение задач повышения привлекательности учительской профессии среди старшеклассников; на выработку стратегий конструктивной педагогической поддержки школьников через оптимизацию развивающего взаимодействия с успешными в профессии учителями; на работу с родителями, направленную на выстраивание гармоничных детско-родительских отношений с целью обеспечения старшеклассникам возможности своевременного решения возрастных задач развития: сепарации от родителей, грамотной профессиональной ориентации, успешного самостоятельного профессионального самоопределения (из опыта Арзамасского филиала ННГУ). Авторами сформулированы ряд выводов и рекомендаций относительно проблем и перспектив ранней профориентации старшеклассников, обучающихся в профильных классах психолого-педагогической направленности.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Лёвкина Е.В. Психолого-педагогические классы - начало профессиональной карьеры будущего педагога // Педагогика и психология современного детства: вызовы, риски, прогнозы: Сборник статей участников V Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ / Научн. ред. Т.Т. Щелина, С.П. Акутина. Арзамас, 2021. С. 71-76.
2 . Орлова В.В. Социальная зрелость молодежи: социально-психологический аспект // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 5. С. 124.
3 . Калинина Т.В., Патрикеева Э.Г. Психолого-педагогический потенциал ранней профессиональной ориентации // Воспитание и социализации в современной социокультурной среде: III Международная научно-практическая конференция, Санкт-Петербург, 24-25 ноября 2022 года. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2022. С. 303.
4 . Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М.: Вако, 2015. 288 с.
5 . Патрикеева Э.Г., Калинина Т.В. Удовлетворенность избранной профессией в контексте профессионального становления студентов педагогического и психологического профилей обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 5 (май). С. 115-129.
6 . Митина Н.А. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности // Молодой ученый. 2014. № 4 (63). С. 1037-1040. URL: https://moluch.ru/archive/63/9951/ (дата обращения: 04.07.2023).
7 . Чекменева О.Ю. Актуализация проблемы ориентации как социально-педагогического явления // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-problemy-professionalnoy-orientatsii-kak-sotsialno-pedagogicheskogo-yavleniya (дата обращения: 05.07.2023).
8 . Галкина Н.А., Бровкина А.Г. Влияние направленности личности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: XXIII Международная научно-практическая конференция, Белгород, 30 сентября 2019 года. Белгород: ООО «ГиК», 2019. С. 356-360.
9 . Щербакова Л.В. Детерминированность профессионального и личностного самоопределения старшеклассников стилем семейного воспитания // Личность как объект психологического и педагогического воздействия: Материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. 2 / Отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 171-177.
10 . Кореляков Ю.А. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (МЭДПНАУ) // Психологическая наука и образование / В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А. Гуружапов. 1997. № 2. С. 75-81. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/1997/n2/Korelyakov.shtml (дата обращения: 07.05.2020).
11 . Митина Л.М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: учебное пособие для вузов. М: Юрайт, 2022. 430 с. URL: https://urait.ru/bcode/496530 (дата обращения: 24.05.2023).