УЧЁТ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИХ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ (НА ПРИМЕРЕ ИНДОНЕЗИЙСКОЙ ГРУППЫ) |
научная статья | 37.022 | ||
183-191 | этноориентированная методика, межкультурная коммуникация, индонезийские студенты, этнопсихологический портрет, русский как иностранный, методика преподавания иностранного языка |
В свете активно развивающейся мультикультурной и плюрилингвальной университетской среды университетов России исследователям современной методики обучения русскому языку как иностранному необходимо изучать эффективные практические методы, но не в меньшей мере и самих обучающихся, от которых часто и зависят способы обучения. В статье рассматривается ряд характеристик, образующих этнопсихологический портрет индонезийских студентов как одной из самых распростран?нных групп Юго-Восточной Азии, изучающих русский как иностранный в России. Анализируются последние исследования на тему этноориентированной методики, в частности, одного из е? ведущих принципов - уч?та этнопсихологических характеристик обучающихся. Обобщаются и систематизируются отечественные и зарубежные описания индонезийских обучающихся, приводятся собственные наблюдения авторов. Описываются такие факторы, как тип культуры, коммуникативное поведение, академическое участие, гендерное, этническое и религиозное взаимодействие, на основе которых предлагаются разработанные методические рекомендации по работе на занятии. Делается вывод о целесообразности уч?та описываемых характеристик на занятиях по иностранному языку, а также о необходимости дополнять методическую науку подобными описаниями и рекомендациями по работе со студентами из недостаточно изученных этнических групп. |
1 . Study in Russia (официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов) [Электронный ресурс]. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/rekordnoe-kolichestvo-inostrannykh-studentov-vybrali-rossiyu-v-2020-godu/ (дата обращения: 07.11.2021). 2 . Отчет о самообследовании деятельности ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (2020) [Электронный ресурс]. URL: https://www.tsu.ru/upload/medialibrary/75c/samoobsledovanie_TSU_2020.pdf (дата обращения: 11.02.2022). 3 . Лукина А.К., Андренко Т.О., Батарчук Д.С. и др. Становление идентичности и толерантности личности в условиях поликультурного образования: Монография / Отв. ред. А.К. Лукина. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. 260 с. 4 . Распоряжение от 29 мая 2015 года № 996-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/18312/ (дата обращения: 15.02.2022). 5 . Балыхина Т.М., Чжао Юйцзян. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления: Монография. 2-е изд. М.: РУДН, 2010. 344 с. 6 . Стернин И.А. Коммуникативное поведение. Финское коммуникативное поведение / Ред. И.А. Стернин, В.Б. Кашкин. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2004. 99 с. 7 . Арефьев П.А., Гусев И.А., Новикова О.С. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Вып. 15 / Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.com/108828347-Obuchenie-inostrannyh-grazhdan-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah-rossiyskoy-federacii-statisticheskiy-sbornik.html (дата обращения: 02.12.2021). 8 . Горохов В.Ф.Культурология: Учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 348 с. 9 . Kecskes I., Obdalova O.A., Minakova L.Yu., Soboleva A.V. Study of the perception of situation-bound utterances as culture-specific pragmatic units by Russian learners of English // System. 2018. Vol. 76. August. P. 219-232. 10 . Щербакова Е.Е. Характеристика индонезийских учащихся в контексте обучения русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 2. Ч. 2. С. 209-212. 11 . Кирчанов М.В. Национализм и модернизация в Индонезии в ХХ веке. Воронеж: Научная книга, 2009. 250 с. 12 . Рагозина А.В. Этноориентированная методика обучения иностранному языку обучающихся из стран Юго-Восточной Азии на начальном этапе: Магистерская диссертация по направлению подготовки: 45.04.02 - Лингвистика. Томск: [б.и.], 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vital:9477 (дата обращения: 05.08.2021). 13 . Вязовская В.