Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
168-176
Ключевые слова
курсант, военнослужащий, военный вуз, мотивация, мотивационная среда, мотивационная среда военного вуза, социология управления, военная социология, институциональное регулирование, социальное регулирование

Авторы
Терешонок Т.А.

Место работы
Терешонок Т.А.
Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации


Аннотация
Функционирование мотивационной среды курсантов военных вузов в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности имеет ряд проблем, что диктует необходимость оптимизации ее регулирования. Однако в настоящее время системная модель регулирования мотивационной среды в нормативных правовых актах и научной литературе отсутствует, в связи с чем в статье предложено собственное видение составляющих элементов данного процесса. Для достижения вышеназванной исследовательской цели прежде всего внесена ясность в понятие «институциональное регулирование формирования мотивационной среды курсантов военных вузов» с точки зрения социолого-управленческого знания. Отмечается, что институциональное регулирование является одним из видов социального регулирования. Институциональное регулирование, по мнению автора, должно осуществляться на трех уровнях: на уровне законодательной власти, органов управления Вооруженных сил Российской Федерации, образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также быть основано на следующих принципах: специфики этапа прохождения военно-образовательного процесса, уникальности объекта регулирования, разнообразия инструментов регулятивной системы, обратной связи, учета внешних факторов. Вместе с тем институциональное регулирование, согласно предложенной модели, должно реализовываться посредством формирования и координации следующих механизмов: отбора, предписания, контроля, условий. Теоретические выводы настоящей статьи сопровождаются эмпирическими данными, в том числе и собственного социологического исследования (исследование проведено в I квартале 2020 года, опрошено 472 курсанта 2-4 курсов из 7 вузов Министерства обороны).

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Parsons T., Platt G.M. The American university. Cambridge: Harvard University Press, 1973. 463 p.
2 . Микрюков Ю.В. Факторы, влияющие на нарушение процессов адаптации курсантов первого года обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. №1 (41). С. 128-135.
3 . Романова Н.Н., Романова Г.А., Шакирова Е.Ю. и др. Система мотивации и планирование военной карьеры курсантами-вертолетчиками: Монография. Ульяновск: Зебра, 2018. 184 с.
4 . Терешонок Т.А. Мотивационная среда военного вуза: сущность, основные понятия и концепция исследования в рамках социологии управления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 4 (64). С. 127-135.
5 . Ажмухамедов А.И., Копытина Т.А. Особенности мотивационного, институционального и информационного управления персоналом коммерческого банка // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 26-33.
6 . Новиков Д.А. Институциональное управление организационными системами: Монография. М.: ИПУ РАН, 2004. 68 с.
7 . Российское предпринимательское право. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2022. 768 с.
8 . Братановский С.Н., Кочерга С.А. Административно-правовые аспекты образовательной деятельности в России: Монография. М.: Директ-Медиа, 2014. 228 с.
9 . Шарков Ф.И., Аверин А.Н. Основы социального управления: Учебник. М.: КНОРУС, 2016. 312 с.
10 . Военно-социальное управление: проблемы теории и практики: Учебник / Под ред. И.И. Ефремова. М.: ВУ МО РФ, 2001. 268 с.
11 . Социология. Основы общей теории: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 020300 «Социология» / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; Акад. учебно-науч. центр РАН - МГУ им. М.В. Ломоносова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма, 2008. 911 с.
12 . Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Охотский Е.В. и др. Основы социального государства: Учебник / Под ред. Н.Н. Кузьминой, Ф.И. Шаркова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. 420 с.
13 . Чугунов Н.А. Институт военной службы в Российской Федерации: становление и современные проблемы // Военно-юридический журнал. 2008. № 1. С. 22-24.
14 . Долгова Д.А., Кириллов М.A. Военная служба как социальный институт и ее роль в обеспечении и защите прав и свобод граждан Российской Федерации // Актуальные проблемы уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженного работника образования Чувашской Республики Аркадия Сизого. 2022. С. 150-153.
15 . Кравец А.В., Утюганов А.А. Социальный институт военного образования в условиях глобализации // Вестник университета. 2015. № 12. С. 303-306.
16 . Лымарев В.Н., Гонцов Б.И. Теоретические аспекты формирования мотива военно-профессиональ-ной деятельности у курсантов военных вузов: Монография. Пермь: Пермский ВИ ВНГ РФ, 2020. 117 с.
17 . Терешонок Т.А. Структура процесса подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности: социолого-управленческий аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22. № 1. С. 85-89.
18 . Савенко А.А. Мотивация служебно-трудовой деятельности военнослужащих национальной гвардии России: Дис. ... канд. соц. наук. Саратов: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева, 2018. 224 с.
19 . Талынёв В.Е. Социальный механизм формирования ценностно-мотивационной структуры личности руководителя органов государственной военной службы: Дис. ... док. соц. наук. Хабаровск: Тихоокеан. гос. ун-т., 2009. 456 с.
20 . Ткачев Р.В. Мотивация военно-профессио-нальной деятельности офицеров Военно-воздушных сил Российской Федерации: социолого-управлен-ческий аспект: Дис. ... канд. соц. наук. М.: Соврем. гуманит. акад., 2013. 239 с.
21 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция).
22 . Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (последняя редакция).
23 . Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»).
24 . Лубский А.В. и др. Социология: словарь-справочник / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова. М.-Краснодар: Диапазон-В, 2006. 347 с.
25 . Веремчук В.И. Социализация курсанта в процессе обучения в высшем военно-морском учебном заведении: Дис. ... канд. соц. наук. М.: Воен. ун-т МО РФ, 1999. 246 с.
26 . 26. Веремчук В.И., Барановский М.В. Социальные характеристики и особенности процесса социализации личности офицера в условиях модернизации Вооружённых Сил Российской Федерации // Военный академический журнал. 2015. № 3 (7). С. 104-110.
27 . Передня Д.Г. Самообразование курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ и его институциональное регулирование: Социологический анализ. Дис. ... канд. соц. наук. М.: Воен. ун-т МО РФ, 2003. 217 с.
28 . Галкин А.Н. Свободное время курсантов военных вузов Российской Федерации и его институциональное регулирование: Дис. ... канд. соц. наук. М.: Московский пед. гос. ун-т, 2017. 220 с.
29 . Карлова Е.Н., Машин В.Н., Григоров А.Ю., Дрозд Е.В. Мотивация военно-профессионального выбора молодежи: от профориентации к обучению в военном вузе: Монография. Воронеж: Научная книга, 2018. 195 с.