ВКЛЮЧЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ |
научная статья | 378.1 | ||
203-212 | студент, вуз, педагог, исследовательская компетенция, soft skills, проект, олимпиада, конкурс, грант |
Анализируется содержание и структура понятия «исследовательская компетенция» применительно к профессиональной подготовке студентов вуза, обосновывается важность формирования данного вида компетенций у студентов педагогических специальностей, независимо от профиля их обучения. Аргументируется положение о том, что у будущих педагогов исследовательские компетенции могут формироваться только через включение их в активные виды учебной, квазипрофессиональной и внеучебной деятельности. К таким видам деятельности можно отнести проектную и учебно-исследовательскую деятельность. Целью работы является обоснование возможности, поиск методических приемов и описание этапов включения студентов бакалавриата в проектную деятельность в контексте формирования у них исследовательских компетенций. Обобщен опыт вуза по включению студентов образовательной программы «Математика; информатика» по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» в индивидуальные и коллективные учебные, научные и социально значимые проекты при различных ролевых функциях и степени участия студентов. Предлагается организовать процесс формирования исследовательских компетенций у студентов с соблюдением последовательности этапов их приобщения к проектной деятельности: получение опыта участия в конкурсах проектов или олимпиадах; участие в коллективных проектах в качестве равноправного члена команды и выполнение индивидуальных учебных проектов в рамках дисциплин; участие в проектах в качестве руководителя команды; помощь практикующим учителям в организации проектной деятельности обучающихся; участие в качестве организатора мероприятия и эксперта по оценке проектов. |
1 . Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Вестник Института образования человека. 2012. № 2. С. 1-25. 2 . Соловьева Н.М. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в классах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин в условиях взаимодействия «школа-вуз» (с учетом региональной специфики): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 24 с. 3 . Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Режим доступа свободный. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 30.10.2022). 4 . Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16-31. 5 . Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»). Режим доступа свободный. URL: https://report.apkpro.ru/uploads/share/методические%20рекомендации.pdf (дата обращения: 30.10.2022). 6 . Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 4. С. 222-234. 7 . Белянин В.А. Методическая система формирования исследовательской компетенции будущего учителя при изучении физики: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. 46 с. 8 . Сычкова Н.В. Моделирование процесса формирования умений исследовательской деятельности у студентов // Образование и наука. 2001. № 5 (11). С. 3-13. 9 . Сычкова Н.В. Формирование у будущих учителей умений исследовательской деятельности в условиях классического университета: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 43 с. 10 . Никитина Л.А. Становление исследовательской компетентности в методической подготовке студентов педагогического вуза в условиях инновационного развития образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2014. 45 с. 11 . Ставринова Н.Н. Система формирования готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Сургут, 2006. 45 с. 12 . Уткина Т.В., Бегашева И.С. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ. Челябинск: ЧИППКРО, 2018. 60 с. 13 . Учебный план образовательной программы бакалавриата «Математика; Информатика» по направлению 44.03.05 Педагогическое образование. Режим доступа свободный. URL: http://sspu.ru/pdf/pages/edu/perechen-op/plan/ofo/plan-ofo-44.03.05-po2-mat-inf-22_v20220602142226.pdf (дата обращения: 31.10.2022). 14 . Scratch - Imagine, Program, Share. Режим доступа свободный. URL: https://scratch.mit.edu/ (дата обращения: 31.10.2022). 15 . ККП-2021: открыта регистрация участников. Режим доступа свободный. URL: http://portal.cioko.ru/articles/news/id412/ (дата обращения: 31.10.2022). 16 . Научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области» на математико-технологическом факультете. Режим доступа свободный. URL: http://sspu.ru/pages/news/2022/05/42/1.html (дата обращения: 31.10.2022). 17 . Олимпиада «Java Python C++ Pascal» для школьников 8-11 классов общеобразовательных учреждений и учащихся учреждений среднего профессионального образования Ивановской области. Режим доступа свободный. URL: https://jbp.ftes.ru/ (дата обращения: 31.10.2022). 18 . Олимпиада по информационным технологиям в образовании для студентов бакалавриата, студентов СПО и обучающихся 10-11 классов. Режим доступа свободный. URL: https://ist.ftes.ru/ (дата обращения: 31.10.2022). 19 . Зайцева С.А., Иванов В.В., Киселев В.С., Зубаков А.Ф. Развитие образовательной робототехники: проблемы и перспективы // Образование и наука. 2022. Т. 24. №2. С. 84-115. |