ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В ШКОЛЕ |
научная статья | 316.482.051.63 | ||
181-188 | конфликты в школе, социальное взаимодействие в школе, социальное время, поколение, ценностные различия |
Представлены результаты социологического исследования поколенческих различий основных социальных групп в современной средней школе (школьников, учителей, родителей школьников). Поколение определяется как социальная группа, объединенная сходными ценностями и поведенческими паттернами, сформировавшимися на основе переживания общих значимых социальных событий в сходном возрасте. Школьники отнесены к одному поколению, противопоставленному «старшим» поколениям. Различия между поколениями оцениваются по следующим параметрам: иерархия ценностей, субъектность, включенность в процесс цифровизации. Исследование основано на количественных (данные Всемирного исследования ценностей) и качественных (серия полустандартизированных интервью с сотрудниками школ Нижнего Новгорода) данных. Количественные данные использованы для выявления различий между поколениями, качественные - для содержательной их интерпретации в контексте внутришкольных конфликтов. Выявлены универсальные ценности (место в иерархии ценностей всех рассмотренных поколений сходно), а также специфические (место в иерархии ценностей статистически значимо различается). В качестве значимого различия, которое может осложнять взаимодействие, выделены также меньшая степень субъектности и включенности в процесс цифровизации старших поколений. |
![]() |
1 . Сорокин П.А., Мертон Р.К. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 112-119. 2 . Бредникова О.Е. Соседствование в российском большом городе: время и место соседских коммуникаций // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. 26(1). С. 118-142. https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.1.5. 3 . Попов В.В., Тимофеенко В.А. Особенности корреляции темпоральности и социального времени в структуре субъективного времени индивида во включающем обществе: концептуально-семантический аспект // Социально-гуманитарные знания. № 1. С. 140-143. 4 . Лучистая Р.С. Трансформация восприятия времени и горизонта планирования в периоды социальных кризисов // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2023. № 1 (45). С. 112-121. 5 . Багдасарьян Н.Г., Король М.П. Социальное время современной России: многомерность или «калейдоскоп разорванных фрагментов» // Социальная политика и социология. Т. 15. 2016. № 3 (116). С. 166-174. DOI: 10.17922/2071-3665-2016-15-3-166-174 6 . Беккер Г. Эволюция семьи. Избранные труды по экономической теории. Человеческое поведение. Экономический подход: Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 670 с. 7 . Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Легенда о гендере: принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России. 2000. Т. 9. № 4. С. 65-102. 8 . Голева М.А. Социальное значение времени в семье с детьми (на примере многодетных семей) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 239-260. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.14. 9 . Мангейм К. Проблема поколений // Очерки социологии знания: Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции. М.: ИНИОН РАН. С. 8-63. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_13079422_80036141.pdf (дата обращения: 14.09.2023). 10 . Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с. 11 . Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А. Учет половозрастных особенностей потенциальных участников буллинга при планировании работы психолога по его профилактике // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 29. С. 91-104. https://doi.org/10. 26516/2304-1226.2019.29.91 12 . Соловьев В.С. Криминологическая диагностика масштабов школьного насилия (по материалам анонимного интернет-опроса школьников) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 4 (19). С. 220-231. 13 . Кутявина Е.Е., Курамшев А.В. Проблема насилия в школе глазами учителей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. № 4 (32). С. 45-50. 14 . Кутявина Е.Е. Динамика школьного насилия в нижегородских школах (на основе исследований 2013 и 2021 гг.) // Сборник статей «Абсолютный терроризм: международная молодежная субкультура «Колумбайн» и родственные течения как новая террористическая угроза». Нижний Новгород, 2022. С. 86-94. 15 . Мид Дж.Г. Аз и я // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 225-235. 16 . Левада Ю.А. Сочинения: избранное: социологические очерки, 2000-2005 / Ю.А. Левада: [сост. Т.В. Левада]. М.: Издатель Карпов Е.В. 2011. 507 с. 17 . Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. N.Y.: Vintage Books, 18 . Всемирное исследование ценностей, 7 волна. 2017 г. URL: https://www.worldvaluessurvey.org/WVS DocumentationWV7.jsp. (дата обращения: 14.09.2023). 19 . Щербакова Е.М. Молодежь СНГ, демографические штрихи статистического портрета 2021 года // Демоскоп Weekly. № 969-970. URL: http://demoscope.ru/weekly/2022/0969/barom01.php (дата обращения: 14.09.2023). 20 . Шубкин В.Н., Астафьев Я.У. Социология образования в СССР и России // Мир России. 1996. Т. V. № 3. С. 161-178. 21 . Четырёхдневка: мечта или риск? Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chetyryokhdnevka-mechta-ili-risk (дата обращения: 14.09.2023). 22 . Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». URL: http://vbudushee.ru/library/kompetentsii-4k-formirovanie-i-otsenka-na-uroke-prakticheskie-rekomendatsii/ (дата обращения: 14.09.2023). 23 . Колесникова Е.М., Митрохина Е.В. Воспитатели и учителя об условиях труда и организационной поддержке // Вестник Института социологии. 2017. № 20. C. 13-34. 24 . Ребрей С.М. Неравенство возможностей женщин и мужчин России: анализ агентности на базе Всемирного исследования ценностей // Женщина в российском обществе. 2022. № 4. С. 22-32. DOI: 21064/WinRS.2022.4.3 25 . Отчет «Digital 2023: the Russian Federation». URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-russian-federation (дата обращения: 14.09.2023). 26 . Ачкасова К. Медиаскоп. Медиапотребление 2022. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/fd8/RIF_mediapotreblenie.pdf) (дата обращения: 14.09.2023). 27 . В России выросла доля людей с продвинутым уровнем цифровой грамотности. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutym-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/ (дата обращения: 14.09.2023). |