Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВЛИЯНИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С РАЗНЫМ ТИПОМ УЧАСТИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.74
Страницы
117-123
Ключевые слова
профессиональная идентичность, профессиональная ориентация, студенчество, самодеятельное художественное творчество, профессиональная мотивация, самоопределение, воспитание, среднее профессиональное образование, soft skills

Авторы
Костина Н.Б.
Дуран Т.В.
Гарбузов И.С.

Место работы
Костина Н.Б.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Дуран Т.В.
Уральский государственный университет путей сообщения

Гарбузов И.С.
аспирантура Гуманитарного университета


Аннотация
Дана характеристика понятия «профессиональная идентичность» с позиции социологии. Рассмотрена текущая ситуация на рынке труда и выявлены тенденции в сфере профессионального образования на основе анализа официальных статистических данных Минпросвещения и Минобрнауки России. Выделены особенности СПО по сравнению с вузами и обоснован выбор контингента обучающихся колледжа в качестве объекта исследования. По итогам воспитательной деятельности педагога-организатора в колледже технического профиля с учетом данных гайд-интервью и мониторинга аккаунтов в социальных сетях анализируется отношение студентов - участников самодеятельного творческого музыкального коллектива к своей будущей профессии, влияние занятий в кружках и секциях на профессиональную социализацию, расстановку жизненных приоритетов, развитие гибких навыков. Творческий коллектив рассматривается как реальная малая социальная группа с присущими ей свойствами, включая непосредственное взаимодействие участников, распределением ролей и статусов. Авторами выделяются типологические черты воспитанников студенческого самодеятельного ВИА в зависимости от мотивации, отношения к занятиям, регулярности, результативности посещения и других параметров. Приведены конкретные примеры из практики, показывающие, какую роль играет музыкальное творчество в жизни выпускников колледжа во время учебы и после окончания учебного заведения.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Онипко А.А. Самоопределение старшеклассников при выборе профессии: социологический анализ: Автореф. дис. … канд. соц. наук. Екатеринбург, 2011. 18 с.
2 . Волегов В.С. Профессиональное самоопределение студентов в социокультурном пространстве большого города: Дис. … канд. соц. наук. Тихоокеанский государственный университет, 2016. 175 с. www.pnu.edu.ru
3 . Теняева О.В. Профессиональная идентичность молодежи в контексте профессионального самоопределения личности // XIX Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования»: Сборник материалов конференции. Екатеринбург: УрФУ, 2016. С. 1231-1239.
4 . Briggs A.R.J. Exploring professional identities: middle leadership in further education colleges // School Leadership & Management: Formerly School Organization. 27:5. Р. 471-485.
5 . Теняева О.В., Тоболевич О.А. Особенности профессиональной идентичности студентов разных уровней образования // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2018. Т. 4 (70). № 4. С. 107-115.
6 . Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В. и др. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 132 с.
7 . Агранович М. В России за 5 лет прием в колледжи вырос на 160 тысяч человек // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/09/29/reg-ufo/v-rossii-za-5-let-priem-v-kolledzhi-vyros-bolee-chem-na-160-tysiach-chelovek.html?ysclid=l7qze1kfbv721462303 (дата обращения: 10.09.2022).
8 . Подведены итоги первого этапа приёмной кампании в учреждения СПО в 2021 году // Официальный сайт Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/press/4116/podvedeny-itogi-pervogo-etapa-priemnoy-kampanii-v-uchrezhdeniya-spo-v-2021-godu/?ysclid =l7serh80bk485222634 (дата обращения: 10.09.2022).
9 . 2021 год в цифрах: что произошло в сфере образования и что нового мы узнали // Образовательная платформа «Skillbox». URL: https://skillbox.ru/media/education/2021-god-v-tsifrakh-chto-proizoshlo-v-sfere-obrazovaniya-i-chto-novogo-my-uznali/?ysclid=l7qzf05 bk7126017413 (дата обращения: 10.09.2022).
10 . Сведения о приеме, численности студентов и выпуске специалистов в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования / Министерство науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o-prieme-chislennosti-studentov-i-vypuske-spetsialistov-obrazovatelnykh-organizatsiyak h-os?sphrase_id=4219722 (дата обращения: 10.09.2022).
11 . Щербина В.В., Попова Е.П. Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 622-635.
12 . Гарбузова Г.В., Куцебо Г.И. Профессиональная идентичность студентов как объект психолого-педагогического анализа // Личность в профессионально-образовательном пространстве: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2015. С. 15-21.
13 . Рыбина Я.Е. Проблема социального и профессионального самоопределения студентов колледжа (по результатам диагностики) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 1 (74). С. 91-99.
14 . Исследование мнения студентов-первокурс-ников о качестве оказания образовательных услуг в ГОУ СПО ТО «ТПК» №1 в 2014 г. / ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж». URL: http:// www.tpk1.ru/text/pervokkahestvo.pdf (дата обращения: 03.12.2021).
15 . Сравнительный анализ результатов исследования мотивации поступления абитуриентов в СРМК 2016-2018 гг. / ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж». URL: https://rmk.ru/index.php?r=management/article/view&id=315 (дата обращения: 03.12.2021).
16 . Сушкова О.В. Адаптация студентов к профессиональному образованию на примере ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» // Информио. 18 с. URL: https://www.informio.ru/publications/id2810/Adaptacija-studentov-k-professionalnomu-obrazovaniyu-na-primere-GOBPOU-Grjazinskii-tehnicheskii-kolledzh (дата обращения: 03.12.2021).
17 . Ст. 2. Основные понятия // Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 03.12.2021).
18 . Ст. 75. Дополнительное образование детей и взрослых // Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 03.12.2021).
19 . Tariq N. Effects of extracurricular activities on students. Islamabad: National University of Sciences and Technology, 2018. 18 p. URL: https://www.acade mia.edu/37018130/Effects_of_Extracurricular_Activities_on_Students (дата обращения: 03.12.2021).
20 . Колчинская В.Ю. Самодеятельное музыкальное творчество как фактор социализации молодежи: Автореф. дис. … канд. соц. наук. Екатеринбург: УрГППУ, 2001. 23 с.
21 . Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 64-72.