ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ |
научная статья | 316.477 | ||
157-163 | предпринимательский вуз, предпринимательское обучение, проектное обучение, третья миссия, инноватор |
Авторы делятся опытом внедрения многоуровневой системы предпринимательской подготовки в рамках реализации долгосрочной стратегии развития Университета Лобачевского (ННГУ, 2012-2021 гг.). Одним из ключевых целевых показателей стратегии, который был достигнут ННГУ в 2020 году, стал 70%-й охват выпускников университета базовым предпринимательским образованием. Образовательные программы по предпринимательству были дополнены циклом мероприятий, которые реализовывались на системной основе в течение учебного года. Они обеспечивали вовлечение студентов в практическую предпринимательскую и инновационную деятельность, региональные бизнес-сообщества и в университетские процессы коммерциализации и трансфера технологий. На протяжении 2014-2021 гг. в ННГУ проводился регулярный мониторинг влияния предпринимательского обучения на студентов и их отношение к предпринимательской деятельности. Основным методом исследования стал опрос обучающихся предпринимательству до и после начала обучения на программах (участия в мероприятиях). Анализ результатов показал весомую роль предпринимательского обучения в ранней профориентации студентов, а также в развитии так называемых «мягких» компетенций, освоение которых способствовало повышению осознанности выпускников в выборе будущей профессиональной траектории. |
1 . Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов / Пер. с англ. А. Смирнова. М.: Изд. дом ГУ-Высш. школы экономики, 2011. 2 . Грудзинский А.О. Концепция проектно-ориен-тированного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2003. Т. 3. №. 26. С. 24-37. 3 . Грудзинский А.О. Инновационный университет и его выпускник - инноватор // Социология образования. 2014. № 5. С. 45-54. 4 . Etzkovitz H. Incubation of incubators: innovation as a triple helix of university - industry - government networks // Science and Public Policy. 2002. 29 (2). 115-128. 5 . Unger M. The knowledge triangle between research, education and innovation - A conceptual discussion // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11. № 2. P. 10-26. 6 . Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Инноватор - новая компетентностная модель выпускника университета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5 (2). С. 50-54. 7 . Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпораций. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 512 с. 8 . Bosman L., Fernhaber S. Teaching the entrepreneurial mindset to engineers. Switzerland: Springer International Publishing, 2018. 9 . Yi S., Duval-Couetil N. Interdisciplinary entrepreneurship education: Exploring 10-year trends in student enrollment, interest and motivation // Entrepreneurship Education and Pedagogy. Vol. 4 (2). P. 100-118. 10 . Стратегия развития Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Университета Лобачевского) до 2030 года. URL: http://www.unn.ru/site/about/ofitsialnye-svedeniya-i-dokumenty/strategiya-2030. 11 . Чепьюк О.Р., Шалыминов А.О. Практико-ориентированное обучение на базе web-технологий дистанционного образования (на примере web-платформы обучения предпринимательству в ННГУ iGeneration) // Открытое образование. 2014. № 4 (105). С. 80-83. 12 . Чепьюк О.Р., Гинзбург М.Ю. К вопросу формирования инновационной инфраструктуры региона. Опыт студенческого бизнес-инкубатора НИУ ННГУ им. Н.И. Лобачевского // Инновации. 2014. № 4 (186). С. 23-27. 13 . Чепьюк О.Р. Студенческий бизнес-инкубатор как часть инновационной системы университета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1-2. С. 326-331. 14 . Ангелова О.Ю., Подольская Т.О., Чепьюк О.Р. Типология стилей профессиональной деятельности наставника // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. № 6. С. 220-228. 15 . Прохорова М.В., Кравченко В.С., Пономарёва Л.Н., Чепьюк О.Р. Элементы профессиографического анализа деятельности наставника молодёжных предпринимательских проектов // Балтийский морской форум: Материалы VI Международного Балтийского морского форума: В 6 т. 2018. С. 415-422. |