МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ |
научная статья | 372.853 | ||
192-197 | учебно-исследовательская деятельность учащихся по физике, профессиональное самоопределение учащихся, готовность к получению физического образования |
Предложена модель организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по физике как средства профессионального самоопределения. Выделена система принципов, обеспечивающая профессиональное самоопределение учащихся в учебно-исследовательской деятельности: системности, научности, доступности и посильной трудности; активности и самостоятельности учащегося; сотрудничества школьника и руководителя; последовательного перехода от учебного исследования к учебно-профессиональному исследованию, а затем к научно-исследовательской деятельности в решении профессиональных задач. Показана структурно-функциональная модель каждого этапа, включая цель, содержание, формы обучения и средства диагностики. Предложены линии реализации данной модели: на базе школьного кабинета физики, в учреждениях дополнительного образования детей, на базе лабораторий вуза. |
1 . Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 24.02.2022). 2 . Ивашкин Е.Г., Бушуева М.Е., Лухманова Т.В. Предпрофессиональная подготовка будущих инженеров // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1061. 3 . Ковалев Д.С., Матина Г.О., Горева В.Б. и др. Предпрофессиональная подготовка в системе дополнительного образования детей // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2016. № 1-2. С. 50-55. 4 . Половецкий С.Д. Анализ современного состояния системы ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки московских школьников // Профессиональное образование и общество. 2018. № 2 (26). С. 262-284. 5 . Лебедева О.В. Подготовка учителя физики к проектированию и организации учебно-исследова-тельской деятельности учащихся: Дис. … докт. пед. наук. Н. Новгород, 2019. 381 с. 6 . Любягина О.А. Формирование мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения: Дис. … канд. пед. наук. Казань, 2021. 190 с. 7 . Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 21.02.2022). 8 . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902350579?marker=6500IL (дата обращения: 24.03.2022). 9 . Талызина Н.Ф., Буткин Г.А., Володарская И.А. Усвоение научных понятий в школе: Учебное пособие. М.: Полиграф Сервис, 1999. 112 с. 10 . Опросник В.Б. Успенского «Готовность учащихся к выбору профессий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.msmc.by/proforientatsiya/ 27-oprosnik-dlya-vyyavleniya-gotovnosti-k-vyboru-professii-po-v-b-uspenskomu (дата обращения: 23.03.2022). 11 . Титаева Е.К. Рост кристаллов в геле как учебно-исследовательский проект учащихся // Физика в школе. 2021. № 7. С. 52-54. 12 . Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб.: Питер, 2006. С. 143-155. 13 . Титаева Е.К., Лебедева О.В. Содержание и структура понятия «готовность обучающихся к получению физического образования» // Материалы ХIV Международной научной конференции, посвященной Году науки и технологий Российской Федерации, 205-летию начала подготовки педагогов в Ивановской области / Отв. редактор А.А. Червова. М.-Иваново-Шуя, 2021. С. 106-108. 14 . Лебедева О.В., Марков К.А. Исследовательское обучение физике как фактор интеграции в системе «школа-вуз» // Нижегородское образование. 2014. № 2. С. 43-49. |