Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
372.881.111.1
Страницы
228-236
Ключевые слова
универсальные компетенции, профессиональная компетентность, будущие бакалавры физической культуры, мотивационно-ценностный компонент

Авторы
Кручинина Г.А.
Филонов Л.В.

Место работы
Кручинина Г.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Филонов Л.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Цель данной статьи - психолого-педагогический анализ результатов исследования по оценке мотивационно-ценностного компонента сформированности универсальных компетенций как составляющих профессиональной компетентности будущих бакалавров физической культуры направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» в условиях цифровой трансформации образования. Формирование универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры является актуальной темой для изучения в связи с целевыми показателями Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года. Эти показатели могут быть достигнуты благодаря: внедрению средств цифровых технологий в отрасли «Физическая культура и спорт» (ФКиС); реализации проектов, направленных на привлечение населения Российской Федерации систематически заниматься физической культурой и спортом и др. В статье представлен теоретический анализ научных работ по проблематике учебной мотивации в образовательных организациях высшего образования; рассмотрены универсальные компетенции для будущих бакалавров физической культуры; приведены результаты экспериментального исследования по оценке мотивационно-ценностного компонента универсальных компетенций. Представлено распределение (в процентном соотношении) будущих бакалавров физической культуры по группам в зависимости от уровня критерия сформированности универсальных компетенций (базового, оптимального, продвинутого) после проведения опытно-экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах будущих бакалавров на контрольном этапе педагогического эксперимента. Статистическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с применением непараметрического критерия Манна-Уитни. Ее результаты показали достоверные различия в оценке мотивационно-ценностного компонента сформированности универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры в экспериментальной группе по сравнению с контрольной на контрольном этапе педагогического эксперимента.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 3081-р. URL: http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTR1Oj29BM7zJBHXM05d.pdf (дата обращения: 15.11.2022).
2 . Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017 г. № 940. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/490301_Bpdf (дата обращения: 15.11.2022).
3 . Филонов Л.В., Кручинина Г.А. Формирование универсальных компетенций будущих бакалавров физической культуры в системе профильных дисциплин с применением цифровых технологий // Преподаватель XXI век. 2022. № 3-1. С. 200-214. URL: http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/200214.pdf (дата обращения: 10.11.2022).
4 . Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 512 с.
5 . Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 192 с.
6 . Габдреев Р.В., Смирнов А.В. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности студентов вуза // Образование и саморазвитие. 2008. № 4 (10). С. 227-233.
7 . Утакова С.М. Организация оценочной деятельности студентов как условие формирования их познавательной мотивации: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2006. 26 с.
8 . Мишина Ю.А. Технология формирования мотивации как одно из условий повышения эффективности организации учебно-познавательной деятельности студентов в университете // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 5. С. 40-47.
9 . Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
10 . Роджерс К., Фрейсберг Д. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002. 528 с.
11 . Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
12 . Мельников В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5. С. 61-64. URL: https://www.eli brary.ru/download/elibrary_27169825_19846169.pdf (дата обращения: 14.11.2022).
13 . Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
14 . Шукшина Л.В., Фролова К.Г. Особенности обучения и мотивация в условиях онлайн-взаимо-действия // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 91-96.
15 . Коркмазов А.В., Рашидханова А.А., Мальсагов Б.С. Особенности формирования мотивации студентов при дистанционном режиме обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-4. С. 155-158.
16 . Дохтукаева П.П., Осаманова П.А., Бекова М.Р. Теоретические подходы к понятию мотивации студентов в условиях дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 96-99.
17 . Kruchinina G.A., Tararina L.I., Sokolova E.E. et al. Information and communication technologies in education as a factor of students motivation // International Review of Management and Marketing. V. 6. № 2. P. 104-109. URL: https://www.researchgate.net/publication/298706344_Information_and_Communication_Technologies_in_Education_as_a_Factor_of_Students_Motivation (дата обращения: 10.11.2022).
18 . Сергеева М.Г., Лесников Г.Ю. Развитие познавательной мотивации обучающихся в условиях цифровизации образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 325-330.
19 . Бенькова О.А., Артюхова Т.А., Щелкунова Т.В. Взаимосвязь учебной мотивации и мотивации к будущей профессиональной деятельность в студенческом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 4. С. 1-15.
20 . Гараева Е.А. Исследование мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Том 8. №1 (26). С. 62-65.
21 . Иванова М.М., Клочков Р.М., Швайков В.В. Факторы повышения мотивации обучающихся в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 106-109.
22 . Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Петруко- вич Л.А. Применение цифровых технологий обучения в высшей школе: проблемы и перспективы, SWOT-анализ // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3. С. 64-74.
23 . Трегубова С.Н., Бацина О.Н., Данилова А.В., Дрейко Н.Ю. Применение дистанционных технологий в образовательном процессе физкультурного вуза // Теория и практика физической культуры. 2021. № 11. С. 30-31.
24 . Храмова Е.Б. Развитие систем ценностных ориентаций студентов на занятиях по иностранному языку (анализ опыта работы ГУ-ВШЭ) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 9. С. 495-501.
25 . Багина В.А., Боровкова О.А. Особенности мотивационно-ценностного компонента личностной готовности к профессиональной деятельности студентов с учетом успешности обучения в вузе // Наука и современность. 2014. № 34. С. 35-40.
26 . Кисляков В.В., Колышев О.Ю. Профессионально-педагогическая позиция как показатель эффективности учебно-воспитательного процесса в педвузе // Грани познания. 2016. № 2 (45). С. 112-119.
27 . Самсонова Е.В. Мотивационно-ценностный компонент культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов вуза // Проблемы и перспективы развития экспериментальной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 28 ноября 2019 года. Часть 2. Новосибирск: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2019. С. 176-178.
28 . Мезинов В.Н., Захарова М.А., Карпачева И.А., Ларина И.Б. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к профессионально-личностному развитию // Теория и практика физической культуры. 2021. № 3. С. 70-72.
29 . Методика диагностики направленности учебной мотивации (по Т.Д. Дубовицкой). URL: https://ru/files/2259/psyedu_2002_n2_Dubovitskaja.pdf (дата обращения: 14.11.2022).
30 . Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой). URL: https://amurkst.ru/branch2/upload/doc/diagnosticheskie-materialy-2017-18/Диагностика_мотивации.pdf (дата обращения: 14.11.2022).
31 . Гриценко Т.Г. Мотивация познавательной деятельности студентов в процессе проектного обучения // Материалы научно-практической конференции СЗИУ РАНХиГС. 2019. № 1. С. 60-66.
32 . Агарагимова В.К., Даудова Д.М., Маматха-нов А.К. Познавательная мотивация как основа познавательной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 136-137.
33 . Ковалюк Е.Н. О формировании мотивации познавательной деятельности студентов // Гуманитарные и социально-экономические науки. Вестник АнГТУ. 2021. № 15. С. 238-241.
34 . Шайхутдинова Л.В. Использование компьютерных технологий для повышения мотивации познавательной деятельности студентов // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 3-2 (72). С. 142-144.
35 . Яковлева Е.В., Илларионова Л.П., Москвина Е.В. Формирование мотивационно-ценностного компонента цифровой компетентности бакалавров педагогики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 1. С. 58-70.
36 . Потапенко Н.Е., Столярова С.И., Хмелевс- кая С.В. О проблеме формирования мотивации учебно-познавательной деятельности // Теория и методика профессионального образования. 2017. № 4-1. С. 253-259.