В. О специфике преподавания русского языка как иностранного студентам из Индонезии [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-spetsifike-prepodavaniya-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-studentam-iz-indonezii (дата обращения: 10.09.2021). 14 . Гусев М.Н. «Ислам с человеческим лицом»: индонезийский вариант / Институт Ближнего Востока. 2011. 9 августа [Электронный ресурс]. URL: http://www.iimes.ru/?p=13090 (дата обращения: 17.08.2021). 15 . Станюкович М.В. Индонезийцы и их соседи. Festschrift, Е.В. Ревуненковой и А.К. Оглоблину / Отв. ред. М.В. Станюкович. СПб.: МАЭ РАН [Электронный ресурс]. URL: http://lib.kunstkamera.ru/files/ lib/978-5-88431-141-1/978-5-88431-141-1.pdf (дата обращения: 24.09.2021). 16 . Другов А.Ю. Учебное пособие по курсу «Индонезия. Страноведение». М.: Восточный Университет, Институт востоковедения РАН, 2005. 89 c. 17 . Pew Research Centre. The Global Religious Landscape [Электронный ресурс]. URL: https://www.pewforum.org/2012/12/18/global-religious-landscape-exec/ (дата обращения: 10.02.2022). 18 . Обдалова О.А., Одегова О.В. Межкультурная и межъязыковая коммуникация как новая реальность в контексте глобализации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 44. С. 70-81. 19 . Пугачёв И.А. Этноориентированная методика в поликультурном преподавании русского языка как иностранного: Монография. М.: РУДН, 2011. 284 с. 20 . Hofstede G. Culture’s consequences: Comparing values, behaviours, institutions, and organizations across nations. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2001 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mindtools. com/pages/article/newLDR_66.htm (дата обращения: 07.09.2021). 21 . Hall E.T. Beyond culture. New York, London, Toronto: Anchor Books; Doubleday, 1976. 320 p. 22 . Reisinger Y., Turner L. Cross-cultural differences in tourism: Indonesian tourists in Australia [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/drive/ folders/1xvbipCNXccIxklOzwuSYfwhLlxKaEp03 (дата обращения: 09.09.2021). 23 . Гирц К. Интерпретация культур: Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004 560 с. (Серия «Культурология. XX век»). 24 . Оглоблин А.К. Индонезийцы // Имена народов мира [Электронный ресурс]. URL: http://www.andein.ru/articles/inm_indoneziycy.html (дата обращения: 27.08.2021). 25 . Othman Norasmah, Radin Siti Aishah Radin A Rahman. Differences in entrepreneurial determination between Malaysian and Indonesian students // International Journal of Management and Applied Science. Vol. 3. Is. 1. Special Is. 2. 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/drive/folders/1xvbipCNXccIxklOzwuSYfwhLlxKaEp03 (дата обращения: 20.08.2021). 26 . Masela Maximeliana, Subekti Adaninggar Septi. Indonesian university students’ visual learning style: learners’ and teachers’ perspectives [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/drive/folders/1xvbipCNXccIxklOzwuSYfwhLlxKaEp03 (дата обращения: 03.09.2021). 27 . Sutantoputri N., Watt H.M.G. Attribution and motivation: A cultural study among indonesian university students [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/drive/folders/1xvbipCNXccIxklOzwuSYfw hLlxKaEp03 (дата обращения: 17.12.2021). 28 . Обдалова О.А., Минакова Л.Ю., Соболева А.В. Дискурс как единица коммуникативного и речемыслительного процесса в коммуникации представителей разных лингвокультур // Язык и культура. 2017. № 37. C. 205-228. 29 . Ткаченко Н.В. Сравнительный анализ ценностных ориентаций российских и индонезийских подростков в контексте развития поликультурного образования [Электронный ресурс]. URL: https://mpsu.ru/files/pub/journals/actual_probl_n1_15site.pdf (дата обращения: 16.02.2022). 30 . Obdalova O., Gulbunskaya E.V. Cross-cultural component in non-linguistics EFL students teaching // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015. 200. Р. 53-61 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815046613 (дата обращения: 23.08.2021). 31 . Obdalova O.A., Minakova L.Yu., Soboleva A.V. Indirect reporting and pragmatically enriched context: A case study into Russian learners of English // Pragmatics and Cognition. 2019. 26:1. Р. 85-111. Scopus Q2 [Электронный ресурс]. URL: http://doi.org/10.1075/pc.19011.obd(дата обращения: 16.02.2022). |