Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

РАЗЛИЧИЯ В МЕТОДОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕДУЩИХ РЕЙТИНГОВ ВУЗОВ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.1
Страницы
174-180
Ключевые слова
мировой рейтинг, ранжирование, качество преподавания, научные исследования, имидж университета

Авторы
Эбзеева Ю.Н.

Место работы
Эбзеева Ю.Н.
Российский университет дружбы народов


Аннотация
Исследование посвящено рассмотрению складывающейся теории ранжирования высших учебных заведений в российском высшем образовании, вводятся основные термины данной теории (глобальный, ведущий, институциональный, предметный, специальный, многомерный, многофакторный рейтинги). Масштабная деятельность по ранжированию университетов мира мотивирована ростом конкуренции между университетами; наличием конкуренции среди образовательных систем различных государств мира; необходимостью для ряда целевых групп (абитуриенты, научные работники и преподаватели, работодатели, государство) в получении объективной информации из независимых источников о рынке услуг высшего образования. Мировое образовательное пространство использует рейтинги более 50 лет, для российских университетов задача продвижения в них является актуальной около 10 лет, что вызывает необходимость ознакомления с принципами и механизмами их формирования, выбором ориентиров и формирования политики развития в соответствии с целью продвижения в рейтингах. В исследовании проводится анализ трех глобальных рейтингов-лидеров: Quacquarelli Symonds (QS), Academic Ranking of World Universities (ARWU) и Times Higher Education (THE) - с позиций их истории, критериев оценки, особенностей методологии. Материалом исследования являются данные QS, ARWU и THE, полученные с сайтов рейтингов. Описаны пути получения информации и ее верификации указанными рейтингами. К наиболее значимым критериям в системе рейтингов относятся категории: качество преподавания, качество исследований, интернационализация, цитирование, востребованность выпускников работодателями. В заключении сделаны выводы о том, что для российского рынка образовательных услуг глобальный рейтинг стал маркером эффективности и успешности, присутствие университета в трех глобальных рейтингах может быть представлено с большими различиями, что связано как с процедурами внутри критериев оценки рейтинга, так и с самим списком критериев. Тем не менее совокупная информация, полученная из данных трех рейтингов, убедительно отражает тенденцию движения конкретного университета к их топовым позициям, что является шагом к признанию рейтинга значимым инструментом построения политики развития университета.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Антонова Н.Л., Сущенко А.Д. Академическая репутация университета как фактор лидерства на глобальном образовательном рынке // Высшее образование в России. 2019. № 29 (6). С. 144-152. URL: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-144-152 (дата обращения: 21.09.2022).
2 . Болотов В.А., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 9-25. URL: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-9-25 (дата обращения: 15.09.2022).
3 . Галынский В.М., Жук А.В. Рейтинг учреждений Scimago для оценки национальной системы образования и отдельного университета // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 35-46. URL: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-6-35-46 (дата обращения: 1.10.2022).
4 . Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Международные рейтинги университетов как показатель качества высшего образования // Инновации в образовании. 2007. № 6. С. 437-443.
5 . Полозов А.А. Рейтинг вуза: эволюция проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 2 (72). С. 85-89.
6 . Эбзеева Ю.Н. Рейтинг как инструмент формирования программы стратегического развития вуза // Вестник Государственного гуманитарно-техноло-гического университета. 2022. № 1. С. 74-82.
7 . Ягудина Л.Р., Ягудин И.И. Эффективность рейтингов университетов: реализация информационной и мотивационной функций // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 66-70.
8 . Ebzeeva Y., Dugalich N., Nakisbaev D., Levshits A. Breaking through in Subject Rankings: IMLICaM Experience // Proceedings of ICERI2019 Conference. Seville, 2019. Р. 4239-4243. URL: https://doi.org/10.21125/iceri.2019.1057 (дата обращения: 20.09.2022).