СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ В ВУЗЕ |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ |
научная статья | 159.923+159.98+378 | ||
136-145 | адаптация, инклюзия, сопровождение, инклюзивный коучинг, студент, зона ближайшего развития |
Актуальность изучения проблем социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе связана с тем, что возрастает число людей, имеющих особые потребности в организации жизни в целом и учебно-трудового процесса в частности. Каждый студент проходит непростой процесс психологической адаптации в вузе, но для студентов с ОВЗ он особенно важен и сложен: обучение инвалидов в вузе позволяет им не просто приобрести профессию, но и обрести духовную и психологическую самодостаточность, гармонизировать самопонимание и притязания, преодолеть отчужденность и «закрытость» по отношению к жизни, сосредоточиться на ней. Наличие продуктивно работающих в вузе специалистов, служб психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ существенно улучшает эту ситуацию, но неизбежно порождает вопросы о направлениях, формах, методиках сопровождения и т.д. Основными направлениями сопровождения, в том числе в форме инклюзивного коучинга, являются трудности самоактуализации студентов с ОВЗ, раскрытия и развития ими собственного потенциала, реализации предназначения, трудности выстраивания гармоничных и развивающих межличностных отношений со сверстниками и педагогами. Цель исследования - изучение проблем социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу в контексте инклюзивного сопровождения. Метод исследования - теоретическое изучение социально-психологической адаптации к образовательному процессу у студентов с ОВЗ. Успешность инклюзивного образования определяется успешностью социально- психологической адаптации студентов с ОВЗ. Она во многом связана с особенностями студентов и их семей, а также со спецификой образовательной среды (организационной культуры вуза, направленности и качества работы службы психолого-педагогического сопровождения развития учащихся с ОВЗ, студенческого контингента и профессиональных, личностных и межличностных компетенций преподавателей и иных специалистов, с которыми взаимодействуют студенты с ОВЗ, и т.д.). |
![]() |
1 . Catlin K., McGraw S. Better Allies: Everyday Actions to Create Inclusive, Engaging Workplaces. London: Better Allies Press, 2021. 282 p. 2 . Franklin M. The HeART of Laser-Focused Coaching: A Revolutionary Approach to Masterful Coaching. London: Thomas Noble Books, 2019. 294 p. 3 . Johnson St. K. Inclusify: The Power of Uniqueness and Belonging to Build Innovative Teams. New York: Harper Business, 2020. 288 p. 4 . Арпентьева М.Р. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей. СПб.: Лань, 2021. 252 с. 5 . Арпентьева М.Р., Богомолова Е.А. Психосоциальное сопровождение лиц с ОВЗ и их семей: монография в форме эссе // Профессиональная библиотека работника социальной службы. 2016. № 12. С. 1-256. 6 . Арпентьева М.Р., Рожкова Н.Г. Жизненные перспективы замещающих семей и их сопровождение в центрах социальной поддержки // Профессиональная библиотека работника социальной службы. 2014. № 6. С. 1-256. 7 . Stepanova G.A., Tashcheva A.I., Markova T.A., Shpakovskaya Y.E., Tokar O.V., Bazhenova N.G., Arpentieva M.R., Kirichkova M.E. Value-notional relations of people with persons with disabilities in additional and alternative education and in other inclusive social // International Journal of Education and Information Technologies. 2019. Vol. 13. Р. 65-72. 8 . Thiederman S. The Diversity and Inclusion Hand-book. London: WalkTheTalk.com, 2019. 70 p. 9 . Арпентьева М.Р., Тащёва А.И., Гриднева С.В. Коммодификация образования: процессы и результаты // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2406-2420. 10 . Арпентьева М.Р., Тащёва А.И., Гриднева С.В. Психолого-педагогические аспекты рекреации и забота о телесном капитале // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 1. С. 7-13. 11 . Reynolds M. Coach the Person, Not the Problem: A Guide to Using Reflective Inquiry. New York: Berrett-Koehler Publishers, 2020. 192 p. 12 . Smith J.G., Lindsay J.B. Beyond Inclusion: Connecting Worklife, Energy and Sustainability in Organizations. New York: Palgrave Macmillan, 2021. 234 p. 13 . Тащёва А.И., Гриднева С.В., Киценко Н.В. Социально-психологическая адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу в вузе // Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ и их семей. Серия «Актуальные проблемы практической психологии». Торонто: Альтаспера пабл., 2019. С. 220-229. 14 . Gridneva S.V., Bubnov Y.A., Dronova T.A., Shabanova O.V., Kazakova S.N., Gridyaeva L.N. Psychological And Pedagogical Support Of Parents In Developing Social Adaptation Resources In Inclusive Education Participant // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. Issue 2. Р. 201-208. 