ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 378 | ||
182-187 | кафедра, воспитательная деятельность, учебная работа, инновационная деятельность, профориентация, преподаватели, студенты |
Рассматривается проблема организации воспитательной работы в рамках функционирования кафедры как структурного подразделения вуза. Воспитательная работа на кафедре понимается как социально-педагогическая и психологическая деятельность, ориентированная на формирование и развитие востребованного на рынке труда конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями в той или иной области. Авторами описываются и анализируются направления работы кафедры с учетом возможностей их воспитательного потенциала и его реализации в контексте концепции воспитательной работы Арзамасского филиала ННГУ в целом. Четко сформулированные индикаторы профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры позволяют оценивать решение задач, связанных с организацией воспитательной работы и ее эффективностью, хотя как таковая воспитательная работа не выделяется отдельным блоком, но она логично вписана в каждое направление деятельности кафедры. Особенностью является приоритет мероприятий, связанных со спецификой кафедры и научной деятельностью ее преподавателей. Показано, что целенаправленно организованная воспитательная работа на уровне кафедры способствует не только формированию разнообразных компетенций будущего специалиста, но и его активной гражданской позиции, что соответствует целям и духу образовательного процесса современного инновационного вуза. Несмотря на имеющийся опыт и выстроенную систему, перспективным направлением в развитии кафедры является разработка новых программ воспитания в подготовке будущих специалистов. |
1 . Закон РФ №273-ФЗ «Об образовании» (ред. от 12.05.2019) [Электронный ресурс]. URL: https://dogovor-urist.ru/законы/закон_об_образовании/ (дата обращения: 21.04.2022). 2 . Акутина С.П., Калинина Т.В. Формирование смысложизненной концепции современного студенчества в процессе профессионального воспитания в вузе // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 255-266. 3 . Акутина С.П., Щелина Т.Т. Современные модели кураторства в высшем образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 1 (41). С. 173-178. 4 . Белогорцев Н.Н. Воспитательная работа как форма развития общекультурных компетенций у студентов гуманитарных вузов // Инновационная наука. 2017. № 2-2. С. 166-168. 5 . Дробязько А.А. Воспитательная работа в вузах: государственное регулирование и опыт организации // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2010. № 3 (42). С. 51-53. 6 . Егорова У.Г. Психологическая работа с родителями студентов в контексте воспитательного процесса в вузе // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Красноярск, 27 ноября - 5 декабря 2014 г.). Красноярск, 2014. С. 69-72. 7 . Камалова Л.А. Критерии оценки воспитательной работы в современном российском вузе // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 105-111. 8 . Куликова С.В., Мальчукова Н.Н., Шемякина И.Е. Воспитательная работа вуза в современной образовательной системе // Мир науки. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://mirnauki.com/PDF/66PDMN518.pdf (дата обращения: 15.04.2022). 9 . Макаркин Н.П., Мартынова М.Д. Воспитательная работа в вузе: проблема инноватики // Аккредитация в образовании. 2006. № 11. С. 32-33. 10 . Shchelina T., Akutina S., Begantsova I. et al. Psychological-Pedagogical Diagnostics of the Development of Individuals and Groups in the Education of Modern Students // Revista ESPACIOS. A?o 2017. Vol. 38 (N? 35). Р. 33. URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n35/17383533.html 11 . Аширов Д.В., Пастухова Л.С., Турлакова О.Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2 (72). С. 78-94. 12 . Мусорина О.А., Сорокина С.Г. Организация воспитательной работы в вузе на уровне кафедры: концепция, содержание, методы оценки эффективности // Образование: опыт и перспективы развития / Чувашский республиканский институт образования. Чебоксары: Изд-во ООО «Издательский дом «Среда», 2019. С. 72-81. |