Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
372.853
Страницы
192-197
Ключевые слова
учебно-исследовательская деятельность учащихся по физике, профессиональное самоопределение учащихся, готовность к получению физического образования

Авторы
Титаева Е.К.
Лебедева О.В.

Место работы
Титаева Е.К.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Лебедева О.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Предложена модель организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по физике как средства профессионального самоопределения. Выделена система принципов, обеспечивающая профессиональное самоопределение учащихся в учебно-исследовательской деятельности: системности, научности, доступности и посильной трудности; активности и самостоятельности учащегося; сотрудничества школьника и руководителя; последовательного перехода от учебного исследования к учебно-профессиональному исследованию, а затем к научно-исследовательской деятельности в решении профессиональных задач. Показана структурно-функциональная модель каждого этапа, включая цель, содержание, формы обучения и средства диагностики. Предложены линии реализации данной модели: на базе школьного кабинета физики, в учреждениях дополнительного образования детей, на базе лабораторий вуза.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 24.02.2022).
2 . Ивашкин Е.Г., Бушуева М.Е., Лухманова Т.В. Предпрофессиональная подготовка будущих инженеров // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1061.
3 . Ковалев Д.С., Матина Г.О., Горева В.Б. и др. Предпрофессиональная подготовка в системе дополнительного образования детей // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2016. № 1-2. С. 50-55.
4 . Половецкий С.Д. Анализ современного состояния системы ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки московских школьников // Профессиональное образование и общество. 2018. № 2 (26). С. 262-284.
5 . Лебедева О.В. Подготовка учителя физики к проектированию и организации учебно-исследова-тельской деятельности учащихся: Дис. … докт. пед. наук. Н. Новгород, 2019. 381 с.
6 . Любягина О.А. Формирование мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения: Дис. … канд. пед. наук. Казань, 2021. 190 с.
7 . Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 21.02.2022).
8 . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902350579?marker=6500IL (дата обращения: 24.03.2022).
9 . Талызина Н.Ф., Буткин Г.А., Володарская И.А. Усвоение научных понятий в школе: Учебное пособие. М.: Полиграф Сервис, 1999. 112 с.
10 . Опросник В.Б. Успенского «Готовность учащихся к выбору профессий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.msmc.by/proforientatsiya/ 27-oprosnik-dlya-vyyavleniya-gotovnosti-k-vyboru-professii-po-v-b-uspenskomu (дата обращения: 23.03.2022).
11 . Титаева Е.К. Рост кристаллов в геле как учебно-исследовательский проект учащихся // Физика в школе. 2021. № 7. С. 52-54.
12 . Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. СПб.: Питер, 2006. С. 143-155.
13 . Титаева Е.К., Лебедева О.В. Содержание и структура понятия «готовность обучающихся к получению физического образования» // Материалы ХIV Международной научной конференции, посвященной Году науки и технологий Российской Федерации, 205-летию начала подготовки педагогов в Ивановской области / Отв. редактор А.А. Червова. М.-Иваново-Шуя, 2021. С. 106-108.
14 . Лебедева О.В., Марков К.А. Исследовательское обучение физике как фактор интеграции в системе «школа-вуз» // Нижегородское образование. 2014. № 2. С. 43-49.