Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОТНОШЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ И ПЕРСПЕКТИВАМ ОТКРЫТИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА: МАТЕРИАЛЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
91-100
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство, подростковое предпринимательство, теория поколений, предпринимательское мышление, готовность к предпринимательству, обучение предпринимательству

Авторы
Гараева Э.И.
Гилева И.С.
Калугина Д.А.

Место работы
Гараева Э.И.
Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Гилева И.С.
Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Калугина Д.А.
Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Аннотация
Представлены результаты пилотного социологического исследования по проблемам потенциала подросткового предпринимательства, мотивации современных школьников к организации собственного дела и определения концептуальных положений программ для предпринимательских классов. Актуальность исследования подтверждается потребностью в предприимчивых людях, способных в перспективе обеспечить самостоятельность российской экономики в различных сферах производства товаров и услуг. В ситуации снижения интереса населения России к предпринимательской деятельности и уменьшения числа организаций малого и среднего бизнеса особенно важна поддержка стремления молодежи к созданию собственного дела. Анализ источников позволил авторам сделать вывод, что, с одной стороны, современный образ жизни и воспитания не способствует формированию у детей поведенческой модели предпринимателя в силу внешней регламентации со стороны взрослых их досуга, игр, обучения. С другой стороны, представители нового поколения гораздо быстрее приспосабливаются к новым технологиям, больше ориентированы на индивидуализм и стремятся получить максимум выгоды при минимуме затрат, что позволяет надеяться на наличие у них предпринимательского потенциала. В ходе исследования авторами были конкретизированы представления обучающихся старших классов общеобразовательной школы о содержании и целях предпринимательской деятельности, предпринимательском успехе. Респондентам было предложено «примерить» образ бизнесмена: школьники пытались определить, обладают ли они предпринимательским мышлением, есть ли у них качества, позволяющие заниматься бизнесом. Результаты опроса показали, что наиболее интересными для подростков являются сферы услуг и торговли. Также исследование позволило выявить случаи фактического занятия современных школьников предпринимательской деятельностью в доступных сферах, чаще всего связанных с бизнесом в Интернете, оказанием мелких услуг и даже посильным производством. Внимание исследователей было уделено внешним и внутренним факторам, влияющим на вовлечение подростков в предпринимательство. В качестве выводов формулируются возможные базовые положения образовательных программ по обучению подростков предпринимательству.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Global Entrepreneurship Monitor (GEM) [Электронный ресурс] URL: https://www.gemconsortium.org/reports/latest-global-report (дата обращения: 07.12.2021).
2 . Akrong R., Mbogoh S.G., Irungu P. Youth agripreneurship in the horticultural value-chain: The case of small-scale mango farmers in Southern Ghana // African Development Review. 2020. Vol. 32. Is. 1. P. 68-77.
3 . Radianto W.E.D., Wijaya O.Y.A., Syahrial R. Young entrepreneur, parental socioeconomic status, and financial literacy: Does supply chain mediate entrepreneurship education? // International Journal of Supply Chain Management. 2020. Vol. 9. Is. 4. P. 317-
4 . Xia C.-L., Wu T.-J, Wei A.-P, Wu P.-G. Are chinese entrepreneurs happier than employees? Evidence based on a national workforce survey in China? // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. Is. 1. P. 1-21.
5 . Барсукова С.Ю. Предпринимательские «при-зывы»: от «старой гвардии» до «новобранцев» // СОЦИС: социологические исследования. 2000. № 3. С. 51-58.
6 . Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубняко-ва Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в Pоссии [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). 2014. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12360 (дата обращения: 07.12.2021).
7 . Могильчак Е.Л. Факторы, определяющие отношение студентов к предпринимательской деятельности // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2015. № 2 (140). С. 118-127.
8 . Верховская О.Р., Дорохина М.В. Глобальный мониторинг предпринимательства. 2012. Россия [Электронный ресурс]. URL: http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/research/gem/gem_fullpdf (дата обращения: 07.12.2021).
9 . Земцов С.П., Баринова В.П., Царева Ю.В. Малое и среднее предпринимательство в России и регионах в 2019-2020 гг. // Российская экономика в 2019 году. Тенденции и перспективы. Выпуск 41. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2020. С. 279-290.
10 . Федеральная служба информации. Статистическая информация [Электронный ресурс]. URL: https://фси.рф/Main/StatisticalInformation (дата обращения: 25.01.2022).
11 . Аптекарь П. Свое дело страшное [Электронный ресурс] // Ведомости. 2019. 4 октября. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/10/03/812825-svoe-delo-strashnoe (дата обращения: 01.12.2022).
12 . Рассохин А. Собственное дело остается без владельцев [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2020. 5 ноября. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4112455 (дата обращения: 01.02.2022).
13 . Опрос ОНФ и MaximumEducation: 82% школьников хотели бы иметь свой бизнес [Электронный ресурс] // Бизнес-платформа ОНФ. 26 октября 2020 года. URL: https://onf.ru/2020/10/26/opros-onf-i-maximum-education-82-shkolnikov-hoteli-imet-svoy-biznes/ (дата обращения: 01.02.2022).
14 . Конрадова Н. Конец дворовой жизни [Электронный ресурс]. URL: https://snob-ru.turbopages.org/ru/s/selected/entry/14142/ (дата обращения: 01.02.2022).
15 . Кудрявцева Е. Человек неиграющий [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2020. 9 ноября. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3731395 (дата обращения: 01.02.2022).
16 . Богачева Т. Почему дети не умеют играть? [Электронный ресурс] // Портал «Я родитель». URL: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/pochemu-deti-ne-umeyut-igrat/ (дата обращения: 01.02.2022).
17 . Клищенко Т. Ребенок во дворе - важный этап социализации [Электронный ресурс]. URL: https://deti-sistem.livejournal.com/19602.html/ (дата обращения 01.02.2022).
18 . Почему дети больше не играют во дворах, и как это исправить [Электронный ресурс]. URL: https://n--e--n-ru.turbopages.org/n-e-n.ru/s/newplaygro und/ (дата обращения: 01.02.2022).
19 . Зарубина Н.Н. Этика ответственности современной российской молодежи // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 6 (27). С. 150-158.
20 . Нечаев Н.Н., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36-45.
21 . Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг. Менеджмент. 2007. № 6. С. 9-10.