ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В НАПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА НА ДОМУ |
научная статья | 316 | ||
159-167 | социальное обслуживание, пожилые, межведомственное взаимодействие, система долговременного ухода, неформальная социальная помощь, семья |
Социальное обслуживание в Петербурге развивается с 1987 г., буквально с первых дней появления надомного ухода за пожилыми в СССР, но в сегодняшних условиях многие его функции обогащаются и развиваются, в первую очередь за счет новых стационарозамещающих технологий. Если сначала надомное обслуживание рассматривалось в контексте предотвращения раннего попадания в дом престарелых, т.е. интернатное, закрытое учреждение, то в настоящее время на повестке задачи более радикальные - построить систему долговременного ухода (СДУ), которая в большинстве случаев заменит интернат, позволит пожилому человеку оставаться включенным в обычную жизнь, живя дома. В России уже 34 пилотных субъекта РФ, которые внедрили отдельные элементы СДУ. Петербург присоединится к СДУ в 2023 г., несмотря на активное предоставление услуг служб сиделок начиная с 2009 г. в качестве регионального пилотного проекта, с 2010 г. в качестве мер социальной поддержки пожилых. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442 существенно изменил порядок оказания социальных услуг населению, поскольку за счет привлечения организаций различных форм собственности обеспечивается расширение рынка социальных услуг. При этом в него до настоящего времени не внесены изменения в части дополнения перечня социальных услуг услугами, предусматривающими социальный пакет долговременного ухода. Однако для этого нужно отрегулировать взаимодействие ряда формальных и неформальных субъектов сложившейся системы помощи и ухода за пожилыми, преодолеть барьеры межведомственного взаимодействия между ними. Мы рассматриваем социальное обслуживание и СДУ исходя из того, что многие сложившиеся раньше социальные институты отстают от «текучей действительности» и создают риски не демографического, а управленческого развития. Как пример управленческого решения анализируется работа Центра организации социального обслуживания (ЦОСО) в Санкт-Петербурге по социальному сопровождению пожилых, начатая в 2020 г. |
![]() |
1 . Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2021 года (Статистический бюллетень). М., 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf. 2 . Всемирный банк. Данные по демографическому старению Земли. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.65UP.TO.ZS?name_desc=false&view =chart (дата обращения: 07.04.2022). 3 . Леонова И.С. Социальный возраст персонала старшего хронологического возраста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 1 (61). С. 110-115. 4 . Григорьева И.А., Келасьев В.Н. Архаические стереотипы и новые сценарии понимания старения // Успехи геронтологии. 2017. Т. 30. № 2. С. 243-247. 5 . Олескина Е. «Человек не должен быть узником квартиры, комнаты, кровати»: как волонтеры фонда «Старость в радость» меняют жизнь одиноких стариков // WWW.KP.RU. 10 августа 2018. URL: https://www.ru/daily/26867.7/3909286/ (дата обращения: 18.01.2022). 6 . РостовскаяТ.К., Королев М.А. Особенности организации медико-социальной службы в России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 3 (59). С. 88-95. 7 . Минтруд: число занятого населения к концу 2021 года должно составлять почти 72 млн человек. URL: https://tass.ru/ekonomika/9456597 (дата обращения: 01.2022). 8 . Экономика ухода. Обзор международных практик и опыта России. Департамент многостороннего экономического сотрудничества минэкономразвития России. URL: https://yandex.ru/search/?text=Экономи ка+ухода+Обзор+международных+практик+и+опыта+России&lr=2&clid=2261452&win=425. (дата обращения: 21.01.2022). 9 . Саралиева З.Х. Роль семьи в межинституциональном взаимодействии // В сб.: Взаимодействие семьи с другими социальными институтами как возможность преодоления социокультурных угроз в России: Материалы межрегиональной научно-практи-ческой конференции. Саранск, 2019. Саранск: Изд-во Инд. предприниматель Афанасьев В.С., 2020. С. 1-4. 10 . Ярская-Смирнова Е.Р., Бодрова О.А. Модели легитимации некоммерческих организаций как поставщиков социальных услуг // Журнал социологии и социальной антропологии. 2021. Т. 24. № 1. С. 45-78. 11 . Парфенова О.А., Петухова И.С. Конкуренция за заботу о пожилых: тактики социальных сервисов в новых условиях // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 4 (152). С. 173-186. 12 . Саралиева З.Х., Егорова Н.Ю., Кутявина Е.