ТРУДОВЫЕ НАМЕРЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РАБОТЕ В ИННОВАЦИОННОЙ КОМПАНИИ |
научная статья | 316; 159.9 | ||
148-156 | рейтинг, трудовые намерения, организационная культура, ценности, производственная практика, отношение к труду, ординарная компания, инновационная компания организационная социализация, психологическая готовность |
Представлены результаты эмпирического исследования намерений в отношении будущего трудоустройства студентов индустриальных колледжей с четырьмя уровнями психологической готовности к работе в условиях инновационной компании, определенной в соответствии с требованиями к персоналу нового технологического уклада «Индустрии 4.0» ( N =169). Раскрыто значение организационной культуры и производственной практики для становления психологической готовности. В колледжах сложилась типичная для образовательных учреждений кланово-иерархическая организационная культура и отсутствуют программы организационной социализации в отношении требований «Индустрии 4.0». Дан сравнительный анализ намерений в отношении трудоустройства студентов колледжа с базой практики на ординарном предприятии с традиционной организационной культурой кланово-иерархического типа и на инновационном предприятии с организационной культурой рыночно-иерархического типа с выраженным адхократическим компонентом. Студенты в целом недостаточно полно представляют организационные условия инновационных компаний. Выявлена слабость регуляторов отношения к труду. Показано, что подготовка в традиционной организационной культуре без программ социализации имеет низкую результативность и является сдерживающим фактором формирования психологической готовности к работе на инновационном предприятии. Частичное решение проблемы дает практика в инновационной компании. Она обеспечивает психологическую готовность третьего уровня у студентов (студенток), количество которых в 1.3 раза (1.6 раза) превышает количество студентов с таким уровнем готовности с практикой на ординарном предприятии. Значительное число выпускников не имеют планов по трудоустройству (до 45%). Особенно сложной является ситуация с трудоустройством студентов со спонтанно приобретенной готовностью третьего уровня из колледжа без практики на инновационном предприятии. Они не осознают своей возможной востребованности, не имеют навыков поведения на современном рынке труда и теряются как потенциальный человеческий капитал компаний. Показана необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс индустриальных колледжей программ упреждающей организационной социализации в отношении требований «Индустрии 4.0». |
1 . Johansen B., Euchner J. Navigating the VUCA world // Research-Technology Management. Vol. 56. № 1. P. 10-15. 2 . Global Innovation Index 2021 / Eds. S. Dutta, R. Leyn, S.Wunsch-Vincent. Cornell SC Johnson College of Business, 2021. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2021.pdf (дата обраще-ния: 27.02.2022). 3 . Национальный проект «Производительность труда» // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. 2021. URL: https://www.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_proizvoditelnost_truda/ (дата обращения: 15.03.2022). 4 . Кергроуч С. Индустрия 4.0: новые вызовы и возможности для рынка труда // Форсайт. 2017. Т. 11. № 4. С. 6- 5 . Fossen F., Sorgner A. Mapping the future of occupations: transformative and destructive effects of new digital technologies on jobs // Foresight and STI Governance. 2019. 13. № 2. P. 10-18. 6 . Треть выпускников вузов РФ последних лет не работают по специальности. Москва, 4 июня 2020 - РИА Новости // Прайм. URL: https://na.ria.ru/20200604/html (дата обращения: 15.03.2022). 7 . Лопатина М.В., Леонова Л.А., Травкин П.В. и др. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда: информационный бюллетень / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 72 с. URL: https://lirt.hse.ru/ data/2020/07/22/1596769782/Graduate_e_book.pdf (дата обращения: 23.03.2022). 8 . Клячко Т.Л., Семионова Е.А. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 2. С. 100-125. 9 . Степанов А.А. Анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации // ARS ADMINISTRANDI (Искусство управления). Т. 10. № 4. С. 531-547. 10 . Захарова Л.Н., Леонова И.С., Коробейнико- ва Е.В. Ценностный конфликт и психологическая жизнеспособность персонала российских предприятий: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2017. 406 с. 11 . Грачев А.А. Организационная культура и жизнеспособность работника как факторы эффективности взаимодействия организации с VUCA-средой // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 2. С. 29- 12 . 12. Van Maanen J., Schein E. Towards a theory of organizational socialization // Research in Organizational Behavior. JAI PRESS, Greenwich, 1979. Vol. 1. P. 209-264. 13 . Farag M.S., Elias R. The relationship between accounting students’ personality, professional skepticism and anticipatory socialization // Accounting Education. 2016. Vol. № 2. Р. 124-138. 14 . Fetherston M. Information seeking and organizational socialization: a review and opportunities for anticipatory socialization research // Annals of the International. Communication Association. 2017. Vol. 47. № 3-4. Р. 258- 15 . Canzittu D. A framework to think school and career guidance in a VUCA world // British Journal of Guidance & Counselling. September. P. 1-12. 16 . Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Травкин П.В. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования: все еще омут или уже брод // Вопросы образования. 2019. №1. С. 109- 17 . Захарова Л.Н., Шилова Л.Н., Гадбеджи Зухра, Чжу Лиучуан. Организационная культура индустриальных колледжей и предприятий России, Китая и Ирана в оценках студентов и преподавателей // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 234- 18 . Захарова Л.Н., Савичева А.В. Рейтинг психологической готовности студентов индустриальных колледжей к работе в организационных условиях Индустрии 4.0 // Среднее профессиональное образование. 2022. № 3. С. 50-55. 19 . Cameron K.S, Quinn R.E. Diagnosing and сhanging organizational culture based on the competing values framework.3rd edition. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2011. 20 . Spence J.T., Robbins A.S. Workaholism - definition, measurement, and preliminary results // Journal of Personality Assessment. 1992. Vol. 58. P. 160- 21 . Kuhn M.H., McPartland T.S. An empirical investigation of self-attitudes // American Sociological Review. 1954. Vol. 19. P. 68-76. 22 . Charles М., Durham-Fowler J., Malone J.C. Factors discriminating creative engagement on an unstructured task: Creativity and the Rorschach // Bulletin of the Menninger Clinic. 2016. № 2. Р. 97- 23 . Захарова Л.Н., Леонова И.С. Социально-психологический возраст персонала российских компаний. М.: ИНФРА-М, 2021. 292 с. |