Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

УЧЁТ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИХ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ИНДОНЕЗИЙСКОЙ ГРУППЫ)


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37.022
Страницы
183-191
Ключевые слова
этноориентированная методика, межкультурная коммуникация, индонезийские студенты, этнопсихологический портрет, русский как иностранный, методика преподавания иностранного языка

Авторы
Рагозина А.В.
Обдалова О.А.

Место работы
Рагозина А.В.
Томский государственный университет

Обдалова О.А.
Томский государственный университет; Сибирское отделение Российской академии наук


Аннотация
В свете активно развивающейся мультикультурной и плюрилингвальной университетской среды университетов России исследователям современной методики обучения русскому языку как иностранному необходимо изучать эффективные практические методы, но не в меньшей мере и самих обучающихся, от которых часто и зависят способы обучения. В статье рассматривается ряд характеристик, образующих этнопсихологический портрет индонезийских студентов как одной из самых распростран?нных групп Юго-Восточной Азии, изучающих русский как иностранный в России. Анализируются последние исследования на тему этноориентированной методики, в частности, одного из е? ведущих принципов - уч?та этнопсихологических характеристик обучающихся. Обобщаются и систематизируются отечественные и зарубежные описания индонезийских обучающихся, приводятся собственные наблюдения авторов. Описываются такие факторы, как тип культуры, коммуникативное поведение, академическое участие, гендерное, этническое и религиозное взаимодействие, на основе которых предлагаются разработанные методические рекомендации по работе на занятии. Делается вывод о целесообразности уч?та описываемых характеристик на занятиях по иностранному языку, а также о необходимости дополнять методическую науку подобными описаниями и рекомендациями по работе со студентами из недостаточно изученных этнических групп.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Study in Russia (официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов) [Электронный ресурс]. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/rekordnoe-kolichestvo-inostrannykh-studentov-vybrali-rossiyu-v-2020-godu/ (дата обращения: 07.11.2021).
2 . Отчет о самообследовании деятельности ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (2020) [Электронный ресурс]. URL: https://www.tsu.ru/upload/medialibrary/75c/samoobsledovanie_TSU_2020.pdf (дата обращения: 11.02.2022).
3 . Лукина А.К., Андренко Т.О., Батарчук Д.С. и др. Становление идентичности и толерантности личности в условиях поликультурного образования: Монография / Отв. ред. А.К. Лукина. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. 260 с.
4 . Распоряжение от 29 мая 2015 года № 996-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 15.02.2022).
5 . Балыхина Т.М., Чжао Юйцзян. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления: Монография. 2-е изд. М.: РУДН, 2010. 344 с.
6 . Стернин И.А. Коммуникативное поведение. Финское коммуникативное поведение / Ред. И.А. Стернин, В.Б. Кашкин. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2004. 99 с.
7 . Арефьев П.А., Гусев И.А., Новикова О.С. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Вып. 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.com/108828347-Obuchenie-inostrannyh-grazhdan-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah-rossiyskoy-federacii-statisticheskiy-sbornik.html (дата обращения: 02.12.2021).
8 . Горохов В.Ф.Культурология: Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 348 с.
9 . Kecskes I., Obdalova O.A., Minakova L.Yu., Soboleva A.V. Study of the perception of situation-bound utterances as culture-specific pragmatic units by Russian learners of English // System. 2018. Vol. 76. August. P. 219-232.
10 . Щербакова Е.Е. Характеристика индонезийских учащихся в контексте обучения русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 2. Ч. 2. С. 209-212.
11 . Кирчанов М.В. Национализм и модернизация в Индонезии в ХХ веке. Воронеж: Научная книга, 2009. 250 с.
12 . Рагозина А.В. Этноориентированная методика обучения иностранному языку обучающихся из стран Юго-Восточной Азии на начальном этапе: Магистерская диссертация по направлению подготовки: 45.04.02 - Лингвистика. Томск: [б.и.], 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vital:9477 (дата обращения: 05.08.2021).
