МЕТОДИЧЕСКОЕ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 378.147 | ||
154-160 | академическая компетентность, методическое обеспечение, ресурсное обеспечение, курсант, юридическое образование |
Академическая компетентность курсантов представляет собой совокупность универсальных компетенций, позволяющих обучающимся самостоятельно получать, обрабатывать и применять знания в области юриспруденции, а также применять их при решении практических задач, связанных с осуществлением правоохранительной деятельности. В статье характеризуются структурные элементы системы методического и ресурсного обеспечения развития академической компетентности курсантов. В качестве системообразующих факторов построения данной системы выступают этапы профессионализации курсантов в образовательном процессе учреждения высшего образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь: адаптация курсантов в образовательном пространстве учреждения высшего образования, индивидуация курсантов в образовательном пространстве учреждения высшего образования, интеграция курсантов в сферу правоохранительной деятельности. Элементами предлагаемой системы методического и ресурсного обеспечения развития академической компетентности курсантов являются материальная (ресурсное обеспечение учебного процесса) и идеальная (функциональные возможности и продукты мыслительной деятельности преподавателя) составляющие. Содержание предлагаемого методического и ресурсного обеспечения включает в себя совокупность вариативных заданий, уровень проблемности которых зависит от этапа профессионализации курсантов: на этапе адаптации - задания и упражнения с минимальным уровнем проблемности, направленные на усвоение определенной информации; на этапе индивидуации - задания и упражнения как с низкопродуктивным уровнем проблемности, предполагающие воспроизведение курсантами юридической информации, так и с высокопродуктивным уровнем проблемности, предусматривающие применение полученных знаний для разрешения ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью сотрудника органов внутренних дел Республики Беларусь; на этапе интеграции - задания и упражнения с максимально продуктивным уровнем проблемности, предполагающие самостоятельное разрешение курсантами ситуаций, наиболее часто встречающихся в практической деятельности конкретного подразделения органов внутренних дел Республики Беларусь. |
1 . Гелясина Е.В. Содержание процесса формирования метапредметных компетентностей учащихся в условиях профильного обучения // Педагогическая наука и образование. 2016. № 4. С. 66-74. 2 . Андрианова А.С. Особенности развития академической компетентности курсантов в процессе обучения в учреждениях высшего образования Министерства внутренних дел Республики Беларусь // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 2 (31). С. 153-157. 3 . Мухамедьярова Н.А. Организационно-педаго-гические условия формирования метапредметных компетенций у будущих педагогов системы дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5. С. 18-26. 4 . Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 127-135. 5 . Махотин Д.А., Лесин С.М. Технические и мультимедийные средства обучения в образовательном процессе // Методические ориентиры. 2015. № 12 (48). С. 6-9. 6 . Голубовский В.Н., Сычева Ю.С. Совершенствование системы профессионального образования Республики Беларусь в интересах развития инновационной экономики // Профессиональное образование. 2019. № 2. С. 3-7. 7 . Башевой С.И., Кузнецова Э.И. Применение методов активного обучения в форме «Лекция вдвоем» в преподавании ряда дисциплин // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 2. С. 58-63. 8 . Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с. 9 . Водяникова И.Ф., Фатхи Т.Б. Методика преподавания гуманитарных дисциплин: Учебное пособие. Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2018. 111 с. 10 . Андрианова А.С. Современные формы проведения семинарских занятий: теоретический и практический аспект // Актуальные проблемы профессионального образования в Республике Беларусь и за рубежом: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 14 дек. 2018 г. / Витеб. филиал Междунар. ун-та «МИТСО»; редкол.: А.Л. Дединкин (гл. ред.) [и др.]. Витебск, 2018. С. 17-20. 11 . Журавлев В.В. Дидактические особенности организации практических занятий в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2008. № 1. С. 48-54. 12 . Ложникова Н.А. Имитационная педагогическая игра // Специалист. 2005. № 2. С. 19-21. 13 . Бобряшова О.В. Педагогические условия формирования профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера // Вестник ОГУ. 2014. № 5 (166). С. 216-222. |