Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СЕМЕЙ: ПОЧЕМУ РОДИТЕЛИ ВКЛАДЫВАЮТ ДЕНЬГИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ?


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.444.2
Страницы
131-137
Ключевые слова
семьи с детьми, дополнительное образование, образование, образовательные стратегии, социальный капитал, социальное неравенство

Авторы
Варызгина А.А.
Куликова А.В.
Михайлова В.В.

Место работы
Варызгина А.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Куликова А.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Михайлова В.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Уровень образования как часть социального капитала человека является значимым ресурсом в контексте социальной восходящей мобильности в условиях социального неравенства. Планирование индивидуальных образовательных траекторий закладывается в семье родителями. Родители, принимая решение о степени образовательной активности детей, не только повышают их стартовые возможности в будущем на рынке труда, но и заклaдывают мировоззренческие основы отношения к образованию как life-long process.В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного осенью 2021 г. в малом городе России. В проекте принимали участие Центр исследования социальных систем, кафедра социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования ННГУ им. Н.И. Лобачевского, университеты городов Глазго (Шотландия), Упсала (Швеция) и Хельсинки (Финляндия) при поддержке Нижегородского научно-образовательного центра (АНО «Нижегородский НОЦ»). Были изучены следующие вопросы: в какой степени родители готовы инвестировать в дополнительное образование детей, какое дополнительное образование для своих детей они предпочитают, а также мотивация этого выбора. В соответствии с ними было выделено 4 основных типа образовательный стратегий: ориентация на развитие ребенка, укрепление здоровья; ориентация на повышение успеваемости, подготовка к поступлению в вуз/техникум; дополнительное образование как способ организации досуга ребенка; ориентация на приращение знаний как способ повышения социального капитала.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Lareau A. Unequal childhoods: Class, race, and family life. Berkeley: University of California Press, 2003. 480 р. URL: https://www.jstor.org/stable/10.1525/j.ctt1ppgj4 (дата обращения: 01.04.2021).
2 . Бурдье П., Пассрон Ж. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007. 272 с.
3 . Павленко К.В., Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Сивак Е.В. Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 241- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-shkolnikov-funktsii-roditelskie-strategii-ozhid aemye-rezultaty (дата обращения: 29.03.2022).
4 . Сорокин П.А. Социальная мобильность / Пер. с англ. М.В. Соколовой. Под общей ред. В.В. Сапова. М.: Academia, 2005. 588 с.
5 . Сен А. Развитие как свобода / Пер с англ. под ред. и с послеслов. Р.М. Нуреева. М.: Новое издательство, 2004. 432 с.
6 . Linver M.R., Roth J.L., and Brooks-Gunn J. Patterns of Adolescents’ Participation in Organized Activities: Are Sports Best When Combined with Other Activities? // Developmental Psychology. 2009. № 45 (2). Р. 354-367. URL: https://www.jstor.org/stable/26582378 (дата обращения: 20.02.2022).
7 . Dumais S.A. Elementary School Students’ Extracurricular Activities: The Effects of Participation on Achievement and Teacher’s Evaluations // Sociological Spectrum. 2006. № 26 (2). Р. 117-147. URL: https://www.researchgate.net/publication/238399701_Elementary_school_students'_extracurricular_activities_The_effects_of_participation_on_achievement_and_teachers'_evaluations (дата обращения: 20.02.2022).
8 . Kaufman J., and Gabler J. Cultural Capital and the Extracurricular Activities of Girls and Boys in the College Attainment Process // Poetics. № 32 (2). Р. 145-168. URL: https://www.researchgate.net/publication/222564 007_Cultural_Capital_and_Extracurricular_Activities_of_Girls_and_Boys_in_the_College_Attainment_Process (дата обращения: 20.02.2022).
