ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И СООБЩЕСТВА: ФАСИЛИТАТОРЫ, СТРАТЕГИИ И ФАКТОРЫ УСПЕХА |
научная статья | 316.3; 316.4 | ||
70-78 | инклюзия, местное сообщество, дети с инвалидностью, стратегии включения, социальная интеграциия |
Проблема инклюзии детей с инвалидностью в социум актуальна как с практической, так и с теоретической точки зрения. Между тем высокий уровень интереса к вопросам включения детей с инвалидностью в систему дошкольных и школьных образовательных учреждений диссонирует с низким уровнем внимания исследователей к вопросам включения в местные сообщества. В статье на основе анализа 38 нарративов родителей детей-инвалидов выделены факторы, способствующие включению в местное сообщество: благоприятный социально-психологический микроклимат в семье; разветвл?нная сеть семейных социальных контактов; вовлеченность в работу общественных организаций и религиозных общин; выбор инклюзивных форм развития и образования ребенка; грамотный подбор санаториев, реабилитационных центров и больниц, позволяющих осуществлять социальную реабилитацию, наличие чувства солидарности у местного сообщества, посещение спортивных и досуговых центров и клубов; «привлекательность» и возраст ребенка. Обобщение опыта включения в референтные группы позволяет выделить несколько стратегий: включение посредством сиблинговых контактов, установление дружественных контактов с родителями сверстников, организация событий и досуга детей, самоорганизация и участие в ранее созданной общественной организации, создание ситуации публичности или успешности для ребенка. |
1 . Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Официальный текст Конвенции о правах ребенка на русском языке. Статья 19 // «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/on line.cgi?req=doc&base=LAW&n=9959&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=019568982921947398#08762119971323119 (дата обращения: 15.04.2021). 2 . Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной ассамблеей от 3 декабря 1982 года // Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/prog3.shtml (дата обращения: 15.04.2021). 3 . Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / Независимый экономический анализ / Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: МОНФ, ЦСПГИ, 2008. 224 с. 4 . Зайцев Д.В., Склярова Т.В. Развитие практик инклюзивной культуры в работе социальных служб: социологический анализ проблем и перспектив // Бюллетень науки и практики. 2019. № 11. С. 343-351. 5 . Наберушкина Э.К. Мобильное гражданство детей-инвалидов в социальном пространстве города // Материалы Международной молодежной научной школы-конференции «Географии детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик». СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2018. С. 166-169. 6 . Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2007. 76 с. 7 . Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 303 с. 8 . Шюц А. Избранные статьи. М.: РОССПЭН, 1971. 9 . Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 38-45. 10 . Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 432 с. 11 . Di Marino E., Tremblay S., Khetani M., Anaby D. The effect of child, family and envi ronmental factors on the participation of young children with disabilities // Disability and Health Journal. 2017. Vol. 11 (Jan). P. 36-42. 12 . Heyman M., Hauser-Cram P. The influence of the family environment on adaptive functioning in the classroom: A longitudinal study of children with developmental disabilities // Research in Developmental Disabilities. 2019. Vol. 86 (March). P. 20-30. 13 . Taylor Dyches T., Smith T.B., Korth B.B. et al. Positive parenting of children with developmental disabilities: A meta-analysis // Research in Developmental Disabilities. 2012. Vol. 33. № 6 (November-December). P. 2213-2220. 14 . Клочкова Е.В. Факторы, влияющие на включение ребенка-инвалида в жизнь общества: индивидуальный и коллективный опыт на пути инклюзии // Аутизм и нарушения. 2010. Т. 8. № 3 (30). С. 1-18. 15 . Гутерман Л.А., Куликовская И.Э., Толстова А. Социальная готовность участников образовательного процесса к реализации инклюзивного образования // Мир университетской науки: культура, образование. 2020. № 5. С. 23-33. 16 . Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Зайцев Д.В., Наберушкина Э.К. Политика в сфере высшего образования инвалидов // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 1. С. 91-111. 17 . Склярова Т.В. Стратегии и практики инклюзии детей-инвалидов: социологический анализ эффективности // Материалы Международной модульной научно-практической конференции «Инклюзия для всех - 2020: Социальная инклюзия в современном социокультурном пространстве». Самара: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 2020. С. 29-30. 18 . Клепикова А.А. Семьи с детьми с особенностями интеллектуального развития в России: стратегии родительского активизма // Материалы Международной научно-практической конференции «Инвалиды - инвалидность - инвалидизация». Нижний Новгород: ООО «Научно-исследовательский научный центр», 2018. С. 810-814. 19 . Нирье Б. Принцип нормализации и службы по уходу за людьми с интеллектуальными нарушениями. Текст: электронный // Сотрудничество: [сайт]. URL: https://kccp.ru/library/view/120 (дата обращения: 5.10.2020). 20 . Петрова И.Э. Клиент социальной работы или получатель социальных услуг: взгляд конфессиональный и светский // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. № 2. С. 92-108. 21 . Деточенко Л.С. Специфика социализации инвалидов: опыт нарративной реконструкции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 2. С. 87-102. 22 . Судьин С.А. Психическая болезнь как проблема социализации в межсиблинговом взаимодействии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 2 (42). С. 111-147. 23 . Парсонс Т. Социальная система. М.: Академический проект, 2018. 530 c. 24 . Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. 2003. № 1. С. 109. |