Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ТРУДОВЫЕ НАМЕРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ В ИННОВАЦИОННОЙ КОМПАНИИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316; 159.9
Страницы
148-156
Ключевые слова
рейтинг, трудовые намерения, организационная культура, ценности, производственная практика, отношение к труду, ординарная компания, инновационная компания организационная социализация, психологическая готовность

Авторы
Захарова Л.Н.
Савичева А.В.

Место работы
Захарова Л.Н.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Савичева А.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Представлены результаты эмпирического исследования намерений в отношении будущего трудоустройства студентов индустриальных колледжей с четырьмя уровнями психологической готовности к работе в условиях инновационной компании, определенной в соответствии с требованиями к персоналу нового технологического уклада «Индустрии 4.0» ( N =169). Раскрыто значение организационной культуры и производственной практики для становления психологической готовности. В колледжах сложилась типичная для образовательных учреждений кланово-иерархическая организационная культура и отсутствуют программы организационной социализации в отношении требований «Индустрии 4.0». Дан сравнительный анализ намерений в отношении трудоустройства студентов колледжа с базой практики на ординарном предприятии с традиционной организационной культурой кланово-иерархического типа и на инновационном предприятии с организационной культурой рыночно-иерархического типа с выраженным адхократическим компонентом. Студенты в целом недостаточно полно представляют организационные условия инновационных компаний. Выявлена слабость регуляторов отношения к труду. Показано, что подготовка в традиционной организационной культуре без программ социализации имеет низкую результативность и является сдерживающим фактором формирования психологической готовности к работе на инновационном предприятии. Частичное решение проблемы дает практика в инновационной компании. Она обеспечивает психологическую готовность третьего уровня у студентов (студенток), количество которых в 1.3 раза (1.6 раза) превышает количество студентов с таким уровнем готовности с практикой на ординарном предприятии. Значительное число выпускников не имеют планов по трудоустройству (до 45%). Особенно сложной является ситуация с трудоустройством студентов со спонтанно приобретенной готовностью третьего уровня из колледжа без практики на инновационном предприятии. Они не осознают своей возможной востребованности, не имеют навыков поведения на современном рынке труда и теряются как потенциальный человеческий капитал компаний. Показана необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс индустриальных колледжей программ упреждающей организационной социализации в отношении требований «Индустрии 4.0».

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Johansen B., Euchner J. Navigating the VUCA world // Research-Technology Management. Vol. 56. № 1. P. 10-15.
2 . Global Innovation Index 2021 / Eds. S. Dutta, R. Leyn, S.Wunsch-Vincent. Cornell SC Johnson College of Business, 2021. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2021.pdf (дата обраще-ния: 27.02.2022).
3 . Национальный проект «Производительность труда» // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. 2021. URL: https://www.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_proizvoditelnost_truda/ (дата обращения: 15.03.2022).
4 . Кергроуч С. Индустрия 4.0: новые вызовы и возможности для рынка труда // Форсайт. 2017. Т. 11. № 4. С. 6-
5 . Fossen F., Sorgner A. Mapping the future of occupations: transformative and destructive effects of new digital technologies on jobs // Foresight and STI Governance. 2019. 13. № 2. P. 10-18.
6 . Треть выпускников вузов РФ последних лет не работают по специальности. Москва, 4 июня 2020 - РИА Новости // Прайм. URL: https://na.ria.ru/20200604/html (дата обращения: 15.03.2022).
7 . Лопатина М.В., Леонова Л.А., Травкин П.В. и др. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда: информационный бюллетень / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 72 с. URL: https://lirt.hse.ru/ data/2020/07/22/1596769782/Graduate_e_book.pdf (дата обращения: 23.03.2022).
8 . Клячко Т.Л., Семионова Е.А. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 2. С. 100-125.
9 . Степанов А.А. Анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации // ARS ADMINISTRANDI (Искусство управления). Т. 10. № 4. С. 531-547.
10 . Захарова Л.Н., Леонова И.С., Коробейнико- ва Е.В. Ценностный конфликт и психологическая жизнеспособность персонала российских предприятий: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2017. 406 с.
11 . Грачев А.А. Организационная культура и жизнеспособность работника как факторы эффективности взаимодействия организации с VUCA-средой // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 2. С. 29-
12 . 12. Van Maanen J., Schein E. Towards a theory of organizational socialization // Research in Organizational Behavior. JAI PRESS, Greenwich, 1979. Vol. 1. P. 209-264.
13 . Farag M.S., Elias R. The relationship between accounting students’ personality, professional skepticism and anticipatory socialization // Accounting Education. 2016. Vol. № 2. Р. 124-138.
14 . Fetherston M. Information seeking and organizational socialization: a review and opportunities for anticipatory socialization research // Annals of the International. Communication Association. 2017. Vol. 47. № 3-4. Р. 258-
15 . Canzittu D. A framework to think school and career guidance in a VUCA world // British Journal of Guidance & Counselling. September. P. 1-12.
16 . Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Травкин П.В. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования: все еще омут или уже брод // Вопросы образования. 2019. №1. С. 109-
17 . Захарова Л.Н., Шилова Л.Н., Гадбеджи Зухра, Чжу Лиучуан. Организационная культура индустриальных колледжей и предприятий России, Китая и Ирана в оценках студентов и преподавателей // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 234-
18 . Захарова Л.Н., Савичева А.В. Рейтинг психологической готовности студентов индустриальных колледжей к работе в организационных условиях Индустрии 4.0 // Среднее профессиональное образование. 2022. № 3. С. 50-55.
19 . Cameron K.S, Quinn R.E. Diagnosing and сhanging organizational culture based on the competing values framework.3rd edition. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2011.
20 . Spence J.T., Robbins A.S. Workaholism - definition, measurement, and preliminary results // Journal of Personality Assessment. 1992. Vol. 58. P. 160-
21 . Kuhn M.H., McPartland T.S. An empirical investigation of self-attitudes // American Sociological Review. 1954. Vol. 19. P. 68-76.
22 . Charles М., Durham-Fowler J., Malone J.C. Factors discriminating creative engagement on an unstructured task: Creativity and the Rorschach // Bulletin of the Menninger Clinic. 2016. № 2. Р. 97-
23 . Захарова Л.Н., Леонова И.С. Социально-психологический возраст персонала российских компаний. М.: ИНФРА-М, 2021. 292 с.