Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378
Страницы
182-187
Ключевые слова
кафедра, воспитательная деятельность, учебная работа, инновационная деятельность, профориентация, преподаватели, студенты

Авторы
Акутина С.П.
Беганцова И.С.
Щелина Т.Т.

Место работы
Акутина С.П.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Беганцова И.С.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Щелина Т.Т.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Рассматривается проблема организации воспитательной работы в рамках функционирования кафедры как структурного подразделения вуза. Воспитательная работа на кафедре понимается как социально-педагогическая и психологическая деятельность, ориентированная на формирование и развитие востребованного на рынке труда конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями в той или иной области. Авторами описываются и анализируются направления работы кафедры с учетом возможностей их воспитательного потенциала и его реализации в контексте концепции воспитательной работы Арзамасского филиала ННГУ в целом. Четко сформулированные индикаторы профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры позволяют оценивать решение задач, связанных с организацией воспитательной работы и ее эффективностью, хотя как таковая воспитательная работа не выделяется отдельным блоком, но она логично вписана в каждое направление деятельности кафедры. Особенностью является приоритет мероприятий, связанных со спецификой кафедры и научной деятельностью ее преподавателей. Показано, что целенаправленно организованная воспитательная работа на уровне кафедры способствует не только формированию разнообразных компетенций будущего специалиста, но и его активной гражданской позиции, что соответствует целям и духу образовательного процесса современного инновационного вуза. Несмотря на имеющийся опыт и выстроенную систему, перспективным направлением в развитии кафедры является разработка новых программ воспитания в подготовке будущих специалистов.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Закон РФ №273-ФЗ «Об образовании» (ред. от 12.05.2019) [Электронный ресурс]. URL: https://dogovor-urist.ru/законы/закон_об_образовании/ (дата обращения: 21.04.2022).
2 . Акутина С.П., Калинина Т.В. Формирование смысложизненной концепции современного студенчества в процессе профессионального воспитания в вузе // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 255-266.
3 . Акутина С.П., Щелина Т.Т. Современные модели кураторства в высшем образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 1 (41). С. 173-178.
4 . Белогорцев Н.Н. Воспитательная работа как форма развития общекультурных компетенций у студентов гуманитарных вузов // Инновационная наука. 2017. № 2-2. С. 166-168.
5 . Дробязько А.А. Воспитательная работа в вузах: государственное регулирование и опыт организации // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2010. № 3 (42). С. 51-53.
6 . Егорова У.Г. Психологическая работа с родителями студентов в контексте воспитательного процесса в вузе // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Красноярск, 27 ноября - 5 декабря 2014 г.). Красноярск, 2014. С. 69-72.
7 . Камалова Л.А. Критерии оценки воспитательной работы в современном российском вузе // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 105-111.
8 . Куликова С.В., Мальчукова Н.Н., Шемякина И.Е. Воспитательная работа вуза в современной образовательной системе // Мир науки. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://mirnauki.com/PDF/66PDMN518.pdf (дата обращения: 15.04.2022).
9 . Макаркин Н.П., Мартынова М.Д. Воспитательная работа в вузе: проблема инноватики // Аккредитация в образовании. 2006. № 11. С. 32-33.
10 . Shchelina T., Akutina S., Begantsova I. et al. Psychological-Pedagogical Diagnostics of the Development of Individuals and Groups in the Education of Modern Students // Revista ESPACIOS. A?o 2017. Vol. 38 (N? 35). Р. 33. URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n35/17383533.html
11 . Аширов Д.В., Пастухова Л.С., Турлакова О.Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2 (72). С. 78-94.
12 . Мусорина О.А., Сорокина С.Г. Организация воспитательной работы в вузе на уровне кафедры: концепция, содержание, методы оценки эффективности // Образование: опыт и перспективы развития / Чувашский республиканский институт образования. Чебоксары: Изд-во ООО «Издательский дом «Среда», 2019. С. 72-81.