ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ДОХОДА СЕМЕЙ |
научная статья | 316 | ||
126-134 | человеческий потенциал детского населения, социальные факторы здоровья и развития детей, социологические исследования |
Одним из проявлений взаимосвязи экономического и социального развития на микроуровне выступает воздействие материальных условий жизни на развитие детей. В данной работе центральное место отводится комплексной оценке развития детей с применением индексной методики, прошедшей апробацию на данных репрезентативного социологического опроса семей с детьми. Гипотеза о значимости уровня доходов семьи для формирования компонентов человеческого потенциала детей нашла подтверждение. Показано, что в более обеспеченных семьях наблюдаются также и более высокие показатели здоровья, интеллектуального и социокультурного развития детей. При этом обоснован вторичный характер взаимосвязи между местностью проживания семей и уровнем сформированности человеческого потенциала детей: данная взаимосвязь обусловлена преобладанием обеспеченных респондентов в крупных городах и, напротив, более высокой долей малообеспеченных семей в центрах муниципальных районов. |
1 . Короленко А.В., Гордиевская А.Н. Человеческий потенциал детского населения: понимание и оценка // Социальное пространство. 2018. № 5 (17). С. 1-17. 2 . Becker G. Investment in human capital: a theoretical analysis // The journal of political economy. 1962. V. 70. Iss. 5. Part 2. Investment in human beings. P. 9-49. 3 . Буланов В., Катайцева Е. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика. 2011. № 1. С. 13-22. 4 . Человеческий потенциал российских регионов / Н.М. Римашевская, В.К. Бочкарева, Л.А. Мигранова, Е.В. Молчанова, М.С. Токсанбаева // Народонаселение. 2013. № 3 (61). С. 82-141. 5 . Короленко А.В., Калачикова О.Н. «Время на детей»: ресурсные возможности современных родителей // Социальное пространство. 2019. № 5 (22). 6 . Короленко А.В. Семейное воспитание как фактор формирования здоровья и человеческого потенциала детского населения // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 52-56. 7 . Разварина И.Н., Гордиевская А.Н., Нацун Л.Н. Профессиональное самоопределение подростков как условие реализации их человеческого потенциала // Human Progress. 2020. Т. 6. № 4. 8 . Нацун Л.Н. Взаимосвязь характеристик семейного досуга и уровня сформированности человеческого потенциала детей (на примере семей с детьми школьного возраста) // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8. № 1(29). С. 79-92. 9 . Южакова Э.В., Багирова А.П. Формирование человеческого и социального капитала в ходе родительского труда: сходства и различия процесса, затрат и результатов // Социальное пространство. 2019. № 4 (21). 10 . Филипова А.Г., Еськова А.В. Социальный потенциал детства в регионе: построение онтологии предметной области // Регионология. 2016. № 3 (96). С. 137-148. 11 . Римашевская Н.М. Детство как потенциал социально-демографического развития России // Народонаселение. 2011. № 2 (52). С. 4-11. 12 . Римашевская Н.М. Детское население в России: основные проблемы развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1 (13). С. 59-70. 13 . Римашевская Н.М., Бреева Е.Б. «Поле» детства // Народонаселение. 2011. № 4 (54). С. 17-26. 14 . Тапилина В.С. Социально-экономический статус и здоровье населения // Социологические исследования. 2004. № 3 (239). С. 126-137. 15 . Шабунова А.А. Двадцать лет мониторинга детского здоровья: организация, результаты, выводы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 2 (38). С. 116-128. 16 . Шабунова А.А., Морев М.В., Кондакова Н.А. Здоровье детей: итоги пятнадцатилетнего мониторинга: Монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. 262 с. 17 . Шабунова А.А., Кондакова Н.А. Здоровье и развитие детей: итоги 20-летнего мониторинга // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5(35). С. 33-54. |