ВЛИЯНИЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С РАЗНЫМ ТИПОМ УЧАСТИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
научная статья | 316.74 | ||
117-123 | профессиональная идентичность, профессиональная ориентация, студенчество, самодеятельное художественное творчество, профессиональная мотивация, самоопределение, воспитание, среднее профессиональное образование, soft skills |
Дана характеристика понятия «профессиональная идентичность» с позиции социологии. Рассмотрена текущая ситуация на рынке труда и выявлены тенденции в сфере профессионального образования на основе анализа официальных статистических данных Минпросвещения и Минобрнауки России. Выделены особенности СПО по сравнению с вузами и обоснован выбор контингента обучающихся колледжа в качестве объекта исследования. По итогам воспитательной деятельности педагога-организатора в колледже технического профиля с учетом данных гайд-интервью и мониторинга аккаунтов в социальных сетях анализируется отношение студентов - участников самодеятельного творческого музыкального коллектива к своей будущей профессии, влияние занятий в кружках и секциях на профессиональную социализацию, расстановку жизненных приоритетов, развитие гибких навыков. Творческий коллектив рассматривается как реальная малая социальная группа с присущими ей свойствами, включая непосредственное взаимодействие участников, распределением ролей и статусов. Авторами выделяются типологические черты воспитанников студенческого самодеятельного ВИА в зависимости от мотивации, отношения к занятиям, регулярности, результативности посещения и других параметров. Приведены конкретные примеры из практики, показывающие, какую роль играет музыкальное творчество в жизни выпускников колледжа во время учебы и после окончания учебного заведения. |
1 . Онипко А.А. Самоопределение старшеклассников при выборе профессии: социологический анализ: Автореф. дис. … канд. соц. наук. Екатеринбург, 2011. 18 с. 2 . Волегов В.С. Профессиональное самоопределение студентов в социокультурном пространстве большого города: Дис. … канд. соц. наук. Тихоокеанский государственный университет, 2016. 175 с. www.pnu.edu.ru 3 . Теняева О.В. Профессиональная идентичность молодежи в контексте профессионального самоопределения личности // XIX Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования»: Сборник материалов конференции. Екатеринбург: УрФУ, 2016. С. 1231-1239. 4 . Briggs A.R.J. Exploring professional identities: middle leadership in further education colleges // School Leadership & Management: Formerly School Organization. 27:5. Р. 471-485. 5 . Теняева О.В., Тоболевич О.А. Особенности профессиональной идентичности студентов разных уровней образования // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2018. Т. 4 (70). № 4. С. 107-115. 6 . Гохберг Л.М., Озерова О.К., Саутина Е.В. и др. Образование в цифрах: 2021: краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 132 с. 7 . Агранович М. В России за 5 лет прием в колледжи вырос на 160 тысяч человек // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/09/29/reg-ufo/v-rossii-za-5-let-priem-v-kolledzhi-vyros-bolee-chem-na-160-tysiach-chelovek.html?ysclid=l7qze1kfbv721462303 (дата обращения: 10.09.2022). 8 . Подведены итоги первого этапа приёмной кампании в учреждения СПО в 2021 году // Официальный сайт Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/press/4116/podvedeny-itogi-pervogo-etapa-priemnoy-kampanii-v-uchrezhdeniya-spo-v-2021-godu/?ysclid =l7serh80bk485222634 (дата обращения: 10.09.2022). 9 . 2021 год в цифрах: что произошло в сфере образования и что нового мы узнали // Образовательная платформа «Skillbox». URL: https://skillbox.ru/media/education/2021-god-v-tsifrakh-chto-proizoshlo-v-sfere-obrazovaniya-i-chto-novogo-my-uznali/?ysclid=l7qzf05 bk7126017413 (дата обращения: 10.09.2022). 10 . Сведения о приеме, численности студентов и выпуске специалистов в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования / Министерство науки и высшего образования РФ. URL: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/9710062939-svedeniya-o-prieme-chislennosti-studentov-i-vypuske-spetsialistov-obrazovatelnykh-organizatsiyak h-os?sphrase_id=4219722 (дата обращения: 10.09.2022). 11 . Щербина В.В., Попова Е.П. Вуз вне системы профессиональной подготовки специалистов как итог многолетних реформ российского высшего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 3. С. 622-635. 12 . Гарбузова Г.В., Куцебо Г.И. Профессиональная идентичность студентов как объект психолого-педагогического анализа // Личность в профессионально-образовательном пространстве: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2015. С. 15-21. 13 . Рыбина Я.Е. Проблема социального и профессионального самоопределения студентов колледжа (по результатам диагностики) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 1 (74). С. 91-99. 14 . Исследование мнения студентов-первокурс-ников о качестве оказания образовательных услуг в ГОУ СПО ТО «ТПК» №1 в 2014 г. / ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж». URL: http:// www.tpk1.ru/text/pervokkahestvo.pdf (дата обращения: 03.12.2021). 15 . Сравнительный анализ результатов исследования мотивации поступления абитуриентов в СРМК 2016-2018 гг. / ГБПОУ «Ставропольский региональный многопрофильный колледж». URL: https://rmk.ru/index.php?r=management/article/view&id=315 (дата обращения: 03.12.2021). 16 . Сушкова О.В. Адаптация студентов к профессиональному образованию на примере ГОБПОУ «Грязинский технический колледж» // Информио. 18 с. URL: https://www.informio.ru/publications/id2810/Adaptacija-studentov-k-professionalnomu-obrazovaniyu-na-primere-GOBPOU-Grjazinskii-tehnicheskii-kolledzh (дата обращения: 03.12.2021). 17 . Ст. 2. Основные понятия // Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 03.12.2021). 18 . Ст. 75. Дополнительное образование детей и взрослых // Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 03.12.2021). 19 . Tariq N. Effects of extracurricular activities on students. Islamabad: National University of Sciences and Technology, 2018. 18 p. URL: https://www.acade mia.edu/37018130/Effects_of_Extracurricular_Activities_on_Students (дата обращения: 03.12.2021). 20 . Колчинская В.Ю. Самодеятельное музыкальное творчество как фактор социализации молодежи: Автореф. дис. … канд. соц. наук. Екатеринбург: УрГППУ, 2001. 23 с. 21 . Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 64-72. |