СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕДУЩИХ РОССИЙСКИХ ЭКСПОРТЕРОВ |
научная статья | 339.564 | ||
16-27 | рейтинг экспортеров, сырьевой экспорт, несырьевой экспорт, диверсификация бизнеса, товарно-географическая диверсификация, теория гетерогенных экспортеров |
В ходе исследования авторы провели анализ показателей выручки и товарно-географической диверсификации ведущих российских экспортеров на основе материалов делового еженедельника «Эксперт», на основании которого можно сделать следующие выводы. Во-первых, экспортные доходы добывающих компаний менее волатильны. Во-вторых, результаты исследований подтверждают, прямо или косвенно, большую эффективность и склонность экспортеров ресурсов к географической (страновой) диверсификации, тогда как диверсификация товаров является инструментом экспортной стратегии несырьевых компаний. Модель линейной регрессии показала, что добавление нового продукта с использованием 4-значного кода HS приведет к большему увеличению экспортных доходов, чем выход на новый национальный рынок. Таким образом, официальные органы должны поддерживать диверсификацию продукции экспортеров как сырьевых товаров, так и продукции обрабатывающей промышленности, поощряя инновации. |
1 . Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 г. (одобрена Правительством РФ в 2008 г.). URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/vec2020 (дата обращения: 01.10.2016). 2 . Panibratov A. Russian multinationals: From regional supremacy to global lead. London, New York: Routledge, 2012. 3 . Панибратов А.Ю., Веселова А.С., Ермолаева Л.А. Институциональные и макроэкономические факторы географического направления российских международных сделок слияния и поглощения // Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13 (3). С. 59-78. 4 . Panibratov A. Russian multinationals: entry strategies and post-entry operations // Electronic Publications of Pan-European Institute. 2010. Vol. 15. URL: http://www.utu.fi/fi/yksikot/tse/yksikot/PEI/raportit-ja-tietopaketit/Documents/Panibratov_netti_final.pdf 5 . Катькало В.С., Медведев А.Г. Интернациона-лизация российских компаний и конфигурация их деловых операций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2011. № 2. С. 7-38. 6 . Кузнецов А.В. Изучение транснациональных корпораций в ИМЭМО: достижения и новые задачи // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60 (12). С. 111-117. 7 . Kuznetsov A. Urgent tasks for research on Russian TNCs // Transnational Corporations. 2010. Vol. 19 (3). P. 81-95. 8 . Kuznetsov A. The development of Russian multinational corporations // International Studies of Management and Organization. 2011. Vol. 41 (4). P. 34-50. 9 . Кузнецов А.В. Перспективы диверсификации российских прямых инвестиций за рубежом // Проблемы прогнозирования. 2017. № 1. С. 103-113. 10 . Юданов А.Ю. Покорители «голубых океанов» (фирмы-«газели» в России) // Современная конкуренция. 2010. Т. 2 (20). С. 27-48. 11 . Эксперт (ред. статья). Проснуться экспор-тером // Эксперт. 2015. № 13. С. 15. 12 . Гнидченко А.А. Совершенствование методов оценки структуры и базы экспортного потенциала за счет диверсификации экспорта // Журнал Новой экономической ассоциации. 2014. № 1 (21). С. 83-109. 13 . Пискулова Н.А. Современные тенденции и особенности развития российской внешней торговли // Вестник МГИМО Университета. 2015. Т. 6 (45). С. 225-235. 14 . Шурыгин Ю. Дикий провал и большие возможности // Эксперт. 2017. № 3. С. 32-37. 15 . Спартак А.Н., Хохлов А.В. Российский экспорт в 2015 году: застой или прогресс? // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 3. С. 3-12. 16 . Андреева Е.Л., Соболев А.О., Ратнер А.В. Внешнеторговые связи Свердловской области и их перспективы с учетом новых ориентиров развития несырьевого экспорта // Российский внешнеэкономи-ческий вестник. 2017. № 2. С. 55-70. 17 . Евченко Н.Н., Губанов В.П. Диверсификация экспорта регионов России: тенденция роста монопродуктивности // Южно-Российский форум: экономика, социология, политология, социально-экономическая география. 2013. Т. 1 (6). С. 068-075. 18 . Кадочников С.М., Федюнина А.А. Несырьевой экспорт российских регионов: в поисках наиболее динамичных отраслей и рынков // Вопросы экономики. 2015. № 10. С. 132-150. 19 . Кадочников С.М., Федюнина А.А. Влияние компаний с иностранными инвестициями на экспортную активность российских фирм: размер имеет значение // Вопросы экономики. 2017. № 12. С. 96-119. 20 . Федюнина А.А., Аверьянова Ю.В. Эмпирический анализ факторов конкурентоспособности российских экспортеров // Экономическая политика. 2018. № 13 (6). С. 102-121. 21 . Кнобель А.Ю., Кузнецов Д.Е. Закономерности формирования российскими фирмами цен на экспортных рынках // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 1 (41). С. 100-127. 22 . Bernard A.B., Jensen J.B. Exceptional exporter performance: cause, effect, or both? // Journal of International Economics. 1999. Vol. 47 (1). P. 1-25. 23 . Eaton J., Kortum S., Kramarz F. An anatomy of international trade: Evidence from French firms // Econometrica. 2011. Vol. 79 (5). P. 1453-1498. 24 . Bernard A.B., Jensen J.B., Redding S.J., Schott P.K. Firms in international trade // Journal of Economic Perspectives. 2007. Vol. 21 (3). P. 105-130. 25 . Lawless M., Siedschlag I., Studnicka Z. Firm strategies in expanding and diversifying exports // The World Economy. 2018. Vol. 42 (2). P. 1-25. 26 . Hennart J.-F. The theoretical rationale for a multinationality-performance relationship // Management International Review. 2007. Vol. 47 (3). P. 423-452. 27 . Boehe D.M., Jim?nez A. How does the geographic export diversification-performance relation-ship vary at different levels of export intensity? // International Business Review. 2016. Vol. 25 (6). P. 1262-1272. 28 . Жога Г. Специальный доклад «Российский экспорт» - как обмануть конъюнктуру // Эксперт. 2015. № 40. URL: http://expert.ru/expert/2015/40/spetsialnyij-doklad--rossijskij-eksport-kak-obmanut-kon_yunkturu/. 29 . Основные направления деятельности прави-тельства до 2024 г. Видеоблог Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева. URL: http://government.ru/news/34153/ (дата обращения: 28.09.2018). 30 . Юданов А.Ю. О формуле успеха среднего бизнеса в мире и в России // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11 (3). С. 119-128. |