ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
научная статья | 316 | ||
168-176 | курсант, военнослужащий, военный вуз, мотивация, мотивационная среда, мотивационная среда военного вуза, социология управления, военная социология, институциональное регулирование, социальное регулирование |
Функционирование мотивационной среды курсантов военных вузов в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности имеет ряд проблем, что диктует необходимость оптимизации ее регулирования. Однако в настоящее время системная модель регулирования мотивационной среды в нормативных правовых актах и научной литературе отсутствует, в связи с чем в статье предложено собственное видение составляющих элементов данного процесса. Для достижения вышеназванной исследовательской цели прежде всего внесена ясность в понятие «институциональное регулирование формирования мотивационной среды курсантов военных вузов» с точки зрения социолого-управленческого знания. Отмечается, что институциональное регулирование является одним из видов социального регулирования. Институциональное регулирование, по мнению автора, должно осуществляться на трех уровнях: на уровне законодательной власти, органов управления Вооруженных сил Российской Федерации, образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также быть основано на следующих принципах: специфики этапа прохождения военно-образовательного процесса, уникальности объекта регулирования, разнообразия инструментов регулятивной системы, обратной связи, учета внешних факторов. Вместе с тем институциональное регулирование, согласно предложенной модели, должно реализовываться посредством формирования и координации следующих механизмов: отбора, предписания, контроля, условий. Теоретические выводы настоящей статьи сопровождаются эмпирическими данными, в том числе и собственного социологического исследования (исследование проведено в I квартале 2020 года, опрошено 472 курсанта 2-4 курсов из 7 вузов Министерства обороны). |
1 . Parsons T., Platt G.M. The American university. Cambridge: Harvard University Press, 1973. 463 p. 2 . Микрюков Ю.В. Факторы, влияющие на нарушение процессов адаптации курсантов первого года обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. №1 (41). С. 128-135. 3 . Романова Н.Н., Романова Г.А., Шакирова Е.Ю. и др. Система мотивации и планирование военной карьеры курсантами-вертолетчиками: Монография. Ульяновск: Зебра, 2018. 184 с. 4 . Терешонок Т.А. Мотивационная среда военного вуза: сущность, основные понятия и концепция исследования в рамках социологии управления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 4 (64). С. 127-135. 5 . Ажмухамедов А.И., Копытина Т.А. Особенности мотивационного, институционального и информационного управления персоналом коммерческого банка // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 26-33. 6 . Новиков Д.А. Институциональное управление организационными системами: Монография. М.: ИПУ РАН, 2004. 68 с. 7 . Российское предпринимательское право. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2022. 768 с. 8 . Братановский С.Н., Кочерга С.А. Административно-правовые аспекты образовательной деятельности в России: Монография. М.: Директ-Медиа, 2014. 228 с. 9 . Шарков Ф.И., Аверин А.Н. Основы социального управления: Учебник. М.: КНОРУС, 2016. 312 с. 10 . Военно-социальное управление: проблемы теории и практики: Учебник / Под ред. И.И. Ефремова. М.: ВУ МО РФ, 2001. 268 с. 11 . Социология. Основы общей теории: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 «Социология» / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; Акад. учебно-науч. центр РАН - МГУ им. М.В. Ломоносова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма, 2008. 911 с. 12 . Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Охотский Е.В. и др. Основы социального государства: Учебник / Под ред. Н.Н. Кузьминой, Ф.И. Шаркова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. 420 с. 13 . Чугунов Н.А. Институт военной службы в Российской Федерации: становление и современные проблемы // Военно-юридический журнал. 2008. № 1. С. 22-24. 14 . Долгова Д.А., Кириллов М.A. Военная служба как социальный институт и ее роль в обеспечении и защите прав и свобод граждан Российской Федерации // Актуальные проблемы уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженного работника образования Чувашской Республики Аркадия Сизого. 2022. С. 150-153. 15 . Кравец А.В., Утюганов А.А. Социальный институт военного образования в условиях глобализации // Вестник университета. 2015. № 12. С. 303-306. 16 . Лымарев В.Н., Гонцов Б.И. Теоретические аспекты формирования мотива военно-профессиональ-ной деятельности у курсантов военных вузов: Монография. Пермь: Пермский ВИ ВНГ РФ, 2020. 117 с. 17 . Терешонок Т.А. Структура процесса подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности: социолого-управленческий аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22. № 1. С. 85-89. 18 . Савенко А.А. Мотивация служебно-трудовой деятельности военнослужащих национальной гвардии России: Дис. ... канд. соц. наук. Саратов: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2018. 224 с. 19 . Талынёв В.Е. Социальный механизм формирования ценностно-мотивационной структуры личности руководителя органов государственной военной службы: Дис. ... док. соц. наук. Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т., 2009. 456 с. 20 . Ткачев Р.В. Мотивация военно-профессио-нальной деятельности офицеров Военно-воздушных сил Российской Федерации: социолого-управлен-ческий аспект: Дис. ... канд. соц. наук. М.: Соврем. гуманит. акад., 2013. 239 с. 21 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). 22 . Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (последняя редакция). 23 . Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»). 24 . Лубский А.В. и др. Социология: словарь-справочник / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова. М.-Краснодар: Диапазон-В, 2006. 347 с. 25 . Веремчук В.И. Социализация курсанта в процессе обучения в высшем военно-морском учебном заведении: Дис. ... канд. соц. наук. М.: Воен. ун-т МО РФ, 1999. 246 с. 26 . 26. Веремчук В.И., Барановский М.В. Социальные характеристики и особенности процесса социализации личности офицера в условиях модернизации Вооружённых Сил Российской Федерации // Военный академический журнал. 2015. № 3 (7). С. 104-110. 27 . Передня Д.Г. Самообразование курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ и его институциональное регулирование: Социологический анализ. Дис. ... канд. соц. наук. М.: Воен. ун-т МО РФ, 2003. 217 с. 28 . Галкин А.Н. Свободное время курсантов военных вузов Российской Федерации и его институциональное регулирование: Дис. ... канд. соц. наук. М.: Московский пед. гос. ун-т, 2017. 220 с. 29 . Карлова Е.Н., Машин В.Н., Григоров А.Ю., Дрозд Е.В. Мотивация военно-профессионального выбора молодежи: от профориентации к обучению в военном вузе: Монография. Воронеж: Научная книга, 2018. 195 с. |