15 . Tashcheva A.I., Tikhomandritskaya O.A., Lvova E.N., Postavnevа I.V., Postavnev V.M. Psychological support for foster families undertaken to bring up children with limited abilities // Man In India. 2016. Vol. 97. № 9. P. 163-169. 16 . Jana T., Baran M. Subtle Acts of Exclusion: How to Understand, Identify, and Stop Microaggressions. New York: Berrett-Koehler Publishers, 2020. 200 p. 17 . Tashcheva A.I., Gaidar K.M., Berezhnaya I.F., Kalinina N.V., Sidyacheva N.V., Mikhaylova I.V. Social adaptation and a person's egoidentity // Modern Journal of Language Teaching Methods. Iran. 2018. Vol. 8. Issue 1. Р. 188-194. 18 . Тащёва А.И., Гриднева С.В. Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в ЮФУ // Актуальные практики образования по приоритетным направлениям государственной программы РФ «Развитие образования»: Материалы VII Всероссийской ярмарки социально-педагогических инноваций - 2020 (науч.-практ. конф.) / Под ред. Л.А. Турик. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2020. С. 25-26. 19 . Winters M.-F. Inclusive Conversations: Fostering Equity, Empathy, and Belonging across Differences. New York: Berrett-Koehler Publishers, 2020. 192 p. 20 . Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. Л.: ЛГУ, 1974. 280 с. 21 . Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). С. 129-133. 22 . Лилиенталь И.Е. Психологическая поддержка личностно-профессионального развития студентов в период адаптации к образовательному пространству вуза // Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе: Материалы I Между-нар. науч.-метод. конф. Ставрополь: Северо-Кавказский федер. ун-т, 2014. С. 201-202. 23 . Минигалиева М.Р. Проблема ответственности психолога-консультанта // Мир психологии. 2001. № 2. С. 253-262. 24 . Александрова Л.А., Лебедева А.А., Бобожей В.В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 50-62. 25 . Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2017. 363 с. 26 . Налчаджан A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 198 с. 27 . Трофимова Н.С. Развитие субъектности личности как фактор социально-психологической адаптации студентов колледжа к новым условиям обучения: Дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург: УрФУ, 2015. 202 с. 28 . Крысько В.Г. Социальная психология. М.: Омега-Л, 2006. 352 с. 29 . Буторин Г.Г. Психические состояния депривационного генезиса в структуре школьной дезадаптации: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. Томск: ТГУ, 2004. 43 с. 30 . Бондаренко Е.Н. Социально-педагогическая диагностика как основа сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. С. 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/6248 (дата обращения: 21.03.2021). 31 . Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с. 32 . Тащёва А.И. Энциклопедия психологической помощи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 544 с. 33 . Тащёва А.И., Воронцов Д.В., Гриднева С.В. Консультативная психология: базовые методические проблемы. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2016. 342 с. 34 . Stepanova G.A., Tashcheva A.I., Markova T.A., Shpakovskaya Y.E., Tokar O.V., Bazhenova N.G., Arpentieva M.R., Kirichkova M.E. Self-development management in educational globalization // International Journal of Education and Information Technologies. 2019. Vol. 13. Р. 41-48. 35 . Vujicic N. Be the Hands and Feet: Living Out God's Love for All His Children. London: WaterBrook, 2018. 240 p. 36 . Егоров П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С.107-112. 37 . Harris La'W., Smith H. Diversity Beyond Lip Service: A Coaching Guide for Challenging Bias. New York: Berrett-Koehler Publishers, 2019. 176 p. 38 . Tashcheva A.I., Gaidar K.M., Berezhnaya I.F., Kalinina N.V., Sidyacheva N.V., Mikhaylova I.V. Social adaptation and a person's egoidentity // Modern Journal of Language Teaching Methods. Iran. 2018. Vol. 8. Issue 1. Р. 188-194. 39 . Егоров О.Г. Социальная адаптация студентов-инвалидов [Электронный ресурс] // Образовательные технологии. 2012. № 2. С. 113-117. URL: http://www.iedtech.ru/files/journal/2012/2/social-integration-disabled-students.pdf (дата обращения: 21.03.2021). 40 . Голубева Н.М., Голованова А.А. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология разви-тия. 2014. № 2(10). Т. 3. С. 125-130. 41 . Tikhomandritskaya O.A., Tashcheva A.I., Folomeeva T.V., Pishchik V.I., Gamajunova A.N. Psycho-logical and social aspects of guiding the contemporary youth policy // Psychological and social aspects of guiding the contemporary youth policy, Astra Salvensis. 2018. № 9. Р. 43-49. 42 . Выготский Л.С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное. М.: Лабиринт, 2001. 367 с. |