Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
 
Страницы
173-179
Ключевые слова
высшее образование, будущие бакалавры, экономическая компетентность, педагогиче- ские условия, мотивация, ценностные установки, средства цифровых технологий, организация самостоятельной работы студентов

Авторы
Кручинина Г.А.
Сорокин И.А.

Место работы
Кручинина Г.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Сорокин И.А.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Описываются педагогические условия, способствующие более эффективному формированию экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта». Представляемое исследование содержит две составляющие: теоретическую и экспериментальную. Теоретическая составляющая исследования включает в себя анализ литературных источников по вопросам применения компетентностного подхода в высшем образовании, формирования экономической компетентности будущих бакалавров, разработки и реализации педагогических условий формирования экономической компетентности. Отмечаются педагогические условия формирования экономической компетентности будущих бакалавров профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта»: формирование положительной мотивации, формирование ценностных установок, разработка содержания учебного материала, организация самостоятельной работы преподавателем, самоконтроль, системное применение средств цифровых технологий в аудиторной и внеаудиторной работе, контроль изучения каждого раздела изучаемой дисциплины, контроль выполнения творческих заданий. Экспериментальная составляющая исследования включает реализацию педагогических условий в обучении будущих бакалавров экономическим дисциплинам и экономическим темам неэкономических дисциплин и оценку их значимости. Экспериментальная составляющая связана с применением следующих методов: анкетирование, психологическая методика, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных. Установлено, что практически все выделенные нами педагогические условия оценены будущими бакалаврами экспериментальной группы выше, чем бакалаврами контрольной группы.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Maniglio F. The Global Transformation of Univer-sity in the Economy of Knowledge Paradigm // Italian Journal of Sociology of Education. 2018. Vol. 10. № 2. Р. 137-154.
2 . Вербицкий А.А. Теория и технологии кон-текстного образования: Учебное пособие. М.: МПГУ, 2017. 268 с.
3 . Sousa R., Karimova B., Gorlov S. Digitalization as a New Direction in Education Sphere // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 159. Р. 1-7.
4 . Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 № 940 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/490301_B_3_30102017.pdf (дата обращения: 28.04.2021).
5 . Хорешман В.С. Педагогические условия фор-мирования и развития учебно-познавательной ком-петентности студентов в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2015. 23 с.
6 . Захаревич В.А. Педагогические условия фор-мирования социальных компетенций студентов бакалавриата в процессе педагогической практики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2015. 21 с.
7 . Байденко В.И. Болонский процесс: в преддве-рии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 136-148.
8 . Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.
9 . Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Седов Д.С., Сорокин И.А. Традиционные и цифровые техноло-гии обучения в оценке студентов высшей школы // Человек и образование. 2020. № 3. С. 55-61.
10 . Кручинина Г.А., Сорокин И.А. Формирова-ние экономической компетентности будущих бака-лавров направления подготовки «Физическая куль-тура» с применением средств цифровых технологий // Гуманитарные науки и образование. 2020. № 3. Т. 11. С. 60-66.
11 . Nikitina T., Lapina I., Ozolins M., Irbe M.M., Priem M., Smits M., Nemilentsev M. Competences for Strengthening Entrepreneurial Capabilities in Europe // J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. 2020. Vol. 6. № 3. Р. 62-69.
12 . Clarke L., Westerhuis A., Winch C. Comparative VET European research since the 1980s: accommodating changes in VET systems and labour markets // Journal of Vocational Education & Training. 2020. Vol. 73. № 3. Р. 1-21.
13 . Psifidou I., Ranieri A. European cooperation in vocational education and training: towards a common ambition // Revista Espa?ola de Educaci?n Comparada. 2020. N?m. 36. Р. 32-53.
14 . Кувардина Н.А. Формирование экономиче-ской компетентности бакалавров юридического направления подготовки с использованием инфор-мационно-коммуникационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2020. 228 с.
15 . Пучкова О.А. Формирование экономической компетентности студентов технических специаль-ностей в учреждениях среднего профессионального образования с применением средств информацион-ных и коммуникационных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2014. 24 с.
16 . Sergeeva M.G., Oreshkina A.K., Yastremsky A.M., Kulinchenko A.V., Petrova L.A. Development and structure of professional competences in the condi-tions of continuing economic education // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engi-neering (IJITEE). 2019. Vol. 8. № 12. Р. 785-789.
17 . Siegfried C., Wuttke E. How can Prospective Teachers Improve their Economic Competence? Results of an Intervention Study // Zeitschrift f?r ?konomische Bildung. 2016. № 4. S. 65-86.
18 . Федорова М.А. Педагогические условия формирования учебной самостоятельной деятельно-сти в процессе дидактической подготовки // Ученые записки Орловского государственного университе-та. 2017. № 3(76). С. 340-343.
19 . Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Моти-вация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный ана-лиз) // Высшее образование в России. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-polu cheniya-vysshego-obrazovaniya-u-studentov-pervogo-i-vypusknogo-kursov-sravnitelnyy-analiz (дата обраще-ния: 10.03.2021).
20 . Шульгина Т.А., Кетова Н.А., Холодова К.А., Северинов Д.А. О мотивации студентов к участию в организации мероприятий профессиональной направленности // Образование и наука. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-motivatsii-stu dentov-k-uchastiyu-v-organizatsii-meropriyatiy-profes sionalnoy-napravlennosti (дата обращения: 10.03.2021).
21 . Сальков А.В., Касьяненко-Божок Р.В. Цен-ностные ориентации студентов в университете как основа их ценностного самоопределения // Совре-менное педагогическое образование. 2020. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orien tatsii-studentov-v-universitete-kak-osnova-ih-tsennostno go-samoopredeleniya (дата обращения: 10.03.2021).
22 . Кожевникова О.А. Ценностные ориентации современного студента // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-sovremennogo-studen ta (дата обращения: 10.03.2021).
23 . Skulmowski A., Rey G.D. COVID-19 as an ac-celerator for digitalization at a German university: Estab-lishing hybrid campuses in times of crisis // Hum. Behav. Emerg. Technol. 2020 May 28:10.1002/hbe2.201. doi: 10.1002/hbe2.201. Epub ahead of print. PMID: 32838228; PMCID: PMC7283701.