УРОКИ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ: НА ПУТИ К СОУЧАСТВУЮЩЕМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ С ПОДРОСТКАМИ |
научная статья | 316 | ||
94-101 | городская среда, подростки, соучаствующее проектирование, социология города, практики соучастия, городское развитие |
Урбанизация запустила процессы повышения качества жизни в городах, в том числе через обращение к мнению самих горожан, их вовлечение в городские процессы. Практики соучаствующего проектирования получили развитие в нашей стране с запуском в 2018 г. национального проекта «Жилье и городская среда» и пока носят точечный характер. Предметом настоящего исследования выступают уроки городского развития, проводимые общественной организацией «Улица детства» в школах города Перми. Уроки анализируются с точки зрения возможностей включения подростков в жизнь города. Материалами для анализа стали экспертные интервью с кураторами уроков, информация, размещенная на сайте НКО «Улица детства». Описаны особенности уроков городского развития, форматы взаимодействия подростков и взрослых в ходе уроков, а также продукты деятельности школьников на уроках городского развития - рисунки городских объектов. Делается вывод о важности уроков городского развития как начального этапа в партисипативной работе с подростками, организационных и методических сложностях этой работы и ее значении для формирования чувства сопричастности городу. |
1 . Newman O. Defensible space: crime prevention through urban design. New-York: MacMillan, 1972. 264 p. 2 . Джекобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов: Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. 460 с. 3 . Гейл Я. Жизнь среди зданий: использование общественных пространств: Пер. с англ. М.: Концерн «Крост», 2012. 200 с. 4 . Лефевр А. Идеи для концепции нового урбанизма // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 3. С. 19-26. 5 . Харви Д. Право на город / Пер. с англ. и коммент. М.А. Котлярова. Екатеринбург, 2019. 36 с. 6 . Серто Де М. Изобретение повседневности. Искусство делать / Пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 330 с. 7 . Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / Пер. с англ. [ред.: Н. Снигирёва, Д. Смирнов]. Вологда: Проектная группа 8, 2015. 170 с. 8 . Архитектурное бюро «Проектная группа 8». URL: https://8architects.com/ (дата обращения: 11.07.2022). 9 . Сообщество лаборатории «Гражданская инженерия» // «ВКонтакте». URL: https://vk.com/laboratorygi (дата обращения: 11.07.2022). 10 . Сообщество «Друзья Карповки» // «ВКонтакте». URL: https://vk.com/karpovkafriends (дата обращения: 11.07.2022). 11 . Кто твой город. URL: https://ktogorod.ru/ (дата обращения: 11.07.2022). 12 . Национальный проект «Жилье и городская среда»: // Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ: официальный сайт. URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 27.04.2022). 13 . Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды [текст]. Подготовлено: Центр городских компетенций Агентства стратегических инициатив совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. 2020. 76 с. URL: https://100gorodov.ru/attachme nts/1/34/32ed4e-eeed-4aec-aa35-dc90f830eae3/C%D1% 82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 27.04.2022). 14 . Дридзе Т.М. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании // Общественные науки и современность. 1994. № 1. С. 131-138. 15 . Лучшие практики деятельности добровольческих молодежных объединений в сфере развития территорий за 2021 год. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ [официальный сайт], 2022. 61 с. URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/223105/ (дата обращения: 15.07.2022). 16 . Скрыпникова Е.М. Дети и город: сложности взаимодействия и практики участия // Комплексные исследования детства. 2020. № 3. С. 162-169. 17 . Высоцкая А.В. Вовлеченность детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: итоги анкетного опроса // Комплексные исследования детства. 2020. № 3. С. 184-194. 18 . Qvortrup J. Nine theses about «Childhood as a social phenomenon» // Euro-social Report. 1993. № 47. P. 11-18. 19 . Jenks C. Constituting childhood // Childhood. Critical concepts in sociology / Ed. by Ch. Jenks. Vol. 1. N.Y., P. 30-55. 20 . Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of childhood? Provenance, promise and problems // Childhood. Critical concepts in sociology / Ed. by Ch. Jenks. Vol. 1. N.Y., P. 56. 21 . Corsaro W. Sociology of childhood. Pine Forge Press, 359 p. 22 . Alanen L. Childhood as generational condition. Towards a relational theory of childhood // Childhood. Critical concepts in sociology / Ed. by Ch. Jenks. Vol. 1. Y., 2005. 2006. 23 . НКО «Улица детства». URL: http://kidstreet. tilda.ws/ (дата обращения: 04.01.2022). 24 . Сообщество НКО «Улица детства» // «ВКонтакте». URL: https://vk.com/ulicadetstva (дата обращения: 04.01.2022). |