Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА ВОЕННОГО ВУЗА: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ В РАМКАХ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316
Страницы
127-135
Ключевые слова
курсант, военнослужащий, военный вуз, мотивация, мотив, мотивационная среда, мотивационная среда военного вуза, структура мотивации, социализация, военная социология

Авторы
Терешонок Т.А.

Место работы
Терешонок Т.А.
Военный университет Министерства обороны Российской Федерации


Аннотация
Мотивационная среда военного вуза редко становилась предметом сосредоточения интересов ученых в социологической науке, в связи с чем в настоящей статье приведен ее детальный теоретический разбор посредством анализа понятий «среда военного вуза» и «мотивация» и их дальнейшего симбиоза. На основе обзора научных работ выделяется два подхода к изучению среды вуза. В рамках первого подхода среда рассматривается как объективная данность и совокупность условий. Второй подход подразумевает, что среда вуза существует только там, где есть взаимодействие обучающихся субъектов образовательного процесса, которые на него воздействуют. Доказывается, что при исследовании среды военного вуза в рамках социологии управления необходимо учитывать внутренние характеристики человека, через которые преломляются внешние социальные воздействия. Большое внимание уделяется рассмотрению мотивации с точки зрения деятельностного и системного подходов. Отмечено, что мотивы не сводятся к потребностям, а являются сложными психосоциальными образованиями. Вместе с тем автор подробно останавливается на структуре мотивов курсантов в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности. Особое внимание обращается на тесную связь мотивации и социализации курсантов. Представлена авторская трактовка понятия «мотивационная среда военного вуза» как совокупности факторов, вызывающих активность и направленность действий курсанта в определенной ситуации, побуждающих к успешной социализации. Подчеркивается, что факторы могут быть как внутренними, так и внешними.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные труды. М.: МПСИ, Модэк, 2003. 352 с.
2 . Надточий А.П., Луньков В.Ю. Формирование образовательной среды // Современное педагогическое образование. 2020. № 3. С. 8-12.
3 . Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: Дис. ... д-ра психол. наук. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2002. 386 с.
4 . Владимирова Н.А. Современная образовательная среда: теория и практика // Современная образовательная среда: теория и практика: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 февр. 2018 г.) / Редкол. О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. С. 170-174.
5 . Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 395 с.
6 . Пожаркова И.Н., Носкова Е.Е., Трояк Е.Ю. Формирование индивидуальной образовательной траектории как компонента практико-ориентированной среды обучения // Педагогический ИМИДЖ, 2018. № 3 (40). С. 179-192.
7 . Текеева А.Р. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Kant. 2018. № 2 (27). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti-i-ee-subektov-1 (дата обращения: 05.08.2021).
8 . Белозерцев Е.П., Щербакова И.Б. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект): Монография. Воронеж: Тип. им. И.А. Болховитинова, 2016. 247 с.
9 . Фролова С.Л. Реализация средового подхода к воспитанию: история и современность // Мир науки, культуры и образования. 2015. № 4 (53).
10 . Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974. 190 с.
11 . Примаков В.Л. Социализация офицера в условиях военной службы: На примере Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. ... док. соц. наук. М.: Воен. ун-т МО РФ, 2000. 391 с.
12 . Поплевкин Н.П. Институциональное управление социализацией военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. ... канд. соц. наук. М.: Воен. ун-т МО РФ, 2019. 200 с.
13 . Простяков В.В., Скворцова Е.В. Мотивационная среда организации: факторы, условия ее формирования в подразделениях системы правоохранительных органов // Юридическая психология. 2014. № 4. С. 13-16.
14 . Волков С.А., Машнюк А.Н., Конакова О.В. Мотивационная среда угледобывающего предприятия: содержание, состояние, направления развития // Уголь. 2019. №8 (1121). С. 62-69.
15 . Медник Е.А. Стимулирование педагогов к непрерывному образованию в процессе организации внутришкольной методической работы: Дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2015. 227 с.
16 . Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): Дис. …д-ра пед. наук: Волгоград: Волгогр. гос. пед. ун-т, 2007. 377 с.
17 . Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. 180 с.
18 . Рубцова О.Б. Средовой подход к построению воспитательного процесса профессионального лицея: Дис. ... канд. пед. наук: СПб.: Высш. шк. нар. искусств (ин-т), 2013. 250 с.
19 . Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: МГППУ, 2002. 272 с.
20 . Петкин А.В., Пузиков О.П., Цариев Е.А. Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов институтов войск национальной гвардии РФ // Вестник БГУ. 2017. № 4. С. 86-91.
