КРЕАТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ |
научная статья | 338.24 | ||
42-49 | креативное лидерство, VUCA-, мир, неформальное управление организацией, soft skills, социально ориентированное управленческое мышление, эмоциональный интеллект, ненасильственное общение, нешаблонное мышление, инновационная экономика |
Обоснована необходимость в условиях VUCA-мира новых подходов к управлению инновационным развитием организации, которая выступает органичной составной частью инновационной экономики. Целью статьи является анализ креативного лидерства как эффективного инструмента неформального управления, рассмотрение его места в структуре управления организацией и значения для инновационной экономики. Методология исследования опирается на системный и деятельностный подходы, включает понятийно-терминологический анализ, методы сравнения и обобщения. Креативно-лидерское управление рассматривается как инструмент неформального управления, повышающий интенсивность инновационной деятельности организации, способствующий гуманизации методов управления организацией при активном внедрении в управленческую практику цифровых технологий. Анализируются в качестве ключевых характеристик креативного лидера ряд soft skills, определяющих характер его управленческого влияния на сотрудников организации. Исследуется нешаблонное мышление лидера, имеющее своим существенным признаком выдвижение новых, нестандартных идей и способное стать катализатором коллективной выработки новых знаний, необходимых для принятия в организации нужных инновационных решений. Спецификация креативности как атрибутивного качества лидера раскрывается через особенности его креативного мышления, результаты которого обладают признаком «вторичной» новизны, имеющей отношение не к производству знаний, а к их практической реализации, преобразованию новшеств в инновации. Креативно новое характеризует оригинальные, нестандартные способы внешнего оформления ранее созданных новых продуктов для успешного продвижения их на рынок. На основе полученных результатов делается вывод о креативно-лидерском управлении как инструменте, способствующем инновационной деятельности, повышению конкурентоспособности и эффективности функционирования организации. |
1 . Бахтаирова Е.А. Цифровая трансформация государственного управления и новая электронная бюрократия // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 6. С. 2673-2692. 2 . Кузин Д.В., Пономарёв И.П. Управленческое мышление в новой реальности // Мир новой экономики. 2021. № 15 (2). С. 107-117. 3 . Слинкова О.К. Эволюция взглядов на природу лидерства // Современное общество и власть. 2018. № 3 (17). С. 196-201. 4 . Губанова А.В. Анализ предпосылок и направлений развития учений о лидерстве в менеджменте // Экономические системы. 2020. № 4 (51). С. 91-101. 5 . Губанова А.В., Минева О.К. Интерпретация результатов исследования характеристик эффективного лидерства в современных российских организациях // Лидерство и менеджмент. 2022. Т. 9. № 2. С. 421-438. 6 . Ригин А.А., Елин А.М. Понимание аспектов лидерства в структуре управления организацией // Экономика, предпринимательство и право. 2021. № 11. С. 2623-2636. 7 . Чумаков В. Стратегии цифрового лидерства // В мире науки. 2019. № 10. С. 70-77. 8 . Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Интеллектуальное лидерство в цифровой экономике (на основе концепции лидерства в экономике знаний) // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-1. С. 486-490. 9 . Карпинская Э.О., Широкова Г.В. Предпринимательское лидерство: подходы к определению и основные направления исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2019. Т. 18. № 2. С. 235-260. 10 . Клейнер Г.Б. Социальное лидерство, расщепление власти и инклюзивное управление организацией // Вопросы экономики. 2022. № 4. С. 26-44. 11 . Корчажкина О.М. VUCA-мир - новая постнеклассическая рациональность: анализ результатов современных исследований // Информация -Коммуникация - Общество. 2022. Т. 1. С. 158-166. 12 . Володина А.Е., Крюкова А.А. Понятие VUCA-мира и его особенности // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 5. С. 734-739. 13 . Щепеткина И.В., Помыткина Л.Ю. Адаптация стратегического менеджмента к реалиям мира VUCA // Лидерство и менеджмент. 2022. Т. 9. № 2. С. 481-492. 14 . Спивак В.А. Лидерство в креативной экономике как научная специальность // Лидерство и менеджмент. 2015. Т. 2. № 4. С. 223-250. 15 . Тимошкина М.В., Айварова Н.Г. Индивидуальный образовательный маршрут по формированию гибких навыков в условиях высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 467-471. 16 . Богачева О.А. Формирование системы гибких навыков (soft skills) у студентов в условиях современного рынка труда // International Journal of Professional Science. 2021. № 2. С. 5-9. 17 . Вербицкий В.К., Кузин Д.В. Современное управленческое мышление и российская практика корпоративного управления // Управленческие науки. 2018. Т. 8. № 1. С. 42-51. 18 . Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта: Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 301 с. 19 . Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие. Новополоцк: Полоцк. гос. ун-т, 2020. 356 с. 20 . Дятлов Д.А., Дмитриева Ю.А. Эмоциональный интеллект как ресурс творческого лидерства // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14. № 3. С. 19-28. 21 . Богатырева И.В. Эмоциональный интеллект как ведущий «гибкий навык» и феномен личностной креативности в психологии, их взаимосвязь // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2021. № 2 (25). С. 36-39. 22 . Розенберг М. Язык жизни: Ненасильственное общение: Пер. с англ. М.: ООО «Книжное издательство «София», 2018. 288 с. 23 . Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010. 624 с. 24 . Боно Э. де. Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач. М.: Альпина Паблишер, 2015. 171 с. 25 . Дивергентное мышление как креативная способность [Электронный ресурс]. URL: https://psyera.ru/divergentnoe-myshlenie-kak-kreativnayasposobnost14338.htm (дата обращения: 02.09.2022). |