ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ |
научная статья | 316 | ||
68-74 | образование, противоречие, интересы управления, ценности образования, образователь- ные технологии, рынок труда, профессионал, элита |
Быстрый и тотальный переход российской высшей школы к использованию дистанционных цифровых технологий явился успешным ответом на вызов, предъявленный внезапно обрушившейся пандемией. Срав- нительный анализ функционирования отечественного института образования в нормальных и экстремальных условиях показал, что условием эффективного решения задач, стоящих перед ним, является совпадение це- лей управления и ценностей образования. Перечень проблем, которые решались в ситуации пандемии пред- ставителями управления и исполнителями, показал, что ценности образования реализуются в преподаватель- ской деятельности, а носителем этих ценностей является профессорско-преподавательский состав. Гармо- ничное соотношение целей управления и ценностей образования, как показала пандемия, достигается за счет снижения бюрократизации в организации образовательного процесса, отказа от понимания функции кон- троля над исполнением как главной функции управления. Интерналистский подход в изучении института образования необходимо дополнить экстерналистским. Преодоление кризисного состояния системы достига- ется за счет адекватной конкретизации задачи, поставленной обществом и государством: готовить специали- стов не для нынешней экономики, а для экономики будущего, какой она будет хотя бы через 5-10 лет. В условиях неопределенности будущего возникает невиданная ранее потребность в творческих кадрах, подго- товка которых предполагает использование сетевой модели образования. Необходимость подготовки про- фессиональной элиты не отменяет массового высшего образования, направленного на подготовку кадров, способных обеспечить самозанятость. Представляется, что удовлетворению дифференцированной потребно- сти в кадрах соответствует многоуровневая модель образования, которая предполагает использование раз- личных образовательных технологий и форм обучения. |
![]() |
1 . Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. М.: Прогресс: Культура, 1991. 607 с. 2 . Меськов В.С., Холкина А.С. 2015.01.003-004. Современные проблемы философии образования: по материалам XXIII Всемирного философского конгресса: (секция «Философия образования») (реферативный обзор). 2015. 01. 003. XXIII World congress of philosophy: Abstracts. Athens, 2013. P. 7-813. 2015.01. XXIII World congress of philosophy: Program. Athens, 2013. P. 26-75 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. Реферативный журнал. М.: ИНИОН, 2015. 23-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2015-01-003-004-sovremennye-problemy-filosofii-obrazovaniya-po-materialam-xxiii-vsemirnogo-filosofskogo-kongressa-sektsiya-filosofiya (дата обращения: 06.04.2023). 3 . Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация… Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73-82. 4 . Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации (проект) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doktrina-obrazovaniya-cheloveka-v-rossiyskoy-federatsii-proekt (дата обращения: 22.03.2023). 5 . Симбирцева Н.А. Какая она - современная педагогика? (по поводу Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век») // Человек в мире культуры. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kakaya-ona-sovremennaya-pedagogika-po-povodu-manifesta-gumanisticheskaya-pedagogika-xxi-vek (дата обращения: 22.03.2023). 6 . Чеботарь Н., Синельников В., Кушнир М. и др. Mанифест о цифровой образовательной среде // Образовательная политика. 2016. № 1 (71). С. 34-43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manifest-o-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 03.2023). 7 . Харари Ю.Н. Homo Deus. Краткая история будущего / Пер. с англ. А. Андреева. М.: Синдбад, 496 с. 8 . Бекарев А.М., Пак Г.С. Организационная культура как многомерный феномен // Личность. Культура. Общество. Т. 13. № 2 (63-64). С. 120-126. 9 . Грехн?в В.С. Формы образования: философско-методологические основания их определения // Современные проблемы науки и образования. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28641 (дата обращения: 22.03.2023). 10 . Семенова Е.В. Дистанционная система обучения как современное направление развития при под- готовке специалистов фармацевтического профиля // Современные проблемы науки и образования. № 1. С. 33-35. 11 . Бекарев А.М., Пак Г.С. Выбирая между эпистемой и доксой // Socio Time / Социальное время. Т. 18. № 2. С. 24-37. 12 . Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагоги- ка и просвещение. № 4. C. 30-41. 13 . Perkin The Third Revolution: Professional Soci- ety in International Perspective. L.: Routledge, 1996. 272 p. URL: https://www.routledge.com/The-Third-Revolu tion-Professional-Elites-in-the-Modern-World/Perkin-Perkin/p/book/9780415143387 (дата обращения: 20.02.2023). 14 . Бочков В.Е., Краснова Г.А., Филиппов В.М. Состояние, тенденции, проблемы и роль дистанционного обучения в трансграничном образовании: Учеб. пособие. М.: РУДН, 405 с. 15 . Гончарова Е.В., Шевченко Т.С. Сопровождение индивидуальной образовательной траектории обучения студентов // Вестник Нижневарт. гос. ун-та. № 2. С. 12-18. 16 . The Oxford Tutorial: ‘Thanks, you taught me how to think’ / Ed. by D. Palfreyman. 2nd edition. Ox- ford, 117 p. URL: http://oxcheps.new.ox.ac.uk/Publica-tions/Resources/OxCHEPS_OP1_08.pdf (accessed 21 January 2016) (in Russian) (дата обращения: 22.03.2023). 17 . Oxford University Education Committee Policy Guidance on Undergraduate Learning and 2013. URL: https://www.admin.ox.ac.uk/media/global/wwwadminoxacuk/localsites/educationcommittee/documents/notesofguid-ance/uglandt13.pdf (дата обращения: 22.03.2023). 18 . Galison Trading Zone: Coordinating Action and Belief // In: The Science Studies Reader / Ed. by Mario Biagioli. New York: Routledge, 1999. P. 137-160. URL: https://galison.scholar.harvard.edu/publications/trading-zone-coordinating-action-and-belief-1998-abridg ment (дата обращения: 22.03.2023). 19 . Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1280 с. |