НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КАК ФОРМА РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ, ДЕФИНИЦИИ, ПРИЗНАКИ |
научная статья | 316.354:351/354 | ||
141-147 | новые религиозные движения, НРД, секта, церковь, деноминация, культ, конфессия, религиозные организации |
Рассмотрены определения, дискуссии, методологические подходы к изучению феномена новых религиозных движений (НРД) как религиозной организации. Описаны и проанализированы типологии религиозных организаций церковь-секта М. Вебера и Э. Трельча, церкви-деноминации-секты Р. Нибура, культов Г. Беккера, взаимоотношение НРД с социокультурным окружением Б. Джонсона. Отмечается, что научный язык описания религиозных организаций не соответствовал появившимся в середине XX века необычным религиозным движениям. Это привело к дискуссиям относительно дефиниций и признаков НРД. Изучаются подходы зарубежных и отечественных исследователей А. Баркер, Б. Вильсона, А. Эйстер, Е.Г. Балагушкина, И.Я. Кантерова, Л.И. Григорьевой, Е.Н. Васильевой, Е.С. Элбакян, благодаря которым понятие НРД закрепилось в социологическом тезаурусе, были выработаны его признаки, выделены характеристики. Рассматриваем термин НРД как состоящий из двух элементов. Их новизну, то есть временную границу, понимаем условно и определяем ее по отношению НРД к традиционным религиям, сложившимся социокультурным ценностям и установкам общества, а религиозность - по наличию свойства сакрального (священного). В результате выделяем десять признаков НРД: наличие харизматического лидера; социальный и/или культурный изоляционизм; отрицание генетической связи с конфессией; неукорененность в местной религиозной традиции и негативное отношение к ней; наличие неканонических религиозных текстов и неканонической догматики; синкретизм вероучения; детализация предписания поведения в повседневной жизни и разделение верующих на страты и уровни; недолгий срок существования; текучесть и первое поколение верующих. |
1 . Мчедлова М.М. Религиозные смыслы современной политики: потребность в новой эпистемологии // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2013. № 1. С. 83-90. 2 . Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с. 3 . Трельч Э. Церковь и секта // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 226-237. 4 . Нибур Х.Р. Радикальный монотеизм и западная культура // Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М.: Юристъ, 1996. С. 225-374. 5 . Becker H. The development and interaction of the ecclesia, the sect, the denomination, and the cult as illustrative of the dilemma of the church // Systematic Sociology. 1932. P. 613-642. 6 . Palmer S. J. New Religious Movements and Religious Liberty in America / Ed. Derek H. Davis & Barry Hankins. Baylor: Baylor University Press, 238 p. 7 . Астахова Л.С., Бигнова М.Р., Брилев Д.В. Новые религиозные движения. Уфа: БГПУ, 2018. 173 с. 8 . Eister A.W. Toward a radical critique of church-sect typologizing: Comment on «Some Critical Observations on the Church-Sect Dimension» // Journal for the Scientific Study of Religion. 1967. Vol. 6. № 1. P. 85-90. 9 . Barker E. (with Bryan R. Wilson) What are the New Religions doing in a secular society? // Anthony Heath, John Ermisch & Duncan Gallie (eds) Understanding Social Change. British Academy Centenary Monograph. Oxford University Press, 2005. P. 291-317. 10 . БаркерА. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 1997.166 с. 11 . Barker E. The cults? New Religious Movements // Facilitating Freedom of Religion or Belief: A Desk Book. Leiden, 572 p. 12 . Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Ч. 2. М.: ИФ РАН, 2002. 248 с. 13 . Кантеров И.Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины): Учебное пособие. Ч. 1. Владимир: ВлГУ, 2006. 140 с. 14 . Григорьева Л.И. К вопросу об использовании понятия «тоталитарная секта» по отношению к новым нетрадиционным религиозным движениям // Личность, творчество и современность. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 1999. № 2. 15 . Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство (социально-философский очерк). Красноярск: СибГТУ, 2002. 399 с. 16 . Васильева Е.Н. Новые религиозные движения: понятие и специфика // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 1. 17 . Элбакян Е.С. Новые религии западного происхождения в современной России: общие характеристики и специфические черты // Новые религии в России: двадцать лет спустя. М.: Древо жизни, 2013. С. 113-135. 18 . Аринин Е.И. Что такое религия: 500 определений термина с комментариями. Владимир: ВГУ, 2013. 245 с. 19 . Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М.: Канон+, 1998. 432 с. 20 . Давыдов И.П. Эпистема мифоритуала. М.: МАКС Пресс, 2013. 180 с. 21 . Пылаев М.А. Категория «священное» в современной западной философии религии // Религиоведческие исследования. 2011. №. 5-6. С. 22-35. 22 . Гирц К. Интерпретация культур. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 560 с. 23 . Beckford J. New Religions: An overview // The Encyclopedia of Religion (ER) / Ed. by M. Eliade. New York: Macmillan, 1987. Vol. 10. P. 390-394. |