13 . Вязовская В.В. О специфике преподавания русского языка как иностранного студентам из Индонезии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-spetsifike-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-studentam-iz-indonezii (дата обращения: 10.09.2021).
14 . Гусев М.Н. «Ислам с человеческим лицом»: индонезийский вариант / Институт Ближнего Востока. 2011. 9 августа [Электронный ресурс]. URL: http://www.iimes.ru/?p=13090 (дата обращения: 17.08.2021).
15 . Станюкович М.В. Индонезийцы и их соседи. Festschrift, Е.В. Ревуненковой и А.К. Оглоблину / Отв. ред. М.В. Станюкович. СПб.: МАЭ РАН [Электронный ресурс]. URL: http://lib.kunstkamera.ru/files/ lib/978-5-88431-141-1/978-5-88431-141-1.pdf (дата обращения: 24.09.2021).
16 . Другов А.Ю. Учебное пособие по курсу «Индонезия. Страноведение». М.: Восточный Университет, Институт востоковедения РАН, 2005. 89 c.
17 . Pew Research Centre. The Global Religious Landscape [Электронный ресурс]. URL: https://www.pewforum.org/2012/12/18/global-religious-landscape-exec/ (дата обращения: 10.02.2022).
18 . Обдалова О.А., Одегова О.В. Межкультурная и межъязыковая коммуникация как новая реальность в контексте глобализации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 44. С. 70-81.
19 . Пугачёв И.А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка как иностранного: Монография. М.: РУДН, 2011. 284 с.
20 . Hofstede G. Culture’s consequences: Comparing values, behaviours, institutions, and organizations across nations. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mindtools. com/pages/article/newLDR_66.htm (дата обращения: 07.09.2021).
21 . Hall E.T. Beyond culture. New York, London, Toronto: Anchor Books; Doubleday, 1976. 320 p.
22 . Reisinger Y., Turner L. Cross-cultural differences in tourism: Indonesian tourists in Australia [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/drive/ folders/1xvbipCNXccIxklOzwuSYfwhLlxKaEp03 (дата обращения: 09.09.2021).
23 . Гирц К. Интерпретация культур: Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004 560 с. (Серия «Культурология. XX век»).
24 . Оглоблин А.К. Индонезийцы // Имена народов мира [Электронный ресурс]. URL: http://www.andein.ru/articles/inm_indoneziycy.html (дата обращения: 27.08.2021).
25 . Othman Norasmah, Radin Siti Aishah Radin A Rahman. Differences in entrepreneurial determination between Malaysian and Indonesian students // International Journal of Management and Applied Science. Vol. 3. Is. 1. Special Is. 2. 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/drive/folders/1xvbipCNXccIxklOzwuSYfwhLlxKaEp03 (дата обращения: 20.08.2021).
26 . Masela Maximeliana, Subekti Adaninggar Septi. Indonesian university students’ visual learning style: learners’ and teachers’ perspectives [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/drive/folders/1xvbipCNXccIxklOzwuSYfwhLlxKaEp03 (дата обращения: 03.09.2021).
27 . Sutantoputri N., Watt H.M.G. Attribution and motivation: A cultural study among indonesian university students [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/drive/folders/1xvbipCNXccIxklOzwuSYfw hLlxKaEp03 (дата обращения: 17.12.2021).
28 . Обдалова О.А., Минакова Л.Ю., Соболева А.В. Дискурс как единица коммуникативного и речемыслительного процесса в коммуникации представителей разных лингвокультур // Язык и культура. 2017. № 37. C. 205-228.
29 . Ткаченко Н.В. Сравнительный анализ ценностных ориентаций российских и индонезийских подростков в контексте развития поликультурного образования [Электронный ресурс]. URL: https://mpsu.ru/files/pub/journals/actual_probl_n1_15site.pdf (дата обращения: 16.02.2022).
30 . Obdalova O., Gulbunskaya E.V. Cross-cultural component in non-linguistics EFL students teaching // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015. 200. Р. 53-61 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815046613 (дата обращения: 23.08.2021).
31 . Obdalova O.A., Minakova L.Yu., Soboleva A.V. Indirect reporting and pragmatically enriched context: A case study into Russian learners of English // Pragmatics and Cognition. 2019. 26:1. Р. 85-111. Scopus Q2 [Электронный ресурс]. URL: http://doi.org/10.1075/pc.19011.obd(дата обращения: 16.02.2022).