ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВОЛГОГРАДА О НАУЧНОМ НАСТАВНИЧЕСТВЕ И НАСТАВНИКЕ (ПО ИТОГАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) |
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 316 | ||
79-91 | наставник, наставляемый, наставничество, научное наставничество, студенты, преподаватели, университеты |
В настоящее время научное наставничество не столько популярный тренд, сколько осознанная необходимость. Это серьезный, ответственный процесс, набирающий обороты в системе высшего образования страны, значение которого в становлении социальной идентичности, социальном воспитании молодого поколения, подготовке научных кадров трудно переоценить. Представлены результаты социологического исследования, проведенного в рамках масштабного проекта «Научное наставничество в российских вузах: институциональные модели, профессиональные роли, повседневные практики», инициированного Уральским федеральным университетом. Прописаны технические параметры исследования, реализованного в Волгограде (как одной из территорий проекта), представлены полученные результаты. Данные, полученные в ходе исследования, позволили выделить основные социальные характеристики (социально-демографические, профессиональные и личностные), которыми, по мнению респондентов, должен обладать научный наставник. Выявлены трудности, с которыми студенты сталкиваются при выполнении научно-исследовательской работы в вузе, и их (студентов) нацеленность на возможность получения поддержки, приобретения опыта и знаний, новых компетенций, выстраивание конструктивных взаимоотношений со своим научным наставником. |
![]() |
1 . Указ Президента РФ от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» / Официальное опубликование правовых актов. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 (дата обращения: 14.05.2023). 2 . Маяковский В.В. Стихотворение «Поэзия» // Poesias. Стихи и проза. URL: https://poesias.ru/rus-stihi/stihi-mayakovskiy/stihi-mayakovskiy10155.shtml (дата обращения: 14.05.2023). 3 . Долгушева А.Н., Кадневский В.М., Сергиенко Е.И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность. // Вестник ОмГУ. 2013. № 4 (70). С. 264-268. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 07.05.2023). 4 . Голдевская Е.В., Любченко Г.Н. Система наставничества: генезис и типы применения организационной культуры, функции, опыт применения в среднем профессиональном образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2018. Т. 10. № 1 (39). С. 45-51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-nastavnichestva-genezis-i-tipy-organizatsionnoy-kultury-funktsii-opyt-primeneniya-v-srednem-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 13.05.2023). 5 . Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье // Citaty. URL: https://citaty.info/quote/5043 (дата обращения: 14.05.2023). 6 . Правительство расширит программу научного наставничества / Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/43110/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения: 11.05.2023). 7 . Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Преснова А.К., Пасечник А.С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3 (37). С. 18-24. 8 . Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 25-36. 9 . Дулина Н.В. Социальные задачи наставничества и практика их реализации // Наставничество в современной России: оценка состояния и тенденции развития на основе опыта Волгоградской области. Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2019. С. 10-31. 10 . Дулина Н.В. Штрихи к социальному портрету наставника сельской молодежи // Primo Aspectu / ВолгГТУ. Волгоград. 2019. № 2 (38). С. 7-14. 11 . Кочеткова О.Е., Пустовойт Н.В. Наставничество как социальный феномен // Modern Science. 2020. № 5-4. С. 149-153. 12 . Наставничество в современной России: оценка состояния и тенденции развития на основе опыта Волгоградской области: Учеб.-метод. пособие. Волгоград: Редакционно-издательский центр ВГАПО, 2019. 252 с. 13 . Скуднова Т.Д. Институт наставничества как социальный феномен // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 258-263. URL: https://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-1-258-263 (дата обращения: 11.05.2023). 14 . Храмова Н. Духовное наставничество - основа и идеал истинного учительства на Руси // Слово: образовательный портал. URL: https://portal-slovo.ru/pedagogy/46712.php (дата обращения: 10.05.2023). 15 . В России запустят Программу научного наставничества / ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/17236941 (дата обращения: 10.05.2023). 16 . Программа научного наставничества ИФЗ РАН. URL: https://ifz.ru/nauka/nauchnoe-nastavnichestvo (дата обращения: 10.05.2023). 17 . Борисова И. В вузах возрождается система научного наставничества / RGRU. URL: https://rg.ru/2020/04/26/v-vuzah-vozrozhdaetsia-sistema-nauchnogo-nastavnichestva.html (дата обращения: 07.05.2023). 18 . Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В. Наставничество как социальный феномен современные вызовы и новые реалии // Народное образование. 2019. № 5. С. 109-115. 19 . Долженко Р.А., Сальцев А.А. Новые направления развития наставничества в РФ // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 6-12. 20 . Кочемасова Л.А. Научное наставничество в образовательной практике студента педагогического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. 2021. Т. 18. № 1. С. 29-46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-nastavnichestvo-v-obrazovatelnoy-praktike-studenta-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 19.05.2023). 21 . Кочемасова Л.А. Научное наставничество как историко-педагогический ресурс подготовки учителя будущего // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30886 (дата обращения: 19.05.2023). 22 . Осипов П.Н., Ирисметова И.И. Нормативно-правовое обеспечение наставничества // Право и образование. 2021. № 1. С. 57-64. 23 . Сажина С.Д. Особенности организации наставничества в организации высшего образования // Человек. Культура. Образование. Научно-образовательный и методический журнал. 2020. № 2 (36). С. 175-184. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-nastavnichestva-v-organizatsii-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 16.05.2023). 24 . Щипанова Д.Е., Шевченко В.Я., Самсонова О.Н. Разработка компетентностной модели инструктора в области профессионального самоопределения обучающихся системы дополнительного образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАИТ). 2023. № 1 (13). С. 56-72. URL: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-1-56-72 (дата обращения: 14.05.2023). 25 . Шалыто А. Есть ли у ученых интерес к наставничеству? // ITMO/NEWS. URL: https://news.itmo.ru/ru/blog/174/ (дата обращения: 14.05.2023). 26 . Абрамова П.А., Шаброва Н.В., Кеммет Е.В., Михайлова А.Н. Научное наставничество в российских вузах: институциональные модели, профессиональные роли, повседневные практики. URL: https://science.urfu.ru/ru/projects/ (дата обращения: 05.05.2023). 27 . Типалин С.А., Крутина Е.В., Шпунькин Н.Ф. Наставничество как основа качественного образования в технических высших учебных заведениях // Технология машиностроения. 2019. № 11. С. 68-72. 28 . Адольф В.А., Кондратюк Т.А., Зайцева М.С. Организационно-методическое обеспечение наставничества в профессиональной подготовке будущих педагогов // Народное образование. 2022. № 3. С. 115-120. 29 . Командирова Ю.Г. Актуальность технологии наставничества в современной парадигме развития системы образования // Дополнительное образование и воспитание. 2023. № 1. С. 20-23. 30 . Романченко А.М., Романченко М.К. Подход к вопросу наставничества в среднем профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование. 2020. № 10. С. 55-57. 31 . Черников В.А., Черникова Е.А. Опыт внедрения наставничества как инструмента кадровой политики учреждений социального обслуживания населения Волгоградской области // Социальное обслуживание. 2018. № 10. С. 99-107. 32 . Шульпин А.Н. Наставничество как социально-педагогический феномен и инструмент совершенствования работы объединения дополнительного образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 2 (30). С. 141-146. 33 . Толковый словарь В.И. Даля // PHILOLOG.RU. URL: https://philolog.petrsu.ru/vdahl/projects/slovar/index.php?word_text (дата обращения: 16.05.2023). |