Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ХОББИ ИЛИ ПРОФЕССИЯ? ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ САЙНС-АРТ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.4
Страницы
117-124
Ключевые слова
ученые, сайнс-арт, профессионализация, стратегии профессионализации сайнс-арта, развитие сайнс-арта в регионах

Авторы
Рассолова Е.Н.

Место работы
Рассолова Е.Н.
Социологический институт РАН Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук


Аннотация
Современное общество определено возникновением новых профессий и направлений, которые переходят от занятий к профессиям и легитимируются. В статье рассматриваются особенности профессионализации направления science art и особенности развития этого направления в России. Основным методом исследования выступают биографические интервью с учеными, художниками и архитекторами - представителями сайнс-арта в Набережных Челнах, Казани, Томске и Санкт-Петербурге ( n =22). Для анализа интервью применялась нарративная стратегия, в рамках которой анализировались смыслы карь- еры и профессионального пути индивидов, вовлеченных в сайнс-арт-проекты. Выделены две стратегии про- фессионализации сайнс-арт. Первая стратегия - «сверху» - обусловлена возникновением новых магистерских программ и профессионализацией направления сайнс-арт в вузах, вторая стратегия - «снизу» - связана с развитием практики сайнс-арта вне академических сообществ. Выделенные стратегии обращают внимание на то, что, с одной стороны, формальная институциализация профессии - это путь для крупных городов России, с другой стороны, для менее ресурсных центров характерно развитие сайнс-арта в формате сообществ по интересам и включение в них как художников, так и ученых, в том числе специалистов и преподавателей семинаров и воркшопов.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Что такое креативные индустрии // РБК тренды. URL: ttps://trends.rbc.ru/trends/innovation/5dd54dbf9a79471180f57ce7 (дата обращения: 15.10.2021).
2 . Левченко О.Е. Освоение природы средствами сайнс-арта: «естественное» и «технологическое». М.: ФГБОУ ВО «РГГУ», 2016. 26 с.
3 . Левченко О.Е. Science-art: проблемы терминологии // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 14 (136). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/science-art-problemy-terminologii (дата обращения: 19.10.2021).
4 . Carter S. The Emergence of Art-Science. London: Cambridge University Press, 2011.
5 . Городской организм в трех измерениях / Квобзор. Режим доступа: URL: http://kvobzor.ru/article/i2740 (дата обращения: 15.10.2021)
6 . Brinkmann R. The Art and Science of Digital Compositing: Techniques for Visual Effects, Animation and Motion Graphics. Burlington: Morgan Kaufmann Publishers, 2008.
7 . Lucier P. The Professional and the Scientist in Nineteenth-Century America // Isis. 2009. Vol. 100. № 4. P. 699-732.
8 . Virine L., Trumper M. Project Decisions: The Art and Science. Auckland: Berrett-Koehler Publishers, 2019.
9 . Замков А.В. Сайнс-арт как медиамодель возможного будущего // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2018. № 6. С. 213-234.
10 . Сноу Ч.П. Две культуры. М.: Прогресс, 1973.
11 . Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992.
12 . Haken H. Synergetics. Springer-Verlag Berlin Heidelberg New York, 1982.
13 . Вольнов И.Н. Science-Art: единство науки и искусства // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/science-art-edinstvo-nauki-i-iskusstva (дата обращения: 19.10.2021).
14 . Пруденко Я.Д. Кибернетика в гуманитарных науках и искусстве в СССР: анализ больших баз данных и компьютерное творчество. М.: Гараж, 2018. 308 с.
15 . Galison P., Jones C.A. (eds.). Picturing Science, Producing Art. Routledge, 2014. Р. 71-85.
16 . Wilensky H.L. The Professionalization of Everyone? // The American Journal of Sociology. 1964. Vol. 70. № 2. P. 137-158.
17 . Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: КомКнига, 2005. 280 с.
18 . Московская А.А. Профессионализация менеджмента: цели, барьеры, перспективы // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 26-36.
19 . Evetts J. (ed.). Professional Work in Europe: Concepts, Theories and Methodologies // Economy and Society. 2008. Vol. 10. № 4. P. 1-31.
20 . Evetts J., Gadea Sh., Sanchez M., Saez J. Sociological Theories of Professions: Conflict, Competition and Cooperation // Sociology Studies. 2009. № 7. P. 37-47.
21 . Белокрылова О.С., Дубская Е.С. Мировой опыт формирования креативной экономики и возможности его использования в России // Пространство экономики. 2013. № 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-opyt-formirovaniya-kreativnoy-ekonomiki-i-vozmozhnosti-ego-ispolzovaniya-v-rossii (дата обращения: 20.10.2021).
22 . Атлас новых профессий 3.0 / Под ред. Д. Вар-ламовой, Д. Судакова. М.: Альпина ПРО, 2021. 472 с.
23 . Магистерская программа Art&Science: Искусство. Дизайн. Технологии / Институт искусств и культуры Томского государственного университета. URL: http://iik.tsu.ru/design/. (дата обращения: 05.07.2021).
24 . НИИ «Прометей». URL: http://prometheus.kai.ru/ogl_r.htm (дата обращения: 20.10.2021).
25 . Первая в России магистратура «Цифровое искусство» открывает набор в ДВФУ. URL: https://www.dvfu.ru/news/admission/the_first_russian_master_program_digital_arts_opens_the_set_in_fefu/ (дата обращения: 20.10.2021).
26 . Арт-визионеры: как на программе ТГУ Art&Science осмысляют будущее. URL: https://www.riatomsk.ru/article/20190724/artscience-tsu/ (дата обра-щения: 20.10.2021).
27 . Что такое Science Art. URL: http://newtonew.com:81/science/science-art (дата обращения: 20.10.2021).
28 . Итоговая выставка программы Digital Art в ДВФУ / ДВФУ. URL: https://vl.arttube.ru/diskussija-digital-amp-science-art-v-rossii-itogovaja-vystavka-programmy-digital-art-v-dvfu/ (дата обращения: 20.10.2021).
29 . Виртуальная выставка цифровых художников ARTCUBE в Minecraft - Точке кипения. URL: https://leader-id.ru/event/60309/ (дата обращения: 20.10.2021).
30 . Гости фестиваля «Мин татарча с?йл?ш?м» узнают, как выращивать арбузы в городе // Татар-информ. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/gosti-festivalya-min-tatarcha-s-yl-sh-m-uznayut-kak-vyraschivat-arbuzy-v-gorode-5819915 (дата обращения: 20.10.2021).
31 . «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» / Музей современного искусства «Гараж». URL: https://garagemca.org/ru/exhibition/assuming-distance-speculations-fakes-and-predictions-in-the-age-of-the-coronacene (дата обращения: 20.10.2021).
32 . Креативная экономика и молодые творцы: арт-кластер «Таврида» открыл регистрацию на образовательные «антишколы». URL: https://dobro.press/novosti/kreativnaya-ekonomika-i-molodye-tvortsy-art-klaster-tavrida-otkryl-registratsiu-na-obrazovatelnye-antishkoly (дата обращения: 20.10.2021).
33 . Визи Б. Химизм в скульптуре? // Химия и жизнь. 1989. № 10. С. 42.