Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВКЛЮЧЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.1
Страницы
203-212
Ключевые слова
студент, вуз, педагог, исследовательская компетенция, soft skills, проект, олимпиада, конкурс, грант

Авторы
Зайцева С.А.
Крылова Ю.А.
Смирнов В.А.
Ермошин А.В.

Место работы
Зайцева С.А.
Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Крылова Ю.А.
Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Смирнов В.А.
Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Ермошин А.В.
Шуйский филиал Ивановского государственного университета


Аннотация
Анализируется содержание и структура понятия «исследовательская компетенция» применительно к профессиональной подготовке студентов вуза, обосновывается важность формирования данного вида компетенций у студентов педагогических специальностей, независимо от профиля их обучения. Аргументируется положение о том, что у будущих педагогов исследовательские компетенции могут формироваться только через включение их в активные виды учебной, квазипрофессиональной и внеучебной деятельности. К таким видам деятельности можно отнести проектную и учебно-исследовательскую деятельность. Целью работы является обоснование возможности, поиск методических приемов и описание этапов включения студентов бакалавриата в проектную деятельность в контексте формирования у них исследовательских компетенций. Обобщен опыт вуза по включению студентов образовательной программы «Математика; информатика» по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» в индивидуальные и коллективные учебные, научные и социально значимые проекты при различных ролевых функциях и степени участия студентов. Предлагается организовать процесс формирования исследовательских компетенций у студентов с соблюдением последовательности этапов их приобщения к проектной деятельности: получение опыта участия в конкурсах проектов или олимпиадах; участие в коллективных проектах в качестве равноправного члена команды и выполнение индивидуальных учебных проектов в рамках дисциплин; участие в проектах в качестве руководителя команды; помощь практикующим учителям в организации проектной деятельности обучающихся; участие в качестве организатора мероприятия и эксперта по оценке проектов.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Вестник Института образования человека. 2012. № 2. С. 1-25.
2 . Соловьева Н.М. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в классах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин в условиях взаимодействия «школа-вуз» (с учетом региональной специфики): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 24 с.
3 . Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Режим доступа свободный. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 30.10.2022).
4 . Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки Национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16-31.
5 . Методические рекомендации по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»). Режим доступа свободный. URL: https://report.apkpro.ru/uploads/share/методические%20рекомендации.pdf (дата обращения: 30.10.2022).
6 . Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 4. С. 222-234.
7 . Белянин В.А. Методическая система формирования исследовательской компетенции будущего учителя при изучении физики: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. 46 с.
8 . Сычкова Н.В. Моделирование процесса формирования умений исследовательской деятельности у студентов // Образование и наука. 2001. № 5 (11). С. 3-13.
9 . Сычкова Н.В. Формирование у будущих учителей умений исследовательской деятельности в условиях классического университета: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 43 с.
10 . Никитина Л.А. Становление исследовательской компетентности в методической подготовке студентов педагогического вуза в условиях инновационного развития образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2014. 45 с.
11 . Ставринова Н.Н. Система формирования готовности будущих педагогов к исследовательской деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Сургут, 2006. 45 с.
12 . Уткина Т.В., Бегашева И.С. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ. Челябинск: ЧИППКРО, 2018. 60 с.
13 . Учебный план образовательной программы бакалавриата «Математика; Информатика» по направлению 44.03.05 Педагогическое образование. Режим доступа свободный. URL: http://sspu.ru/pdf/pages/edu/perechen-op/plan/ofo/plan-ofo-44.03.05-po2-mat-inf-22_v20220602142226.pdf (дата обращения: 31.10.2022).
14 . Scratch - Imagine, Program, Share. Режим доступа свободный. URL: https://scratch.mit.edu/ (дата обращения: 31.10.2022).
15 . ККП-2021: открыта регистрация участников. Режим доступа свободный. URL: http://portal.cioko.ru/articles/news/id412/ (дата обращения: 31.10.2022).
16 . Научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области» на математико-технологическом факультете. Режим доступа свободный. URL: http://sspu.ru/pages/news/2022/05/42/1.html (дата обращения: 31.10.2022).
17 . Олимпиада «Java Python C++ Pascal» для школьников 8-11 классов общеобразовательных учреждений и учащихся учреждений среднего профессионального образования Ивановской области. Режим доступа свободный. URL: https://jbp.ftes.ru/ (дата обращения: 31.10.2022).
18 . Олимпиада по информационным технологиям в образовании для студентов бакалавриата, студентов СПО и обучающихся 10-11 классов. Режим доступа свободный. URL: https://ist.ftes.ru/ (дата обращения: 31.10.2022).
19 . Зайцева С.А., Иванов В.В., Киселев В.С., Зубаков А.Ф. Развитие образовательной робототехники: проблемы и перспективы // Образование и наука. 2022. Т. 24. №2. С. 84-115.