Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ЭЛЕКТРОННЫЕ МАРКЕТПЛЕЙСЫ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ РЫНКА ПРОДУКТОВОГО РЕТЕЙЛА


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
339.371.5
Страницы
38-47
Ключевые слова
маркетплейс, продуктовый онлайн-ретейл, сервис доставки продуктов, осведомленность потребителя, качество услуг маркетплейсов, лояльность потребителя, фулфилмент, дропшиппинг

Авторы
Чкалова О.В.
Копасовская Н.Г.
Большакова И.В.

Место работы
Чкалова О.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Копасовская Н.Г.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Большакова И.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Цифровые платформы сегодня имеют большой потенциал для развития бизнеса и повышения разнообразия и качества услуг для населения. В работе изучены условия развития электронных маркетплейсов в регионе и их влияние на повышение качества услуг на рынке продуктового онлайн-ретейла. Объектом исследования выступает региональный продуктовый онлайн-рынок (рынок Приволжского федерального округа). Основные инструменты исследования - анализ открытых данных в сети Интернет и результаты социологического исследования. Выявлены основные игроки на продуктовом рынке среди электронных маркетплейсов. Дана оценка их конкурентной позиции на рынке с точки зрения масштабов и темпов расширения спектра цифровых услуг и ассортимента в сфере продажи продуктов питания. Выделены основные модели работы маркетплейсов с продавцами и дана оценки привлекательности электронных площадок для продавцов продуктов питания. По результатам социологического опроса выявлена степень осведомленности покупателей об услугах продажи продуктов питания через электронные площадки, дана оценка поведению потребителей. Доказано, что покупатели сегодня с осторожностью относятся к услугам маркетплейсов как продавцов продуктов питания, однако не имеют отрицательных установок против их услуг. Дана оценка качеству услуг электронных площадок как сервисов доставки продуктов питания и даны рекомендации по повышению качества этих услуг.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Вирин Ф., Овчинников Б. E-commerce 2021 // Презентация для бизнес-форума «Региональный рост - поиск эффективных решений». Казань, Российская Федерация, 25 июня. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Ecommerce_2021_Presentation.pdf (дата обращения: 25.10.2021).
2 . Мамонтов А. Младшие братья Amazon. Инвестиции в онлайн-ритейл // БКС Экспресс (03.02.21). URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/mladshie-brat-ia-amazon-investitsii-v-onlain-riteil/ (дата обращения: 25.10.2021).
3 . Buyanova M.E., Kalinina A.E., Averina I.S. Preconditions and driving forces for the development of electronic commerce in the context of digitalization of the economy // In: Popkova E.G., Sergi B.S. (eds) «Smart Technologies» for Society, State and Economy. ISC 2020. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 155. Springer, Cham. 2021. Retrieved from scopus.com
4 . Nevskaya A. The digitalization of Russia-EU trade [Digitalization in trade between Russia and the European Union] // Sovremennaya Evropa. 2020. № 97 (4). Р. 91-101.
5 . Антинескул Е.А., Ремнева М.А. Анализ, тенденции и перспективы развития служб доставки продуктов питания // Экономическая среда. 2021. № 3 (37). С. 26-32.
6 . Mantin B., Krishnan H., Dhar T. The strategic role of third-party marketplaces in retailing // Production and Operations Manage 2014. № 23 (11). Р. 1937-1949.
7 . Wang C., Leng M., Liang L. Choosing an online retail channel for a manufacturer: Direct sales or consignment? // International Journal of Production Economics. 2018. № 195. Р. 338-358.
8 . Фазил-Заде А. Будущее маркетплейсов: куда движется е-commerce? // retail.ru (23.06.2021). URL: https://www.retail.ru/tovar_na_polku/budushchee-marketpleysov-kuda-dvizhetsya-e-commerce/ (дата обращения: 25.10.2021).
9 . Akhmadi H., Pratolo S. Online marketing of food products through marketplace platform: A study of community based online marketplace of BEDUKMUTU. Paper presented at the E3S Web of Conferences, 2021. 232. Retrieved from scopus.com
