Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

САМООТНОШЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37.015.323
Страницы
188-196
Ключевые слова
одаренность, одаренный ребенок, социальное развитие, социализация, психолого-педагогическое сопровождение, самоотношение

Авторы
Щербинина О.С.

Место работы
Щербинина О.С.
Костромской государственный университет


Аннотация
На современном этапе развития системы образования значительно увеличилось внимание к такой нестандартной категории, как одаренные дети. Одаренные дети являются одной из категорий групп социального риска. Это связано с наличием у них особенностей и трудностей в личностном и социальном развитии, таких как специфика самоотношения, коммуникативные трудности, сложности самопрезентации и самореализации и др. Эти особенности могут стать причиной сложностей во взаимоотношениях таких детей с коллективом сверстников, что влечет за собой непринятие в детский коллектив или даже изоляцию. Данные факты говорят о необходимости особой организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательных организациях на основе понимания специфики их развития. Цель работы - охарактеризовать особенности самоотношения одаренных детей. В статье представлены результаты исследования особенностей самоотношения и социального развития младших школьников с признаками одаренности, одаренных подростков и одаренных старшеклассников. Диагностическим инструментарием выступили следующие методики: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС), методика изучения сформированности образа «Я» и самооценки (Д.Б. Эльконин, А.Б. Венгер, 1987), опросник «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова), опросник «Субъектная позиция» (В.К. Зарецкий).

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Щербинина О.С. Преодоление трудностей социального развития одаренных детей: Монография / Науч. ред. М.И. Рожков. Кострома: Костромской государственный ун-т, 2019. 179 с.
2 . Психология одаренности и творчества / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. М.: СПб.: Нестор-История, 2017. 288 с.
3 . Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 28-38.
4 . Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Закономерности социализации одаренных детей в социокультурных условиях [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 1(09). URL: www.sisp.nkras.ru (дата обращения: 15.02.2021).
5 . Леутина Л.А. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 152-173.
6 . Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 200 с.
7 . Joyce M. A., Schwanenflugel P.J. Development of Metacognitive Concepts about Thinking in Gifted and Nongifted Children: Recent Research // Learning and Individual Differences. 1996. Vol. 8. № 4. Р. 305-325.
8 . Davis J.L., Robinson S.A. Being 3e, a new look at culturally diverse gifted learners with exceptional conditions: An examination of the issues and solutions for educators and families // Twice Exceptional: Supporting and Educating Bright and Creative Students with Learning Difficulties. 2018. 18 January. Р. 278-289.
9 . Guez A., Peyre H., Le Cam M., Gauvrit N., Ramus F. Are High-IQ Students more at Risk of School Failure? // Intelligence. 2018. Vol. 71. Р. 32-40.
10 . Peyre H., Ramus F., Melchior M., Forhan A., Heude B., Gauvrit N. Emotional, Behavioral and Social Difficulties among High-IQ Children during the Preschool Period: Results of the EDEN mother-child cohort // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 233. 17 October. Р. 333-337.
11 . Волкова Е.Н., Микляева А.В., Кошелева А.Н., Хороших В.В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. C. 49-63.