Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОЕННО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАДЕТСКОГО ТИПА


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
373.1
Страницы
169-176
Ключевые слова
кадетское образование, военно-профориентационная работа, кадеты, образовательные организации кадетского типа, тенденции совершенствования системы военно-профессиональной ориентации кадет

Авторы
Мухина Т.Г.
Паули А.В.

Место работы
Мухина Т.Г.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Паули А.В.
институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации


Аннотация
Представлены результаты сравнительного анализа педагогического опыта военно-профориентационной работы ведущих общеобразовательных организаций кадетского типа при Министерстве просвещения Российской Федерации. Изучены действующие нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность данных образовательных организаций. Проведено сопоставление результатов мониторинга показателей эффективности системы профориентационной работы в кадетских школах и корпусах городов Москва, Санкт- Петербург, Воронеж, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, а также Амурской области и Алтайского края. На основании проведенного анализа выявлены современные тенденции (направления) совершенствования системы военно-профессиональной ориентации кадет. К основным тенденциям (направлениям) военно-профориентационной работы образовательных организаций кадетского типа отнесены: 1) осуществление образовательными учреждениями кадетского типа сетевого взаимодействия по военно-профессиональной ориентации; 2) обеспечение военно-патриотической направленности учебно-воспитательного процесса в урочной и внеурочной деятельности; 3) психолого-педагогическое сопровождение военно-профориентационной работы кадет; 4) реализация программ дополнительного и профессионального образования на базе образовательных организаций кадетского типа; 5) привлечение выпускников корпуса - курсантов военных вузов и выпускников, проходящих службу в армии, к воспитательной работе, профессиональному просвещению; 6) использование в процессе организации профориентационной работы интерактивных, поисковых, проблемных методов и форм проведения занятий. Указанные тенденции (направления) совершенствования военно-профориентационной работы позволяют развивать, с одной стороны, разностороннюю личность, способную самостоятельно принимать ответственные решения, с другой - определиться с выбором профессии на основе понимания кадетами долга перед Отечеством, родителями, соотечественниками.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Тезисы доклада председателя общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России» генерал-майора Александра Владимирова на совещании по законопроекту о кадетском образовании в Минобрнауки РФ 27 апреля 2009 года. URL: http://www.kadet.ru/Obrazovanie/Tezisyhtm (дата обращения: 05.05.2022).
2 . Письмо Минобрнауки России от 19.05.2017 № 08-986 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по нормативному правовому регулированию деятельности образовательных организаций кадетской направленности»). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219501 (дата обращения: 05.05.2022).
3 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022). URL: https://base.garant.ru/77308190 (дата обращения: 25.04.2022).
4 . Селиверстова О.И. Проблемы совершенствования кадетского образования в Российской Федерации // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2015. Т. 10. С. 40-55.
5 . Асриев А.Ю., Маврин С.А., Маврина И.А. Некоторые проблемы и тенденции развития кадетского образования в России // Армия и общество. 2015. № 1 (44). С. 67-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-i-tendentsii-razvitiya-kadetskogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 28.04.2022).
6 . Киселев В.А. Система военно-профессио-нальной подготовки допризывной молодежи в военно-техническом кадетском корпусе: на примере кадетского корпуса г. Тольятти: Автореф. дис. ... к. пед. наук. Тольятти, 1998. 17 с.
7 . Пилипенко В.И. Педагогическая поддержка кадет в профессиональном самоопределении: на примере Карельского кадетского корпуса: Автореф. дис. ... к.пед.наук. Петрозаводск, 2012. 23 с.
8 . Паули А.В., Мухина Т. Г. Сущность, содержание и структура готовности кадет к осознанному выбору военной профессии // Психолого-педагоги-ческий поиск. 2021. № 3 (59). С. 44-54.
9 . Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 № 1186). URL: http://www.consultant.ru/document.
10 . Приказ Министра обороны РФ от 24.04.2010 № 100 (ред. от 26.07.2012) Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2010 № 17670). Приложение. П. 57. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-ministra-oborony-rf-ot-24042010-n (дата обращения: 04.05.2022).
11 . План мероприятий военно-профессиональной ориентации воспитанников Санкт-Петербургского суворовского военного училища на 2019-2020 учебный год. URL: https://spbsvu.mil.ru/upload/site64/document_fi le/HTwhwC1DfB.pdf. (дата обращения: 04.05.2022).
12 . Герасименко В.Г. Проблемы интеграции регионального рынка труда и системы дополнительного профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 34-37.
13 . Бекоева М.И. Основные направления проф-ориентационной деятельности в современной общеобразовательной школе // БГЖ. 2016. № 4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-proforientatsionnoy-deyatelnosti-v-sovremennoy-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 04.05.2022).
14 . Яцковская И.Г. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как условие гражданско-патриотического воспитания кадетов // Инновационное развитие профессионального образования. № 3 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-vzaimodeystvie-obrazovatelnyh-organizatsiy-kak-uslovie-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-kadetov. (дата обращения: 04.05.2022).
15 . Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.05.2022).
16 . Лобок А.М. Возможное сетевое взаимодействие инновационных школ // Школьные технологии. № 1. С. 49-59
17 . Волох О.В., Чекалева Н.В., Макарова Н.С. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого регионального взаимодействия // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. № 166. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagogicheskih-kadrov-v-usloviyah-setevogo-regionalnogo-vzaimodeystviya (дата обращения: 04.05.2022).
18 . Марковская Е.А. Особенности обучения кадетов в условиях цифровизации // ЧиО. 2019. № 3 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obu cheniya-kadetov-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 04.05.2022).
19 . ГБО «Первый Московский кадетский корпус»: официальный сайт. URL: https://1mkk.mskobr. ru/syinyi-otechestva (дата обращения: 04.05.2022).
20 . Перечень основных программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» с указанием профильных классов в соответствии с приказом «О проведении проекта «Профессиональное обучение без границ» № 240 от 23.07.2020. URL: https://mgok.mskobr.ru/professional_noe_obuchenie_bez_granic (дата обращения: 04.05.2022).
21 . 21. Положение о структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Новосибирской области «Кадетская школа-интернат «Сибирский Кадетский Корпус» Центр дополнительного образования «Мужество, Героизм и Воля!». URL: https://scc-nsk.ru/images/doc/svedenia_ob_OO/lokalnie_normativnie_akty (дата обращения: 04.05.2022).