ВЫПОЛНЕНИЕ МНОГОУРОВНЕВЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ФИЗИКИ В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 373.6 | ||
204-210 | раннее обучение физике, развитие познавательного интереса, многоуровневые экспериментальные задания, исследовательская деятельность учащихся |
Цель работы - следуя основной тенденции в развитии современного естественно-научного образования и положений, содержащихся в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях РФ, показать, что познавательные и простейшие методологические умения у учащихся успешно формируются в ходе изучении пропедевтического курса физики. Разработанная методика является одним из вариантов методики, известной как «обучение через открытие». Основой методики является формирование и развитие физических представлений и понятий на основе проблемного качественного эксперимента. Методы, используемые в преподавании созданного курса, учитывают специфику познавательной деятельности учащихся каждого возраста и предусматривают расширение и усложнение объектов и способов самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При этом преподаватель направляет поисковую деятельность ученика, постепенно выдавая ему экспериментальные задания более высокого уровня сложности, рассчитывая на то, что он сможет самостоятельно получить требуемое познавательное содержание из объекта усвоения. Длительный педагогический эксперимент, поставленный в рамках детского исследовательского клуба «Кулибин» ННГУ и ряде школ г. Н. Новгорода показывает, что методика является эффективной, поскольку позволяет формировать у учащихся познавательные умения в ходе исследовательской деятельности на разных этапах изучения физики в системе дополнительного образования в начальной и основной школе. Наблюдение за дальнейшим обучением учащихся в средней школе дает возможность подтвердить вывод об эффетивности разработанной методики и позволяет ее совершенствовать. |
![]() |
1 . Вараксина Е.И., Майер В.В. Учебные проекты по школьному физическому эксперименту. 7 класс. Дидактические ресурсы проектной деятельности. 7 класс. М.: Флинта: Наука, 2017. 2 . Демидова М.Ю. Основные результаты естественнонаучной части исследования TIMSS для начальной школы // Педагогические измерения. 2017. № 2. С. 30-34. 3 . Пентин А.Ю., Ковалёва Г.С., Давыдова Е.И. и др. Состояние естественнонаучного образования в российской школе // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 99-109. 4 . Результаты исследования TIMSS - 2019. URL: https://www.ivege.ru/uploads/files/2021/Деятельность/Tims/TIMSS%202019.pdf (дата обращения: 12.06.2023). 5 . Исаев Д.А. Формирование первоначальных физи-ческих представлений у учащихся младшего подросткового возраста: Дис. … канд. пед. наук. М., 1992. 126 с. 6 . Даммер М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы: Дис. … докт. пед. наук. М.Д. Челябинск, 1997. 443 с. 7 . Шулежко Е.М. Разработка структуры и содержания пропедевтического курса физики на основе метода научного познания: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 20 с. 8 . Степанова Г.Н. Раннее обучение физике // Физика в школе. 2007. № 4. С. 6-12. 9 . Масленникова Ю.В. Влияние пропедевтического курса физики 5-6 класса на уровень развития исследовательских навыков учащихся // Проблемы учебного физического эксперимента. Сборник научных трудов. Вып. 25. М.: ИСМО РАО, 2015. С. 41-44. 10 . Даммер М.Д. Пропедевтику физики - с начальной школы. URL: http://fiz.1september.ru/2006/16/03.htm 11 . Занков Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. 12 . Савенков А.И. Эффективная организация исследовательского обучения // Народное образование. 2011. № 6. С. 179-181. 13 . Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Издательство АПН, 1960. 14 . Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22. 15 . Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека. М.: Наука, 1978. 16 . Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 17 . Концепция преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях РФ, реализующих основные образовательные программы. Утверждена Решением Коллегии Министерства Просвещения РФ. Протокол от 03.12.2019 г. № ПК-4вн 18 . Майер Р.В. Проблема формирования системы эмпирических знаний по физике: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1999. 36 с. 19 . Брунер Д. и др. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971. 20 . Масленникова Ю.В. Формирование умений учащихся использовать научный метод познания в системе основного и дополнительного физического образования: Автореф. дис. … докт. пед. наук. Н. Новгород, 2019. 41 с. 21 . Масленникова Ю.В., Фаддеев М.А., Зворыкин И.Ю. Использование научного метода познания в системе дополнительного физического образования в школе // Физика в школе. 2020. № 3. С. 23-30. 22 . Масленникова Ю.В., Зворыкин И.Ю. Система дополнительного физического образования в начальной и основной школе в рамках детского исследовательского клуба «Кулибин». Приоритетные направления развития науки и образования: Монография / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2020 (электронное издание). 23 . Наука. Величайшие теории. Вып. № 7. Эврика! Радость открытия. Архимед. М.: Де Агостини, 2015. 160 с. 24 . Трухаткина И.В. Рабочая тетрадь члена детского научно-исследовательского клуба «Кулибин». 1 год обучения. Н. Новгород: Типография ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2015. 47 с. 25 . Физика-5. Учебное пособие для учащихся 5 класса / Сост. Ю.В. Масленникова. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2016. 83 с. 26 . Физика-6. Учебное пособие для учащихся 6 класса / Сост. Ю.В. Масленникова. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2016. 97 с. 27 . Масленникова Ю.В. Физика 5-6 класс. Учебно-методическое пособие. Н. Новгород. Издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018. 248 с. |