Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

УРОКИ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ: НА ПУТИ К СОУЧАСТВУЮЩЕМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ С ПОДРОСТКАМИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
94-101
Ключевые слова
городская среда, подростки, соучаствующее проектирование, социология города, практики соучастия, городское развитие

Авторы
Филипова А.Г.
Асафова В.С.
Баранова И.И.

Место работы
Филипова А.Г.
Владивостокский государственный университет

Асафова В.С.
НКО «Улица детства»

Баранова И.И.
Санкт-Петербургский филиал Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики


Аннотация
Урбанизация запустила процессы повышения качества жизни в городах, в том числе через обращение к мнению самих горожан, их вовлечение в городские процессы. Практики соучаствующего проектирования получили развитие в нашей стране с запуском в 2018 г. национального проекта «Жилье и городская среда» и пока носят точечный характер. Предметом настоящего исследования выступают уроки городского развития, проводимые общественной организацией «Улица детства» в школах города Перми. Уроки анализируются с точки зрения возможностей включения подростков в жизнь города. Материалами для анализа стали экспертные интервью с кураторами уроков, информация, размещенная на сайте НКО «Улица детства». Описаны особенности уроков городского развития, форматы взаимодействия подростков и взрослых в ходе уроков, а также продукты деятельности школьников на уроках городского развития - рисунки городских объектов. Делается вывод о важности уроков городского развития как начального этапа в партисипативной работе с подростками, организационных и методических сложностях этой работы и ее значении для формирования чувства сопричастности городу.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Newman O. Defensible space: crime prevention through urban design. New-York: MacMillan, 1972. 264 p.
2 . Джекобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов: Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. 460 с.
3 . Гейл Я. Жизнь среди зданий: использование общественных пространств: Пер. с англ. М.: Концерн «Крост», 2012. 200 с.
4 . Лефевр А. Идеи для концепции нового урбанизма // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 3. С. 19-26.
5 . Харви Д. Право на город / Пер. с англ. и коммент. М.А. Котлярова. Екатеринбург, 2019. 36 с.
6 . Серто Де М. Изобретение повседневности. Искусство делать / Пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 330 с.
7 . Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / Пер. с англ. [ред.: Н. Снигирёва, Д. Смирнов]. Вологда: Проектная группа 8, 2015. 170 с.
8 . Архитектурное бюро «Проектная группа 8». URL: https://8architects.com/ (дата обращения: 11.07.2022).
9 . Сообщество лаборатории «Гражданская инженерия» // «ВКонтакте». URL: https://vk.com/laboratorygi (дата обращения: 11.07.2022).
10 . Сообщество «Друзья Карповки» // «ВКонтакте». URL: https://vk.com/karpovkafriends (дата обращения: 11.07.2022).
11 . Кто твой город. URL: https://ktogorod.ru/ (дата обращения: 11.07.2022).
12 . Национальный проект «Жилье и городская среда»: // Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ: официальный сайт. URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 27.04.2022).
13 . Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды [текст]. Подготовлено: Центр городских компетенций Агентства стратегических инициатив совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. 2020. 76 с. URL: https://100gorodov.ru/attachme nts/1/34/32ed4e-eeed-4aec-aa35-dc90f830eae3/C%D1% 82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 27.04.2022).
14 . Дридзе Т.М. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании // Общественные науки и современность. 1994. № 1. С. 131-138.
15 . Лучшие практики деятельности добровольческих молодежных объединений в сфере развития территорий за 2021 год. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ [официальный сайт], 2022. 61 с. URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/223105/ (дата обращения: 15.07.2022).
16 . Скрыпникова Е.М. Дети и город: сложности взаимодействия и практики участия // Комплексные исследования детства. 2020. № 3. С. 162-169.
17 . Высоцкая А.В. Вовлеченность детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: итоги анкетного опроса // Комплексные исследования детства. 2020. № 3. С. 184-194.
18 . Qvortrup J. Nine theses about «Childhood as a social phenomenon» // Euro-social Report. 1993. № 47. P. 11-18.
19 . Jenks C. Constituting childhood // Childhood. Critical concepts in sociology / Ed. by Ch. Jenks. Vol. 1. N.Y., P. 30-55.
20 . Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of childhood? Provenance, promise and problems // Childhood. Critical concepts in sociology / Ed. by Ch. Jenks. Vol. 1. N.Y., P. 56.
21 . Corsaro W. Sociology of childhood. Pine Forge Press, 359 p.
22 . Alanen L. Childhood as generational condition. Towards a relational theory of childhood // Childhood. Critical concepts in sociology / Ed. by Ch. Jenks. Vol. 1. Y., 2005. 2006.
23 . НКО «Улица детства». URL: http://kidstreet. tilda.ws/ (дата обращения: 04.01.2022).
24 . Сообщество НКО «Улица детства» // «ВКонтакте». URL: https://vk.com/ulicadetstva (дата обращения: 04.01.2022).