Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
378.14 + 159.9
Страницы
179-187
Ключевые слова
организация процесса обучения, практическая психология, социальная работа, контекстное обучение, преподавание практических психологических дисциплин

Авторы
Францева Ю.Е.

Место работы
Францева Ю.Е.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Современные тенденции развития общества диктуют новые требования не только к профессиональным навыкам выпускников, полученным в процессе обучения в вузе, но и к структуре и содержанию самого образовательного процесса. Одно из условий трансформации процесса обучения - это формирование профессиональной компетентности выпускника, а точнее, готовности выпускника к профессиональной деятельности. Таким образом, не только образовательный процесс подготовки специалиста, но и процесс освоения дисциплины должен стать более практико-ориентированным и основываться на таком образовательном подходе, как контекстное обучение. При этом под контекстом понимается не столько контекст будущей профессиональной деятельности социальных работников, сколько внутренне мотивированная активность студентов при освоении дисциплины. Именно внутренний контекст позволяет человеку осмысливать и наполнять значимостью собственную деятельность, а соответственно, формировать личностную и профессиональную компетентность. Анализ процесса преподавания практических психологических дисциплин позволил обозначить определенные трудности в организации и проведении занятий по данному виду дисциплин, с которыми сталкиваются преподаватели, и пути преодоления этих трудностей. В статье предлагается методический подход к проведению занятий по дисциплине «Практическая психология» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа», а также итоги апробации предлагаемой методики в 2020/21 учебном году.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Пономарева Е.Ю., Рудакова О.А. Проблема методических основ преподавания практической и прикладной психологии в высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-2. С. 369-375.
2 . Базарова Т.С. Методологические подходы к профессиональной подготовке социального работника // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 214-221.
3 . Францева Ю.Е. Переход от проблемного обучения к контекстному обучению в условиях ФГОС 3++ // Динамика социальной среды как фактор развития потребности в новых профессионалах в сфере социальной работы и организации работы с молодежью: Материалы Междунар. научно-практ. конф. / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во Научно-исследовательского социологического центра, 2019. С. 684-688.
4 . Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
5 . Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1999. 304 с.
6 . Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
7 . Сайковская Т.О. Теоретические и практические аспекты мультимедийного сопровождения преподавания психологии // Современное образование Витебщины. 2015. № 1(7). С. 33-37.
8 . Окопелов О.П. Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве // Информатика и образование. 2001. № 3. С. 66-70.
9 . Немов Р.С. Психологический словарь. М.: ВЛАДОС, 2007. 560 с.
10 . Буравцова Н.В. Проблемы эффективности преподавания практической психологии в вузе // СМАЛЬТА. 2016. № 2. С. 9-12.
11 . Раскин В.Н. Социально-психологический тренинг как форма практической подготовки психологов и социальных работников в высшем учебном заведении (опыт преподавания тренинговых дисциплин в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы) // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2007. Т. 8. № 2. С. 113-117.
12 . Горбач Н.А. Возможности и проблемы практической направленности обучения вузе (на примере преподавания психологии) // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2010. № 4 (8). С. 60-62.
13 . Ярыгина Н.Ю., Францева Ю.Е. Специфика организации образовательного процесса подготовки психологов-консультантов, обучающихся по образовательной программе магистратуры «Психологическое консультирование» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 2 (58). С. 186-192.
14 . Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: Образование, 1997. 238 с.