Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В ШКОЛЕ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.482.051.63
Страницы
181-188
Ключевые слова
конфликты в школе, социальное взаимодействие в школе, социальное время, поколение, ценностные различия

Авторы
Кутявина Е.Е.
Шинкаренко Е.А.

Место работы
Кутявина Е.Е.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Шинкаренко Е.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Представлены результаты социологического исследования поколенческих различий основных социальных групп в современной средней школе (школьников, учителей, родителей школьников). Поколение определяется как социальная группа, объединенная сходными ценностями и поведенческими паттернами, сформировавшимися на основе переживания общих значимых социальных событий в сходном возрасте. Школьники отнесены к одному поколению, противопоставленному «старшим» поколениям. Различия между поколениями оцениваются по следующим параметрам: иерархия ценностей, субъектность, включенность в процесс цифровизации. Исследование основано на количественных (данные Всемирного исследования ценностей) и качественных (серия полустандартизированных интервью с сотрудниками школ Нижнего Новгорода) данных. Количественные данные использованы для выявления различий между поколениями, качественные - для содержательной их интерпретации в контексте внутришкольных конфликтов. Выявлены универсальные ценности (место в иерархии ценностей всех рассмотренных поколений сходно), а также специфические (место в иерархии ценностей статистически значимо различается). В качестве значимого различия, которое может осложнять взаимодействие, выделены также меньшая степень субъектности и включенности в процесс цифровизации старших поколений.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Сорокин П.А., Мертон Р.К. Социальное время: опыт методологического и функционального анализа // Социологические исследования. 2004. № 6. С. 112-119.
2 . Бредникова О.Е. Соседствование в российском большом городе: время и место соседских коммуникаций // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. 26(1). С. 118-142. https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.1.5.
3 . Попов В.В., Тимофеенко В.А. Особенности корреляции темпоральности и социального времени в структуре субъективного времени индивида во включающем обществе: концептуально-семантический аспект // Социально-гуманитарные знания. № 1. С. 140-143.
4 . Лучистая Р.С. Трансформация восприятия времени и горизонта планирования в периоды социальных кризисов // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2023. № 1 (45). С. 112-121.
5 . Багдасарьян Н.Г., Король М.П. Социальное время современной России: многомерность или «калейдоскоп разорванных фрагментов» // Социальная политика и социология. Т. 15. 2016. № 3 (116). С. 166-174. DOI: 10.17922/2071-3665-2016-15-3-166-174
6 . Беккер Г. Эволюция семьи. Избранные труды по экономической теории. Человеческое поведение. Экономический подход: Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 670 с.
7 . Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Легенда о гендере: принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России. 2000. Т. 9. № 4. С. 65-102.
8 . Голева М.А. Социальное значение времени в семье с детьми (на примере многодетных семей) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 239-260. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.3.14.
9 . Мангейм К. Проблема поколений // Очерки социологии знания: Проблема поколений. Состязательность. Экономические амбиции. М.: ИНИОН РАН. С. 8-63. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_13079422_80036141.pdf (дата обращения: 14.09.2023).
10 . Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с.
11 . Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А. Учет половозрастных особенностей потенциальных участников буллинга при планировании работы психолога по его профилактике // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 29. С. 91-104. https://doi.org/10. 26516/2304-1226.2019.29.91
12 . Соловьев В.С. Криминологическая диагностика масштабов школьного насилия (по материалам анонимного интернет-опроса школьников) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 4 (19). С. 220-231.
13 . Кутявина Е.Е., Курамшев А.В. Проблема насилия в школе глазами учителей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. № 4 (32). С. 45-50.
14 . Кутявина Е.Е. Динамика школьного насилия в нижегородских школах (на основе исследований 2013 и 2021 гг.) // Сборник статей «Абсолютный терроризм: международная молодежная субкультура «Колумбайн» и родственные течения как новая террористическая угроза». Нижний Новгород, 2022. С. 86-94.
15 . Мид Дж.Г. Аз и я // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 225-235.
16 . Левада Ю.А. Сочинения: избранное: социологические очерки, 2000-2005 / Ю.А. Левада: [сост. Т.В. Левада]. М.: Издатель Карпов Е.В. 2011. 507 с.
17 . Howe N., Strauss W. Millennials Rising: The Next Great Generation. N.Y.: Vintage Books,
18 . Всемирное исследование ценностей, 7 волна. 2017 г. URL: https://www.worldvaluessurvey.org/WVS DocumentationWV7.jsp. (дата обращения: 14.09.2023).
19 . Щербакова Е.М. Молодежь СНГ, демографические штрихи статистического портрета 2021 года // Демоскоп Weekly. № 969-970. URL: http://demoscope.ru/weekly/2022/0969/barom01.php (дата обращения: 14.09.2023).
20 . Шубкин В.Н., Астафьев Я.У. Социология образования в СССР и России // Мир России. 1996. Т. V. № 3. С. 161-178.
21 . Четырёхдневка: мечта или риск? Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chetyryokhdnevka-mechta-ili-risk (дата обращения: 14.09.2023).
22 . Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». URL: http://vbudushee.ru/library/kompetentsii-4k-formirovanie-i-otsenka-na-uroke-prakticheskie-rekomendatsii/ (дата обращения: 14.09.2023).
23 . Колесникова Е.М., Митрохина Е.В. Воспитатели и учителя об условиях труда и организационной поддержке // Вестник Института социологии. 2017. № 20. C. 13-34.
24 . Ребрей С.М. Неравенство возможностей женщин и мужчин России: анализ агентности на базе Всемирного исследования ценностей // Женщина в российском обществе. 2022. № 4. С. 22-32. DOI: 21064/WinRS.2022.4.3
25 . Отчет «Digital 2023: the Russian Federation». URL: https://datareportal.com/reports/digital-2023-russian-federation (дата обращения: 14.09.2023).
26 . Ачкасова К. Медиаскоп. Медиапотребление 2022. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/fd8/RIF_mediapotreblenie.pdf) (дата обращения: 14.09.2023).
27 . В России выросла доля людей с продвинутым уровнем цифровой грамотности. URL: https://nafi.ru/analytics/v-rossii-vyrosla-dolya-lyudey-s-prodvinutym-urovnem-tsifrovoy-gramotnosti/ (дата обращения: 14.09.2023).