Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ-БАКАЛАВРОВ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИНЕЙНАЯ АЛГЕБРА»


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
372.851
Страницы
157-165
Ключевые слова
профессиональная математическая компетенция экономиста, матрица логических связей, цепочки значимости элементов содержания, инвариант, иерархия, рейтинг, эконометрика

Авторы
Котельникова М.В.
Аистов А.В.

Место работы
Котельникова М.В.
Нижегородский институт развития образования

Аистов А.В.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Аннотация
Приведена методика совершенствования содержания дисциплин математического цикла (линейной алгебры», математического анализа, теории вероятностей и математической статистики) на основании содержания программы «Эконометрика» для направления подготовки 38.03.01 «Экономика» ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Описанная методика может быть применена для любой дисциплины и включает в себя семь основных пунктов. В статье приведены результаты ее использования для «Линейной алгебры»: матрицы логических связей внутри дисциплины и междисциплинарная «Линейная алгебра» - «Эконометрика»; цепочки значимости элементов содержания; результат выделения общей (инвариантной) части программ нескольких выбранных вузов; выстроенная на основании проведенного анализа иерархия тем внутри дисциплины и их рейтинг; вариант перераспределения времени, отводимого на семинарские занятия и самостоятельную работу; примеры возможных тем для исследовательской и проектной деятельности. Часы учебных занятий предлагается перераспределить в зависимости от полученного в результате проведенного исследования рейтинга каждой темы. Для тем с большим рейтингом - выделить больше времени на семинарские занятия, с низким - на самостоятельную работу. По результатам применения методики отмечено улучшение качества освоения студентами материала математических дисциплин, необходимого для более полноценного изучения эконометрики, и, как следствие, для повышения уровня формирования профессиональной математической компетенции экономиста, что положительно влияет на их дальнейшую успешную профессиональную деятельность.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . ФГОС ВО 3+. URL: http://www.edu.ru/file/docs/2015/11/62304.pdf#page=3 (дата обращения: 23.01.2021).
2 . Котельникова М.В., Аистов А.В. Совершенствование преподавания дисциплин математического цикла на основе инвариантов, необходимых для преподавания курса «Эконометрика» экономистам-бакалаврам // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 3. С. 183-189.
3 . Котельникова М.В., Аистов А.В. Метод построения цепочек значимости элементов содержания математических дисциплин применительно к курсу «Эконометрики» для экономистов бакалавров // Нижегородское образование. 2019. № 1. С. 71-76.
4 . Котельникова М.В. Об оптимизации содержания дисциплины «Линейная алгебра» для бакалавров-экономистов на основании анализа учебных программам ведущих российских вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 4 (44). С. 192-198.
5 . Котельникова М.В., Соколов В.М. «Линейная алгебра» в математическом цикле подготовки бакалавров-экономистов: анализ содержания // Нижегородское образование. 2014. № 4. С. 125-131.
6 . Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика. М., 2003. 512 с.
7 . Севастьянова С.А. Математические компетенции бакалавров по направлению подготовки «Экономика», МSWorld - 2-12 October 2012. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/oct-2012 (дата обращения: 15.11.2020).
8 . Ан А.Ф. Проектирование компетентностно ориентированного курса физики в техническом вузе. 13.00.02. - Теория и методика обучения и воспитания (физика). Автореф. дис. … д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2016.
9 . Ваганова О.И., Соколов В.М. Выборочная оценка успешности усвоения наиболее значимых элементов содержания обучения (на примере элементарных функций школьной математики) // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. СПб.: Мирт, 2004. С. 47-51.
10 . Ваганова О.И. Методы оценки объема учебного материала, подлежащего запоминанию в курсе математики полной средней школы. 13.00.02. - Теория и методика обучения и воспитания по (математике, уровень общего образования): Автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2004.
11 . Котельникова М.В., Соколов В.М. Связи содержания дисциплин математического блока в подготовке экономиста-бакалавра // Сборник тезисов докладов и статей методической конференции ННГУ им. Н.И. Лобачевского 6-8 февраля 2017 г. «Разработка образовательных программ в условиях повышения конкурентоспособности экономического образования». С. 49-56.
12 . Котельникова М.В. О линиях логических связей тем дисциплин математического цикла и эконометрики в подготовке бакалавров-экономистов // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Технологии продуктивного обучения математике: традиции и инновации», 14 октября 2016 г. (Арзамас, Россия). Сб. ст. С. 187-192.
13 . Лошкарева Д.А. Совокупность методов компетентностно-ориентированного совершенствования дополнительной профессиональной образовательной программы. 13.00.08. - Теория и методика профессионального образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2012.
14 . Соколов В.М., Лошкарева Д.А. Структурно-логические схемы и матрицы логических связей в анализе содержания образовательной программы // Научно-методический журнал «Наука и школа». 2011. № 6. С. 15-20.
15 . Соколов В.М., Кострова Н.Б., Маршевская В.А. и др. О возможном методе построения промежуточных (этапных) целей обучения по общенаучным дисциплинам // Межвуз. сб. науч. трудов «Оптимизация учебного процесса в вузе» / Под ред. В.М. Соколова. Горький: Изд-во ГГУ, 1988. С. 50-55.
16 . Ваганова О.И., Соколов В.М. Методы оценки объема учебного материала, подлежащего запоминанию в курсе математики полной средней школы: Монография. Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2004. 101 с.
17 . Бабикова Н.Н. Реализация комплекса межпредметных связей при обучении математике студентов-экономистов: Дис. … канд. пед. наук. Киров, 2005. 152 с.
18 . Бурмистрова Н.А. Методическая система обучения математике будущих бакалавров направления «Экономика» на основе компетентностного подхода: Автореф. дис. … д-ра пед. наук, Красноярск, 2011.
19 . Подошва Н.В. Интенсификация самостоятельной работы студентов вузов при обучении курсу высшей математики. М., 2012.
20 . Рабочая программа по линейной алгебре ННГУ им. Н.И. Лобачевского. URL: http://www.unn.ru/sveden/education/edu-op.php (дата обращения: 13.09.2020).
21 . Рабочая программа по математическому анализу ННГУ им. Н.И. Лобачевского. URL: http://www.unn.ru/sveden/education/edu-op.php (дата обращения 17.10.2020).
22 . Рабочая программа по эконометрике, ННГУ им. Н.И. Лобачевского. URL: http://www.unn.ru/sveden/education/edu-op.php (дата обращения: 02.01.2021).