ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОЙ СЕТИ |
научная статья | 338.242 | ||
63-68 | ГЧП, дорожная сеть, государство, бизнес, население, проект, инвестиции, риски, устойчивое развитие |
В настоящее время фактическое состояние дорожной сети России в ряде случаев не соответствует ее нормативному состоянию. Учитывая это обстоятельство в совокупности с тем, что в современных нестабильных условиях значительно возрастает нагрузка на бюджет государства, актуализируются вопросы, связанные с применением государственно-частного партнерства (ГЧП) в строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации дорог. Целью статьи является исследование ГЧП как драйвера развития дорожной сети России. Проведенное исследование позволило сделать выводы о преимуществах и рисках реализации проектов ГЧП в дорожной сети (далее - дорожные проекты). На основе оценки количественных и качественных показателей реализации таких проектов в России сформулированы и систематизированы актуальные проблемы в данной области (длительность процедур изъятия и оформления земельных участков; несовершенство процедуры оценки заключения концессионных соглашений в области строительства автомобильных дорог; дисбаланс в распределении рисков между партнерами дорожных проектов и др.). Это позволило представить практические меры, направленные на решение данных проблем с позиции устойчивого развития (совершенствование действующего законодательства с целью сбалансированного распределения рисков, ответственности, обязанностей, гарантий и доходов между участниками дорожных проектов; субсидирование процентных ставок по кредитным ресурсам; поддержка объединений кредитных организаций и др.). В дополнение к этому определены перспективы развития дорожной сети на основе ГЧП с акцентом на высокую значимость реализации «зеленых» дорожных проектов. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания экономических и финансовых явлений и процессов. В работе применены анализ, синтез, наблюдение и другие методы. Материалы исследования могут быть использованы при принятии решений по развитию дорожной сети России на основе ГЧП. |
![]() |
1 . Правкин С.А., Смирнова В.В. Механизм правового управления инвестициями в транспортной сфере с учетом применения отдельных моделей госу-дарственно-частного партнерства // Транспортное право и безопасность. 2019. № 2 (30). С. 112-124. 2 . Правкин С.А., Астремский А.Д. Совершенствование транспортной системы через развитие механизмов государственно-частного партнерства // Транспортное право и безопасность. 2018. № 4 (28). 3 . Аблязов Т.Х., Марусин А.В. Государственно-частное партнерство как механизм развития транспортной инфраструктуры в условиях формирования цифровой экономики // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 2. С. 1271-1280. 4 . Ачба Л.В., Ворона-Сливинская Л.Г., Воскресенская Е.В. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре как форма взаимодействия государства и бизнеса // Экономика и управление. 2020. № 26 (7). С. 759-765. 5 . Дегтярева И.В., Селезнева Е.С. Инвестирование проектов дорожно-транспортной инфраструктуры: источники, динамика, проблемы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 4 (30). С. 107-115. 6 . Иванченко Л.А. Государственно-частное партнерство в транспортной инфраструктуре // Логистические системы в глобальной экономике. 2018. № 8. С. 128-131. 7 . Офин В.П. Особенности реализации проектов государственно-частного партнерства в транспортной инфраструктуре // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 5 (101). С. 50-54. 8 . Симак Р.С., Васильев Д.И. Преимущества и недостатки государственно-частного партнерства в развитии транспортной инфраструктуры // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорож-ного университета. 2017. № 3 (55). С. 175-181. 9 . Смирнова В.В., Правкин С.А. Государственно-частное партнерство как фактор развития транспортной инфраструктуры // Legal Bulletin. 2022. № 7 (1). С. 64-71. 10 . Huang Z., Zheng P., Ma Y. A simulation study of the impact of the public-private partnership strategy on the performance of transport infrastructure // 2016. V. 5. 958 p. 11 . Liyanage C., Villalba-Romero F. Measuring success of PPP transport projects: a cross-case analysis of toll roads // Trans. Rev. Transnatl. Transdiscipl. J. 2015. 35 (2). P. 140-161. 12 . Percoco M. Quality of institutions and private participation in transport infrastructure investment: evidence from developing countries // Transp. Res. Part. 2014. 70. P. 50-58. 13 . Tsamboulas D., Verma A., Moraiti P. Transport infrastructure provision and operations: why should governments choose private-public partnership? // Res. Transport. Econ. 2013. V. P. 122-127. 14 . Мониторинг инвестиционной активности: транспортные проекты в субъектах РФ, реализуемые с применением механизма ГЧП [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://spbtrd.ru/local/filedownload.php?file_id%3D10390 15 . Результаты мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения, за 2021 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/d6cca1ea871c4e6952d9de74e3480f0a/rezultaty_monitoringa_za_2021_115-fz.pdf.pdf 16 . Инфраструктура как точка роста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommer sant.ru/doc/5270631 17 . Дорожное строительство по концессии: поправки в закон о ГЧП для эффективности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dorinfo.ru/99_ detail.php?ELEMENT_ID=108013 18 . Счетная палата предлагает пересмотреть условия концессионных соглашений на строительство дорог [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ach.gov.ru/checks/schetnaya-palata-predlagaet-peresmotret-usloviya-kontsessionnykh-soglasheniy-na-stroitelstvo-dorog |