10 . Chaffey D. E-business and e-commerce management: strategy, implementation and practice. Harlow, England: FT Prentice Hall, 2009.
11 . Рейтинг топ-100 крупнейших интернет-мага-зинов России // datainsight.ru. URL: https://www. top100.datainsight.ru/ (дата обращения: 25.10.2021).
12 . Новая волна маркетплейсов в B2C: есть ли место новым игрокам? // Retail.ru (27.11.20). URL: https://www.retail.ru/articles/novaya-volna-marketpley sov-v-b2c-est-li-mesto-novym-igrokam// (дата обращения: 25.10.2021).
13 . Кирюшин С.А. Развитие технологий цепей поставок продуктов питания в условиях цифровой экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 1. № 12. С. 42-48.
14 . Niu B., Li Q., Mu Z., Chen L., Ji P. Platform logistics or self-logistics? Restaurants’ cooperation with online food-delivery platform considering profitability and sustainability // International Journal of Production Economics, 2021. 234. Retrieved from scopus.com
15 . Sturiale L., Timpanaro G., La Via G. The online sales models of fresh fruit and vegetables: Opportunities and limits for typical italian products // Quality - Access to Success. 2017. № 18. Р. 444-451.
16 . T?uscher K., Laudien S.M. Understanding platform business models: A mixed methods study of marketplaces // European Management Journal. 2018. № 36 (3). Р. 319-329.
17 . Xu X., Chen Y., He P., Yu Y., Bi G. The selection of marketplace mode and reselling mode with demand disruptions under cap-and-trade regulation // International Journal of Production Research, 2021. Retrieved from scopus.com
18 . Ryan J.K., Sun D., Zhao X. Competition and coordination in online marketplaces // Production and Operations Management. 2012. № 21 (6). Р. 997-1014.
19 . Tian L., Vakharia A.J., Tan Y.R., Xu Y. Marketplace, reseller, or hybrid: Strategic analysis of an emerging E-commerce model // Production and Operations Management. 2018. № 27 (8). Р. 1595-1610.
20 . Wei J., Lu J., Zhao J. Interactions of competing manufacturers’ leader-follower relationship and sales format on online platforms // European Journal of Operational Research. № 280 (2). Р. 508-522.
21 . Gao X., Shi X., Guo H., Liu Y. To buy or not buy food online: The impact of the COVID-19 epidemic on the adoption of e-commerce in China // PLoS ONE. 2020. № 15 (8 August).
22 . Khoa B.T., Oanh N.T.T., Uyen V.T.T., Dung D.C.H. Customer loyalty in the COVID-19 pandemic: The application of machine learning in survey data, 2022. Retrieved from scopus.com
23 . Чкалова О.В., Копасовская Н.Г., Большакова И.В., Некрасова Т., Салкуцан С. Взаимодействие компаний и потребителей на основе инфокоммуникаций на рынке продуктового ритейла // Интернет вещей, умные пространства, сети и системы нового поколения. 21-я Международная конференция, NEW2AN 2021 и 14-я конференция ruSMART 2021, Санкт-Петербург, Россия, 26-27 августа 2021 г. Т. 13158. Springer, Cham, 2021. С. 122-146.
24 . Шестоперов Д. AliExpress доставила деньги в Казань // Kommersant.ru. Дата публикации03.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4721691/ (дата обращения: 25.10.2021).
25 . Ганжур Е. Продажи еды принесли «Яндексу» 24 млрд рублей в 2020 году // Forbes.ru. Дата публикации 16.02.2021. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/421345-prodazhi-edy-prinesli-yandeksu-24-mlrd-rubley-v-2020-godu/ (дата обращения: 25.10.2021).
26 . СберМаркет вырос в 14 раз за 2020 год // Сайт Сбербанка РФ. Дата публикации 01.02.2021. URL: https://press.sber.ru/publications/sbermarket-vyros-v-14-raz-za-2020-god/ (дата обращения: 25.10.2021).
27 . Костырев А. Продукты пошли по сети. Растущий рынок онлайн-торговли едой делят крупнейшие игроки // Kommersant.ru. Дата публикации 16.02.2021. URL: https://www.kommersant.ru/doc/469 2662/ (дата обращения: 25.10.2021).
28 . Wildberries запустил экспресс-доставку продуктов питания, готовых блюд и цветов // tass.ru. Дата публикации 17.06.2021. URL: https://tass.ru/ekonomika/11673119 / (дата обращения: 25.10.2021).