Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
68-74
Ключевые слова
образование, противоречие, интересы управления, ценности образования, образователь- ные технологии, рынок труда, профессионал, элита

Авторы
Бекарев А.М.
Пак Г.С.

Место работы
Бекарев А.М.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Пак Г.С.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Быстрый и тотальный переход российской высшей школы к использованию дистанционных цифровых технологий явился успешным ответом на вызов, предъявленный внезапно обрушившейся пандемией. Срав- нительный анализ функционирования отечественного института образования в нормальных и экстремальных условиях показал, что условием эффективного решения задач, стоящих перед ним, является совпадение це- лей управления и ценностей образования. Перечень проблем, которые решались в ситуации пандемии пред- ставителями управления и исполнителями, показал, что ценности образования реализуются в преподаватель- ской деятельности, а носителем этих ценностей является профессорско-преподавательский состав. Гармо- ничное соотношение целей управления и ценностей образования, как показала пандемия, достигается за счет снижения бюрократизации в организации образовательного процесса, отказа от понимания функции кон- троля над исполнением как главной функции управления. Интерналистский подход в изучении института образования необходимо дополнить экстерналистским. Преодоление кризисного состояния системы достига- ется за счет адекватной конкретизации задачи, поставленной обществом и государством: готовить специали- стов не для нынешней экономики, а для экономики будущего, какой она будет хотя бы через 5-10 лет. В условиях неопределенности будущего возникает невиданная ранее потребность в творческих кадрах, подго- товка которых предполагает использование сетевой модели образования. Необходимость подготовки про- фессиональной элиты не отменяет массового высшего образования, направленного на подготовку кадров, способных обеспечить самозанятость. Представляется, что удовлетворению дифференцированной потребно- сти в кадрах соответствует многоуровневая модель образования, которая предполагает использование раз- личных образовательных технологий и форм обучения.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М.: Прогресс: Культура, 1991. 607 с.
2 . Меськов В.С., Холкина А.С. 2015.01.003-004. Современные проблемы философии образования: по материалам XXIII Всемирного философского конгресса: (секция «Философия образования») (реферативный обзор). 2015. 01. 003. XXIII World congress of philosophy: Abstracts. Athens, 2013. P. 7-813. 2015.01. XXIII World congress of philosophy: Program. Athens, 2013. P. 26-75 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. Реферативный журнал. М.: ИНИОН, 2015. 23-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2015-01-003-004-sovremennye-problemy-filosofii-obrazovaniya-po-materialam-xxiii-vsemirnogo-filosofskogo-kongressa-sektsiya-filosofiya (дата обращения: 06.04.2023).
3 . Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация… Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73-82.
4 . Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации (проект) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doktrina-obrazovaniya-cheloveka-v-rossiyskoy-federatsii-proekt (дата обращения: 22.03.2023).
5 . Симбирцева Н.А. Какая она - современная педагогика? (по поводу Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век») // Человек в мире культуры. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kakaya-ona-sovremennaya-pedagogika-po-povodu-manifesta-gumanisticheskaya-pedagogika-xxi-vek (дата обращения: 22.03.2023).
6 . Чеботарь Н., Синельников В., Кушнир М. и др. Mанифест о цифровой образовательной среде // Образовательная политика. 2016. № 1 (71). С. 34-43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manifest-o-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 03.2023).
7 . Харари Ю.Н. Homo Deus. Краткая история будущего / Пер. с англ. А. Андреева. М.: Синдбад, 496 с.
8 . Бекарев А.М., Пак Г.С. Организационная культура как многомерный феномен // Личность. Культура. Общество. Т. 13. № 2 (63-64). С. 120-126.
9 . Грехн?в В.С. Формы образования: философско-методологические основания их определения // Современные проблемы науки и образования. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28641 (дата обращения: 22.03.2023).
10 . Семенова Е.В. Дистанционная система обучения как современное направление развития при под- готовке специалистов фармацевтического профиля // Современные проблемы науки и образования. № 1. С. 33-35.
11 . Бекарев А.М., Пак Г.С. Выбирая между эпистемой и доксой // Socio Time / Социальное время. Т. 18. № 2. С. 24-37.
12 . Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагоги- ка и просвещение. № 4. C. 30-41.
13 . Perkin The Third Revolution: Professional Soci- ety in International Perspective. L.: Routledge, 1996. 272 p. URL: https://www.routledge.com/The-Third-Revolu tion-Professional-Elites-in-the-Modern-World/Perkin-Perkin/p/book/9780415143387 (дата обращения: 20.02.2023).
14 . Бочков В.Е., Краснова Г.А., Филиппов В.М. Состояние, тенденции, проблемы и роль дистанционного обучения в трансграничном образовании: Учеб. пособие. М.: РУДН, 405 с.
15 . Гончарова Е.В., Шевченко Т.С. Сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучения студентов // Вестник Нижневарт. гос. ун-та. № 2. С. 12-18.
16 . The Oxford Tutorial: ‘Thanks, you taught me how to think’ / Ed. by D. Palfreyman. 2nd edition. Ox- ford, 117 p. URL: http://oxcheps.new.ox.ac.uk/Publica-tions/Resources/OxCHEPS_OP1_08.pdf (accessed 21 January 2016) (in Russian) (дата обращения: 22.03.2023).
17 . Oxford University Education Committee Policy Guidance on Undergraduate Learning and 2013. URL: https://www.admin.ox.ac.uk/media/global/wwwadminoxacuk/localsites/educationcommittee/documents/notesofguid-ance/uglandt13.pdf (дата обращения: 22.03.2023).
18 . Galison Trading Zone: Coordinating Action and Belief // In: The Science Studies Reader / Ed. by Mario Biagioli. New York: Routledge, 1999. P. 137-160. URL: https://galison.scholar.harvard.edu/publications/trading-zone-coordinating-action-and-belief-1998-abridg ment (дата обращения: 22.03.2023).
19 . Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1280 с.