Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
71.14
Страницы
186-195
Ключевые слова
дополнительное профессиональное образование, профессиональное развитие, професси- ональные затруднения, диагностика профессиональных затруднений, методический семинар

Авторы
Солодкова Е.А.
Бенко Е.В.

Место работы
Солодкова Е.А.
Региональный центр оценки качества и информатизации образования

Бенко Е.В.
Региональный центр оценки качества и информатизации образования


Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения конкурентоспособности образовательной организацией в условиях постоянно меняющегося мира. Постоянная модернизация образования способствует накоплению профессиональных дефицитов и затруднений у педагогических работников, не успевающих своевременно осваивать новые компетентности. В связи с этим актуальными задачами для образовательной организации становятся создание в рамках внутренней системы оценки качества образования процедуры диагностики профессиональных затруднений работников и, на основе ее результатов, условий для профессионального развития специалистов. Целью нашего исследования становятся разработка диагностического инструментария для самоанализа профессиональных затруднений, существующих в коллективе, и (на основании полученных результатов) ежегодное обновление и выстраивание научно-методической системы, включающей различные формы организации профессионального развития работников дополнительного профессионального образования. В литературном обзоре рассмотрены различные подходы к пониманию и организации профессионального развития и внутриорганизационного повышения квалификации. Кратко описан опыт организации постоянно действующего методического семинара, ежегодно проводимого в ГБУ ДПО РЦОКИО. Методологией разработки диагностического инструментария и организации исследования выступил компетентностный подход в образовании. Результаты исследования позволили определять профессиональные затруднения сотрудников и формулировать содержание 4 занятий ежегодного семинара в период с 2019 по 2021 годы. Повторные исследования в 2020 и 2021 годах продемонстрировали значительное сокращение профессиональных затруднений в большинстве тех компетенций, которые рассматривались в ходе практико-ориентированных занятий. Полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии такой формы организации профессионального развития и обосновывают практическую значимость осуществления диагностики профессиональных затруднений в форме самоанализа.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Данельченко Т.А., Солодкова М.И., Бенко Е.В. Профессиональная деятельность педагогов дополнительного профессионального образования как объект внутренней системы оценки качества образования в условиях применения профессионального стандарта // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2. № 3 (40). С. 19-32.
2 . Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.07.2020).
3 . Бенко Е.В. Психодиагностические аспекты внутренней системы оценки качества образования в учреждениях дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 3 (32). С. 44-51.
4 . Дудина О.П. Мониторинг профессиональных дефицитов педагогических работников системы дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества реализации программ // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. № 1(9). С. 113-118.
5 . Рабинович П.Д., Заведенский К.Е., Кушнир М.Э. и др. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности // Информатика и образование. 2020. № 5 (314). С. 4-14.
6 . Смирнова С.В., Киселева А.К. Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 3 (32). С. 29-34.
7 . Абрамовских Т.А. Опыт внутриорганизационного повышения квалификации по применению активных методов обучения взрослых // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. № 1 (26). С. 83-88.
8 . Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Управление процессом профессионального развития руководителя общеобразовательной организации по реализации ФГОС общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 4 (31). С. 63-71.
9 . Смирнова С.В., Киселева А.К. Модель организации дополнительного профессионального образования, направленная на преодоление профессиональных дефицитов педагогов // Сборник материалов Всероссийской конференции по анализу хода внедрения национальной системы учительского роста (21 сентября 2017 года) / Под общ. ред. С.Ю. Новоселовой. М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. С. 265-269.
10 . Руководство по образованию и обучению специалистов в области авиационной метеорологии РД 52.21.703-2008 (Приказ Росгидромета от 12.09.2008 № 322 «О введении в действие руководящего документа РД 52.21.703-2008») № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.alppp.ru/ law/trud-i-zanjatost-naselenija/trud/42/rukovodstvo-po-obrazovaniyu-i-obucheniyu-specialistov-v-oblasti-aviac ionnoj-meteorologii--.html (дата обращения: 23.07.2020).
11 . Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный) [Электронный ресурс]. URL: http://med.niv.ru/doc/dictionary/psychology-and-peda gogy/fc/slovar-208-1.htm#zag-13387 (дата обращения: 23.07.2020).
12 . Потатуева В.О., Эпова Н.П. Модель внутрилицейской системы профессионального роста и развития кадрового потенциала педагогов или успешность и эффективность многовариативности педагогического развития // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2020. № 3. С. 29-49.
13 . Баранова Ю.Ю. Теоретические основы управления профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. № 2(7). С. 91-97.
14 . Лаврентьева Н.С. Создание системы эффективного практикоориентированного научно-методи-ческого сопровождения педагога в его профессиональном и личностном развитии // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2020. № 4. С. 61-75.
15 . Рассказов Ф.Д., Тетькова Н.А. Внутриорганизационная система повышения квалификации педагогов дополнительного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 157-159.
16 . Солодкова Е.А. Методический семинар как механизм внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников организации дополнительного профессионального образования // Методист. 2018. № 10. С. 5-7.
17 . Доработанная модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и с учетом мнения выпускников общеобразовательных организаций [Электронный ресурс]. URL: http://xn--90agda co8ad2au.xn--e1aofx.xn--p1ai/view/index.html?page=9 (дата обращения: 23.07.2020).
18 . Петрова И.Ю., Бенко Е.В., Солодкова Е.А., Ильясова О.А. Проектирование внутриорганизационного повышения квалификации на основе диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников // Повышение профессионального мастерства педагогических работников в России: вызовы времени, тенденции и перспективы развития: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 110-летию Иркутского педагогического института (г. Иркутск, 17 мая 2019 г.). Часть 2. Иркутск: Иркут, 2019. С. 353-361.