Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕФИЦИТА КАДРОВ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ БУДУЩЕГО: ПОДХОДЫ К ИЗМЕНЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ ЖЕНЩИН В STEM-ОБРАЗОВАНИИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
330 331 338.3
Страницы
24-31
Ключевые слова
STEM-, образование, STEM-, занятость, гендерный разрыв, женщины, информационно-коммуникационные технологии, государственное регулирование, цифровизация

Авторы
Никитенкова М.А.

Место работы
Никитенкова М.А.
АНО «Институт мировых трансформаций «Боровицкий холм»


Аннотация
Статья посвящена проблеме дефицита кадров в науко?мких отраслях России и способам е? решения. Выявлены низкая доля женщин среди лиц, занятых научной деятельностью, и потенциал их вовлечения в науку. Проанализирован российский и зарубежный опыт привлечения женщин в STEM-образование с дальнейшей интеграцией в STEM-занятость. Показана привлекательность для женщин современных тенденций STEM-сферы, связанных с включением в традиционные образовательные компоненты составляющих, направленных на изучение мира искусства, а также с использованием культурных компетенций в моделировании и художественно-техническом проектировании. Установлено, что, с одной стороны, влияние через государственную поддержку менторских программ по профессиональному развитию женщин дополнительно мотивирует молодое поколение, на которое меньше действуют финансовые стимулы; с другой - стоит рассмотреть меры популяризации женского образа из сферы STEM в рамках традиционных гендерных ролей через социальный месседж, что даст женщинам возможность примерить на себя новые роли. Основываясь на анализе эффективных подходов государственной политики, направленной на сокращение гендерного разрыва в инженерных и технологических сферах, предложены решения преодоления нехватки кадров для специальностей будущего и повышения конкурентоспособности в инновационной сфере, что, в свою очередь, внес?т вклад в развитие мер социальной и инновационной политики России.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Кисляковa П.А., Шмелева Е.А. Цифровой гендерный разрыв как фактор риска социальной безопасности российского общества // Женщина в российском обществе. 2018. № 3. С. 14-25.
2 . Женщины в технических профессиях: исследование Kelly Global Workforce Index 2015. URL: www.kellyservices.ru (дата обращения: 20.07.2022).
3 . Дмитриева Е., Миронова М. STEM в США: образование, необходимое в эпоху Цифровой Индустрии 4.0? // Forbes Russia Education. Ноябрь 2020. URL: https://education.forbes.ru/authors/stem-in-usa (дата обращения: 20.07.2022).
4 . The Global Gender Gap Report 2021 Insight Report March // World Economic Forum, Geneva 2021. URL: https://www.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2021.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
5 . Engineering The Future: GE’s goal to bridge the STEM gender gap. 2020 / General Electric Company. URL: https://www.ge.com/news/reports/engineering-future-ges-goal-bridge-stem-gender-gap-2020 (дата обращения: 20.07.2022).
6 . UNESCO Science Report: The race against time for smarter development / Ed. by Schneegans, S. Lewis J., Straza T. / UNESCO 2021. 736 p. (дата обращения: 20.07.2022).
7 . Fouad N.A. Leaning In, But Getting Pushed Back (And Out) / American psychological association, Washington, D.C. Aug. 9, 2014. URL: https://www.apa.org/news/press/releases/2014/08/pushed-back.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
8 . Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р). URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
9 . Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). URL: https://legalacts.ru/doc/pasport-natsionalnoi-programmy-tsifrovaja-ekonomika-rossiiskoi-federatsii-utv-prezidiumom/ (дата обращения: 20.07.2022).
10 . Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44731 (дата обращения: 20.07.2022).
11 . Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-техно-логического развития Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 20.07.2022).
12 . О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 20.07.2022).
13 . Послание Президента Российской Федерации от 04.12.2014 «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39443 (дата обращения: 20.07.2022).
14 . Базовые школы РАН // Официальный сайт Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/ activity/main_activities/ran_schools/ (дата обращения: 20.07.2022).
15 . Волкова О.А., Босов Д.В. Образ женщины-программистки в кинофильмах и сериалах // Женщина в российском обществе. 2018. № 3. С. 97-103.
16 . Калабихина И.Е. Новые подходы к измерению представленности женщин в STEM-образовании и STEM-занятости в России // Женщина в российском обществе. 2017. №1. С. 5-16.
17 . Berdousis I., Kordaki M. Computing and STEM in Greek tertiary education: gender representation of faculty members during the decade 2003-2013 // Gender and Education. 2018. № 30 (1). P. 1-21.
18 . Funk C., Parker K. Women and men in STEM often at odds over workplace equity / Pew Research Center. January 2018. URL: https://www.pewresearch.org/social-trends/wp-content/uploads/sites/3/2018/01/PS_2018.01.09_STEM_FINAL.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
19 . Gonzalez H.B., Kuenzi J.J. Science, Technology, Engineering, and Mathematics (STEM) education: A primer // Congressional Research Service 7-5700 R42642. 2012. URL: https://sgp.fas.org/crs/misc/R42 642.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
20 . Science, Technology, Engineering, and Math, including Computer Science / U.S. Department of Education. URL: https://www.ed.gov/stem (дата обращения: 20.07.2022).
21 . STEM Opportunities Act of 2017, S-1270. 115th Congress (2017-2018) // Congress.gov. URL: https:// www.congress.gov/bill/115thcongress/senate-bill/1270 /text (дата обращения: 20.07.2022).
22 . The Global Gender Gap Report 2016 // World Economic Forum. Geneva 2021. URL: https://www.weforum.org/docs/GGGR16/WEF_Global_Gender_Gap_Report_2016.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
23 . Women and Girls in Science, Technology, Engineering, and Math (STEM). Report of Executive Of ce of the President / the White House. President Barack Obama. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/microsites/ostp/stem_factsheet_2013_07232013.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
24 . Women in Science // UNESCO Institute for Statistics. Fact Sheet. 2019. № 55. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/fs55-women-in-science-2019-en.pdf (дата обращения: 20.07.2022)
25 . Women in Science, Technology, Engineering, and Mathematics (STEM) (Quick Take) // Catalyst. 2018. URL: https://www.catalyst.org/research/women-in-science-technology-engineering-and-mathematics-stem/ (дата обращения: 20.07.2022).
26 . Women in Tech: The Facts (2016 Update) // NCWIT.org. URL: https://ncwit.org/resource/thefacts/ (дата обращения: 20.07.2022).