Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
159.923+159.98+378
Страницы
246-257
Ключевые слова
адаптивность, адаптация, инклюзия, сопровождение, инклюзивный коучинг, студент, развитие

Авторы
Тащёва А.И.
Гриднева С.В.
Арпентьева М.Р.
Киценко Н.В.

Место работы
Тащёва А.И.
Академия психологии и педагогики Южного федерального университета

Гриднева С.В.
Академия психологии и педагогики Южного федерального университета

Арпентьева М.Р.
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие»

Киценко Н.В.
Академия психологии и педагогики Южного федерального университета


Аннотация
Цель исследования - изучение социально-психологической адаптированности студентов с ограниченными возможностями здоровья. Метод исследования - эмпирическое изучение социально-психологической адаптированности студентов с ОВЗ, обучающихся в вузе. Адаптированность и ряд, предположительно, связанных с нею личностных особенностей студентов с ОВЗ и без ОВЗ (контрольной группы) рассматривались как критерии и условия успешности процессов адаптации студентов к обучению в вузе. Социально-психологическая адаптация студентов проявляется в их адаптированности к разным аспектам образовательного взаимодействия и тесно связана с рядом иных личностных черт, создающих условия для большей или меньшей ее успешности. Она проявляется в отношениях с собой и другими, ожиданиях от себя и других, в оценке себя и других и т.д., в готовности и способности к сотрудничеству и преодолению непонимания и конфликтов, к заботе о себе и других людях и уважительном отношении к ним, их нуждам, границам, ценностям, в стремлении к развитию готовности и способности принять помощь в развитии от других и т.д. Адаптивность человека в студенческом возрасте отражает взаимосвязанность личностного, межличностного и учебно-профессионального становления, поэтому различные процедуры и технологии психолого-педагогического сопровождения обучения студентов с ОВЗ в вузе должны быть нацелены на системную работу с этими чертами человека. Результаты исследования показали, что в то время как студенты с ОВЗ решают целый ряд задач, связанных с адаптацией, индивидуализацией и интеграцией в образовательное пространство вуза, стоящих перед ними уже в силу наличия ограниченных возможностей, студенты без ОВЗ «останавливаются» на стадии адаптации, поиска психологически безопасной позиции, не стремясь к развитию и т.д.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Арпентьева М.Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. СПб.: Лань, 2021. 252 с.
2 . Арпентьева М.Р., Богомолова Е.А. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей: монография в форме эссе // Профессиональная библиотека работника социальной службы. 2016. № 12. 256 с.
3 . Тащёва А.И., Воронцов Д.В., Гриднева С.В. Консультативная психология: базовые методические проблемы. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2016. 342 с.
4 . Тащёва А.И., Гриднева С.В., Киценко Н.В. и др. Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу в вузе // Психолого-педагоги-ческое сопровождение развития детей с ОВЗ и их семей. Серия « Актуальные проблемы практической психологии». Торонто: Альтаспера пабл., 2019. С. 220-229.
5 . Арпентьева М.Р., Степанова Г.А., Демчук А.В. и др. Актуальные проблемы психосоциального сопровождения инвалидов в образовательной среде // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 195-202.
6 . Голубева Н.М., Голованова А.А. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 2 (10). С. 125-130.
7 . Гусева В.Ю., Тихонова А.О. Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2016. Т. 2. № 1 (12). С. 26-28.
8 . Маклаков А.Г., Чермянин С.В. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред. и сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. С. 549-672.
9 . Минигалиева М.Р. Проблема ответственности психолога-консультанта // Мир психологии. 2001. № 2. С. 253-262.
10 . Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Психология вузовской адаптации. Ярославль: Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, 2009. 115 с.
11 . Тащёва А.И. Энциклопедия психологической помощи. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000. 544 с.
12 . Трофимова Н.С. Развитие субъектности личности как фактор социально-психологической адаптации студентов колледжа к новым условиям обучения: Дис. … кандидата психологических наук. Екатеринбург: УрФУ, 2015. 202 с.
13 . Adams K.S., Proctor B. E. Adaptation to college for students with and without disabilities: Group differences and predictors // Journal of Postsecondary Education and Disability. 2010. Vol. 22. № P. 166-184.
14 . Franklin M. The HeART of laser-focused coaching: A revolutionary approach to masterful coaching. London: Thomas Noble Books, 2019. 294 p.
15 . Gridneva S.V., Bubnov Y.A., Dronova T.A. et al. Psychological and pedagogical support of parents in developing social adaptation resources in inclusive education participant // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. Issue 2. Р. 201-208.
16 . Reynolds M. Coach the person, not the problem: A guide to using reflective inquiry. New York: Berrett-Koehler Publishers, 2020. 192 p.
17 . Stepanova G.A., Tashcheva A.I., Markova T.A. et al. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information Technologies. 2019. Vol. 13. Р. 41-48.
18 . Stepanova G.A., Tashcheva A.I., Markova T.A. et al. Value-notional relations of people with persons with disabilities in additional and alternative education and in other inclusive social // International Journal of Education and Information 2019. Vol. 13. Р. 65-72.
19 . Tashcheva A.I., Tikhomandritskaya O.A., Lvova E.N. et al. Psychological support for foster families undertaken to bring up children with limited abilities // Man In India. 2017. Vol. 97. № 9. P. 163-169.
20 . Tashcheva A.I., Gaidar K.M., Berezhnaya I.F. et al. Social adaptation and a person's ego-identity // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. 8. Iss. 1. Р. 188-194.
21 . Winters M.-F. Inclusive conversations: Fostering equity, empathy, and belonging across differences. New York: Berrett-Koehler Publishers, 2020. 192 p.
22 . Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин (сост.). М.: Эксмо, 2006. 416 с.
23 . Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. № 2. С. 1. URL: psyedu.ru (дата обращения: 21.03.2021).
24 . Стефансон В. Методика «Q-сортировка» // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 65-69.
25 . Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. Практикум по психодиагностике. М.: Изд-во Московского университета, 1988. С. 123-130.
26 . Арпентьева М.Р., Чурина А.В. Стили обучения и самореализация студентов // Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы». Тверь, 28 февраля - 1 марта 2018 г. / Под ред. И.Д. Лельчицкого, О.О. Гониной. В 2 т. Тверь: Тверской государственный ун-т, Т. 1. С. 26-32.
27 . Мещерякова Н.Н., Роготнева Е.Н. Социальная и психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к системе профессионального образования: опыт социологических исследований // Вестник науки Сибири. 2018. № 4 (31). С. 25-43.
28 . Шувалова И.Н., Богинская Ю.В. Адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в вузе // Гуманитарные науки. 2015. № 4 (32). С. 73-78.