21 . Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005. 431 с.
22 . Бобков О.Б. Особенности учебно-профессиональной мотивации курсантов военных вузов на разных этапах профессионального становления: Дис. ... канд. психол. наук. Самара: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад., 2012. 261 с.
23 . Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения. М.: Просвещение, 2004. 37-52 с.
24 . Карлова Е.Н., Машин В.Н., Григоров А.Ю., Дрозд Е.В. Мотивация военно-профессионального выбора молодежи: от профориентации к обучению в военном вузе: Монография. Воронеж: Научная книга, 2018. 195 с.
25 . Социологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gufo.me/dict/social_dict.
26 . Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1995.
27 . Лымарев В.Н. Профессиональная мотивация как показатель успешности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации // Ученые записки Университета Лесгафта. 2020. № 9 (187). С. 225-228.
28 . Демин М.В. О мотивации человеческой деятельности // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1988. № 2. С. 24-32.
29 . Уржа О.А. Трансформация социальной структуры российского общества в период перехода к рыночной экономике: Монография. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2017. 172 с.
30 . Макарова С.А. Формирование мотивационно ориентированной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук. Пенза: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2016. 200 с.
31 . Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. М.: Приор, 2013. 287 с.
32 . Пугачев В.П. Управление персоналом организации. М.: Юрайт, 2020. 402 с.
33 . Подлесных В.И. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. СПб.: Изд. дом «Бизнес пресса», 2014. 211 с.
34 . Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. и ред. О.И. Медведь. 3-е изд. М.: Вильямс, 2016. 665 с.
35 . Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2008. 318 с.
36 . Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. 3-е изд. СПб.: [и др.]: Питер, 2021. 399 с.
37 . Макклелланд Д. Мотивация человека / Науч. ред. пер. Е.П. Ильина; пер. с англ. А. Богачев и др. СПб.: Печатный двор им. А.М. Горького. 669 с.
38 . Херцберг Ф., Mocнер Б., Блох Снидерман Б. Мотивация к работе / Пер. с англ. Д.А. Куликов; под общ. ред. Е.А. Борисовой. М.: Вершина, 2006. 238 с.
39 . Vroom V.H. Work and motivation. New York: Wiley, 1964. 331 p.
40 . Кнышов А.В., Санчирова А.В. Применение теории справедливости Д.С. Адамса в системе мотивации должностных лиц таможенных органов России // NOVAUM.RU. 2017. № 7. С. 99-101.
41 . Чуднова О.В. Управление стимулированием труда преподавателей современной высшей школы на основе модели мотивации Портера-Лоулера // Социодинамика. 2019. № 3. С. 13-17.
42 . Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр.и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. 485 с.
43 . Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. № 1. С. 53-72.
44 . Волегов В.С. Профессиональное самоопределение студентов в социокультурном пространстве большого города: Дис. ... канд. соц. наук. Пермь, 2016. 175 с.
45 . Левицкая И.А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс // Вестник КемГУ. 2014. № 2 (58). С. 136-140.
46 . Шарова Е.Н. Профессиональное самоопределение молодежи в условиях социокультурной трансформации российского общества: на примере Мурманской области: Дис. ... канд. соц. наук. Архангельск: Сев. (Арктический) федер. ун-т, 2012. 214 с.
47 . Субботина Л.Ю. Личность в системе профессиональной подготовки. Учебное пособие / Институт «Открытое Общество». Рос¬сийское психологическое общество. Ярославль, 2003. 101 с.
48 . Шефер О.Р., Крайнева С.В., Лебедева Т.Н. Управление развитием учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата в системе высшего образования через инспирацию компетенций. Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. 319 с.
49 . Леонтьев В.Г. Принципы исследования мотивации деятельности // Социокультурные проблемы современной молодежи: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 1. Новосибирск: НГПУ, 2007. С. 132-139.
50 . Никандров Н.Д., Грохольская О.Г. Профессиональная деятельность, ее сущность, структура и содержание // Научные исследования в образовании. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-deyatelnost-ee-suschnost-struktura-i-soderzhanie-2 (дата обраще-ния: 10.08.2021).
51 . Маркова Т.Л. Феномен «профессиональная деятельность»: концептуальный анализ // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2016. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sfk-mn.ru/PDF/04SFK316.pdf (дата обращения: 15.07.2021).
52 . Подольская Е.А., Назаркина В.Н. Управление социальными процессами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Харьков: Изд-во НУА, 2016. 524 с.
53 . Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2019. 524 с.
54 . Ткачев Р.В. Мотивация военно-профессиональной деятельности офицеров Военно-воздушных сил Российской Федерации: социолого-управленческий аспект: Дис. ... канд. соц. наук. М.: Соврем. гуманит. акад., 2013. 239 с.