Е. и др. Социальное взаимодействие в системе социальной работы: Учебник для вузов / Под общей ред. проф. З.Х. Саралиевой. Н.Новгород: ННГУ, 2011. 410 с. 13 . Саралиева З.Х., Петрова И.Э. Пожилые в российской негосударственной социальной работе // The Journal of Social Policy Studies. 2018. Т. 16. № 1. С. 95-108. 14 . Фирсов М.В., Саралиева З.Х., Судьин С.А. и др. Основы клинической геронтологической социальной работы: Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2020. 189 с. 15 . Holman D. & Walker A. Understanding unequal ageing: towards a synthesis of intersectionality and life course analyses // European Journal of Ageing. 2021. № 18. P. 239-255. 16 . Социология управления: Учебник для бакалавров / Под ред. проф. А.Ф. Борисова. М.: Академия, 2014. 388 с. 17 . Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 28.08.2021). 18 . Возрасто-половой состав населения Санкт-Петербурга. Статистический бюллетень / Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ПЕТРОСТАТ). 2021. 19 . Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2021 № 37-рп «О Плане мероприятий на 2021-2025 годы по реализации в Санкт-Петербурге второго этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» / Законодательное собрание Санкт-Петер-бурга. URL: https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/727149339?print=0/ (дата обращения: 18.03.2022). 20 . Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. URL: https://bus.gov.ru/ (дата обращения: 18.03.2022). 21 . Системой долговременного ухода в 2021 году охвачено 4770 татарстанцев. URL: https://mtsz.tatarstan.ru/index.htm/news/2047996.htm (дата обращения: 18.03.2022). 22 . Федеральный закон от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW49025 (дата обращения: 18.01.2022). 23 . Климова С.Г. Смыслы и практики разгосударствления социальных услуг // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 48-56. 24 . Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ba70babae5b5a71024b6822fa9a3d01fb739c37d/. (дата обращения: 21.01.2022). 25 . Григорьева И.А., Парфенова О.А. Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности // The Journal of Social Policy Studies. 2021. Т. 19. № 1. С. 7-22. 26 . Колосова Г.В. Опыт Санкт-Петербурга в рамках реализации мероприятий, направленных на развитие системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста: проектный подход // Организация и управление в социальной работе / Под ред. М.Г. Гильдингерш, В.С. Тестовой. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. С. 6-12. 27 . Федеральный закон от 14.11.2017 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282611/? (дата обращения: 18.05.2022). 28 . Деятельность ГКУ «ЦОСО». URL: http://coso.ksp.gov.spb.ru/ (дата обращения: 19.01.2022). 29 . Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2014 № 874-н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме ИППСУ». URL: https://base.garant.ru/70791482/ (дата обращения: 28.08.2021). 30 . Постановление Правительства Санкт-Петер-бурга от 29.12.2014 № 1290 «О Порядке межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения». URL: https://base.garant.ru/22921595/ (дата обращения: 28.08.2021). 31 . Григорьева И.А., Колосова Г.В. Социальные взаимодействия в системе долговременного ухода за пожилыми // Успехи геронтологии. 2021. Т. 34. № 6. С. 919-927. 32 . Галкин К.А. Сборки старения в различных средах: применение материальной оптики // Социологическое обозрение. 2021. № 3. С. 244-260. 33 . Голубева Е.Ю., Хабарова Л.Г., Соловьев А.Г. Приёмная семья как новая технология ухода в политике активного старения в отдаленных северных территориях // Экология человека. 2017. № 11. С. 42-46. 34 . Ухаживать по правилам. В стране создаются школы родственного ухода. Обзор Ю. Ильиной // Аргументы и факты. 09.04.2021. URL: https://spb.aif.ru/?utm_source=fed.aif&utm_medium=redirect&utm_campaign=spb. (дата обращения: 21.01.2022). 35 . The challenging roles of informal carers // UNECE Policy Brief on Ageing No. 22 (September 2019). 20 р. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/pau/age/Policy_briefs/ECE_WG1_31 (дата обращения: 21.01.2022). 36 . Судьин С.А. «Family care» и «family caregivers» как категории социологии труда // Персонал старшего возраста как человеческий капитал современного общества: условия, возможности, ограничения: Сборник материалов дискуссионной площадки VI Всероссийского социологического конгресса. Нижний Новгород: ННГУ, 2022. С. 59-66. 37 . Федеральный проект «Старшее поколение» / Минтруд России. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/3 (дата обращения: 21.08.2021). |