Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

КРЕАТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
338.24
Страницы
42-49
Ключевые слова
креативное лидерство, VUCA-, мир, неформальное управление организацией, soft skills, социально ориентированное управленческое мышление, эмоциональный интеллект, ненасильственное общение, нешаблонное мышление, инновационная экономика

Авторы
Овчарова Т.Н.

Место работы
Овчарова Т.Н.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Обоснована необходимость в условиях VUCA-мира новых подходов к управлению инновационным развитием организации, которая выступает органичной составной частью инновационной экономики. Целью статьи является анализ креативного лидерства как эффективного инструмента неформального управления, рассмотрение его места в структуре управления организацией и значения для инновационной экономики. Методология исследования опирается на системный и деятельностный подходы, включает понятийно-терминологический анализ, методы сравнения и обобщения. Креативно-лидерское управление рассматривается как инструмент неформального управления, повышающий интенсивность инновационной деятельности организации, способствующий гуманизации методов управления организацией при активном внедрении в управленческую практику цифровых технологий. Анализируются в качестве ключевых характеристик креативного лидера ряд soft skills, определяющих характер его управленческого влияния на сотрудников организации. Исследуется нешаблонное мышление лидера, имеющее своим существенным признаком выдвижение новых, нестандартных идей и способное стать катализатором коллективной выработки новых знаний, необходимых для принятия в организации нужных инновационных решений. Спецификация креативности как атрибутивного качества лидера раскрывается через особенности его креативного мышления, результаты которого обладают признаком «вторичной» новизны, имеющей отношение не к производству знаний, а к их практической реализации, преобразованию новшеств в инновации. Креативно новое характеризует оригинальные, нестандартные способы внешнего оформления ранее созданных новых продуктов для успешного продвижения их на рынок. На основе полученных результатов делается вывод о креативно-лидерском управлении как инструменте, способствующем инновационной деятельности, повышению конкурентоспособности и эффективности функционирования организации.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Бахтаирова Е.А. Цифровая трансформация государственного управления и новая электронная бюрократия // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 6. С. 2673-2692.
2 . Кузин Д.В., Пономарёв И.П. Управленческое мышление в новой реальности // Мир новой экономики. 2021. № 15 (2). С. 107-117.
3 . Слинкова О.К. Эволюция взглядов на природу лидерства // Современное общество и власть. 2018. № 3 (17). С. 196-201.
4 . Губанова А.В. Анализ предпосылок и направлений развития учений о лидерстве в менеджменте // Экономические системы. 2020. № 4 (51). С. 91-101.
5 . Губанова А.В., Минева О.К. Интерпретация результатов исследования характеристик эффективного лидерства в современных российских организациях // Лидерство и менеджмент. 2022. Т. 9. № 2. С. 421-438.
6 . Ригин А.А., Елин А.М. Понимание аспектов лидерства в структуре управления организацией // Экономика, предпринимательство и право. 2021. № 11. С. 2623-2636.
7 . Чумаков В. Стратегии цифрового лидерства // В мире науки. 2019. № 10. С. 70-77.
8 . Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Интеллектуальное лидерство в цифровой экономике (на основе концепции лидерства в экономике знаний) // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. № 13-1. С. 486-490.
9 . Карпинская Э.О., Широкова Г.В. Предпринимательское лидерство: подходы к определению и основные направления исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2019. Т. 18. № 2. С. 235-260.
10 . Клейнер Г.Б. Социальное лидерство, расщепление власти и инклюзивное управление организацией // Вопросы экономики. 2022. № 4. С. 26-44.
11 . Корчажкина О.М. VUCA-мир - новая постнеклассическая рациональность: анализ результатов современных исследований // Информация -Коммуникация - Общество. 2022. Т. 1. С. 158-166.
12 . Володина А.Е., Крюкова А.А. Понятие VUCA-мира и его особенности // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 5. С. 734-739.
13 . Щепеткина И.В., Помыткина Л.Ю. Адаптация стратегического менеджмента к реалиям мира VUCA // Лидерство и менеджмент. 2022. Т. 9. № 2. С. 481-492.
14 . Спивак В.А. Лидерство в креативной экономике как научная специальность // Лидерство и менеджмент. 2015. Т. 2. № 4. С. 223-250.
15 . Тимошкина М.В., Айварова Н.Г. Индивидуальный образовательный маршрут по формированию гибких навыков в условиях высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 467-471.
16 . Богачева О.А. Формирование системы гибких навыков (soft skills) у студентов в условиях современного рынка труда // International Journal of Professional Science. 2021. № 2. С. 5-9.
17 . Вербицкий В.К., Кузин Д.В. Современное управленческое мышление и российская практика корпоративного управления // Управленческие науки. 2018. Т. 8. № 1. С. 42-51.
18 . Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта: Пер. с англ. 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 301 с.
19 . Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие. Новополоцк: Полоцк. гос. ун-т, 2020. 356 с.
20 . Дятлов Д.А., Дмитриева Ю.А. Эмоциональный интеллект как ресурс творческого лидерства // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14. № 3. С. 19-28.
21 . Богатырева И.В. Эмоциональный интеллект как ведущий «гибкий навык» и феномен личностной креативности в психологии, их взаимосвязь // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2021. № 2 (25). С. 36-39.
22 . Розенберг М. Язык жизни: Ненасильственное общение: Пер. с англ. М.: ООО «Книжное издательство «София», 2018. 288 с.
23 . Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010. 624 с.
24 . Боно Э. де. Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач. М.: Альпина Паблишер, 2015. 171 с.
25 . Дивергентное мышление как креативная способность [Электронный ресурс]. URL: https://psyera.ru/divergentnoe-myshlenie-kak-kreativnayasposobnost14338.htm (дата обращения: 02.09.2022).