Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
338.2
Страницы
63-71
Ключевые слова
промышленность, цифровая трансформация, цифровые компетенции сотрудников, цифровая грамотность

Авторы
Полянская В.А.
Кузнецов В.П.

Место работы
Полянская В.А.
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Кузнецов В.П.
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина


Аннотация
На текущий момент, происходящие в мире события неизменно вносят корректировки в мировой экономический ландшафт. Введение санкций, уход крупнейших компаний с отечественного рынка, а также массовый переезд высокопрофессиональных специалистов за рубеж привели к резкому изменению функционирования рынка. В связи с возникающим рядом проблем, в эпоху перемен, очень важно найти те отправные точки, устойчивые процессы, на которые стоит обратить повышенное внимание и выстраивать дальнейшую последовательность эффективных действий для развития предприятий. С этой целью государственная политика нашей страны ориентирована на цифровую трансформацию экономики, в связи с чем в рамках реализации указов Президента РФ от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» сформирована национальная программа «Цифровая экономика РФ», в состав которой входит один из ключевых федеральных проектов «Кадры для цифровой экономики», что обусловливает необходимость определения унифицированного стандарта цифровых компетенций сотрудников. В связи с этим была определена цель настоящего исследования, заключающаяся в разработке модели цифровых компетенций сотрудников промышленных предприятий. В работе применялись следующие методы: контент-анализ различных научных источников по вопросам цифровых компетенций, структурно-функциональный и экономико-статистический анализ и др. Представлена общая оценка цифрового потенциала отраслей экономики и социальной сферы по отраслям на основе индекса цифровизации, проведен анализ различных моделей цифровых компетенций. Результаты проведенного исследования могут использоваться при подготовке аналитических материалов, а также для принятия решений в области управления.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
2 . Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
3 . Цифровые навыки и компетенция, цифровое и онлайн обучение [Электронный ресурс]. Электрон. дан. (дата обращения: 04.08.2023).
4 . Концепции развития цифровых компетенций студентов НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/444965207.pdf (дата обращения: 04.08.2023).
5 . Базовые цифровые компетенции [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://hr.cdto.ranepa.ru/2-4-bazovye-cifrovye-kompetencii (дата обращения: 04.08.2023).
6 . Токарева М.В. Цифровая компетенция или цифровая компетентность // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №. 4 (52). С. 133-140.
7 . Бузыкова Ю.С., Гафиатулина Е.С. Цифровые компетенции преподавателя и их индикаторы // Техник транспорта: образование и практика. Т. 1. № 4. С. 278-282.
8 . Гладилина И.П., Кадыров Н.Н., Строганова Е.В. Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха // Инновации и инвестиции. 2019. № 5. С. 62-64.
9 . Гилева Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. № 2 (28). С. 22-35.
10 . Васильковский С.А., Ковалева Г.Г., Абдрахманова Г.И. и др. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы / Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ). 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/785333175.pdf
11 . Авилкина С.В., Бакулева М.А., Клейносова Н.П. Разработка методики оценки уровней цифровых компетенций при подготовке кадров // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12. № 2. С. 40-51. DOI: 10.18721/JE.12204
12 . Диагностика цифровых компетенций сотрудников / Аналитический центр НАФИ [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: https://nafi.ru/method/diagnostika-tsifrovykh-kompetentsiy-sotrudnikov (дата обращения: 08.08.2023).
13 . Токтарова В.И., Ребко О.В. Модели цифровых компетенций сотрудников: структурно-содержатель-ный анализ // Высшее образование сегодня. 2022. № 5-6. С. 8-14.
14 . Jashari X. et al. Devising a prototype model for assessing digital competencies based on the DigComp proficiency levels // Visions and Concepts for Education 4.0: Proceedings of the 9th International Conference on Interactive Collaborative and Blended Learning (ICBL2020). Springer International Publishing, 2021. Р. 3-14.
15 . Носова Л.С. Основные подходы к понятию «Цифровой интеллект» // Трансформация образования в цифровом обществе: Сборник. 2023. С. 269.
16 . Карапетян Н.С., Каунов Е.Н. Трансформация компетенций государственных служащих в условиях развития цифровых технологий // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 6. С. 993-1010.