9 . Rivera L. Ivies, Extracurriculars, and Exclusion: Elite Employers’ Use of Educational Credentials // Research in Social Stratification and Mobility. № 29. Р.71-90. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S027656241000065X (дата обращения: 24.02.2022).
10 . Lareau A. Unequal Childhoods: Class, Race, and Family Life. Second Edition with an Update a Decade Later. 2nd ed. Oakland: University of California Press, 2011. 480 р.
11 . Lareau A., Weininger E.B., Conley D. What Money Doesn’t Buy: Class Resources and Children’s Participation in Organized Extracurricular Activities // Social Forces. 2005. Vol. 9. № 2. P. 479-503. URL: https://scholar.princeton.edu/sites/default/files/dconley/files/money_doesnt_buy_class_organized_activities.pdf (дата обращения: 25.02.2022).
12 . Adler P.А., Adler Р. Social Reproduction and the Corporate Other: The Institutionalization of Afterschool Activities // Sociological Quarterly. 1994 № 35 (2). Р. 309-28. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1111/j.1533-8525.1994.tb00412.x (дата обращения: 25.02.2022).
13 . Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. URL: http://government.ru›docs (дата обращения: 10.04.2022).
14 . Концепция развития дополнительного образования до 2030 года. URL: http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-do-2030-goda (дата обращения: 13.04.2022).
15 . Партисипаторный подход в повышении качества жизни населения / Под ред. Н.М. Римашевской, Н.Н. Ивашиненко. Нижний Новгород-М., 2013. 268 с.
16 . Таганрогские исследования: полвека спустя / Под научн. ред. чл.-корр. РАН проф. Н.М. Римашевской и проф. В.В. Локосова. М.: Экономическое образование, 2017. 288 с.
17 . Agency in Russia and Ukraine / S?tre A-M., Morell I.A. (eds). Routledge, 2016. 160 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.taylorandfrancis.com/books/details/9781138957640/ (дата обращения: 25.02.2022).
18 . Vincent C., Ball S. J. Making Up the Middle-Class Child: Families, Activities and Class Dispositions // Sociology. 2007 Vol. 41. № 6. P. 1061-1077.
19 . Косарецкий С.Г., Куприянов Б.В., Филиппова Д.С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-uchastiya-detey-v-dopolnitelnom-obrazova nii-obuslovlennye-razlichiyami-v-kulturno-obrazovateln om-i-imuschestvennom (дата обращения: 04.04.2022).
20 . Итоговый отчет Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2020 год. URL: https://minobr.government-nnov.ru/?id=288467 (дата обращения: 04.04.2022).
21 . Косарецкий С.Г., Абанкина И.В., Мерцалова Т.А. и др. Аналитический доклад о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей - 2017. URL: http://www.eseur.ru/Files/file6096.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
22 . Брей М., Ликинз Ч. Теневое образование: частное дополнительное обучение и его вызовы органам государственного управления в сфере образования стран Азиатского региона: Монография / Пер. с англ. В.Н. Демченко, Э.И. Печерица; Под общ. ред. Е.Л. Рудневой, М.П. Пальянова, А.Б. Ефременкова, О.Т. Лойко; Юргинский технологический институт. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2016. 119 с. URL: https://www.adb.org/sites/de fault/files/publication/327841/shadow-education-ru.pdf (дата обращения: 10.04.2022).
23 . Поплавская А.А., Груздев И.А., Петлин А.В. Выбор организаций дополнительного образования детей в России: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-organizatsiy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-v-rossii-k-postanovke-problemy (дата обращения: 24.02.2022).
24 . Furstenberg F.F. Managing to Make It: Urban Families and Adolescent Success. Chicago, IL: University of Chicago, 1999. 305 р. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED431866 (дата обращения: 10.04.2022).
25 . Lareau A., Weininger E.B. Cultural Capital in Educational Research: A Critical Assessment // Theory and Society. 2003. Vol.32. № 5-6. P.567-606. URL: https://sociology.sas.upenn.edu/sites/default/files/Lareau2003_Cultural_Capital_in_Educational_Research.pdf (дата обращения: 10.04.2022).