ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» |
научная статья | |||
173-179 | высшее образование, будущие бакалавры, экономическая компетентность, педагогиче- ские условия, мотивация, ценностные установки, средства цифровых технологий, организация самостоятельной работы студентов |
Описываются педагогические условия, способствующие более эффективному формированию экономической компетентности будущих бакалавров направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта». Представляемое исследование содержит две составляющие: теоретическую и экспериментальную. Теоретическая составляющая исследования включает в себя анализ литературных источников по вопросам применения компетентностного подхода в высшем образовании, формирования экономической компетентности будущих бакалавров, разработки и реализации педагогических условий формирования экономической компетентности. Отмечаются педагогические условия формирования экономической компетентности будущих бакалавров профиля «Менеджмент и экономика в области физической культуры и спорта»: формирование положительной мотивации, формирование ценностных установок, разработка содержания учебного материала, организация самостоятельной работы преподавателем, самоконтроль, системное применение средств цифровых технологий в аудиторной и внеаудиторной работе, контроль изучения каждого раздела изучаемой дисциплины, контроль выполнения творческих заданий. Экспериментальная составляющая исследования включает реализацию педагогических условий в обучении будущих бакалавров экономическим дисциплинам и экономическим темам неэкономических дисциплин и оценку их значимости. Экспериментальная составляющая связана с применением следующих методов: анкетирование, психологическая методика, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных. Установлено, что практически все выделенные нами педагогические условия оценены будущими бакалаврами экспериментальной группы выше, чем бакалаврами контрольной группы. |
![]() |
1 . Maniglio F. The Global Transformation of Univer-sity in the Economy of Knowledge Paradigm // Italian Journal of Sociology of Education. 2018. Vol. 10. № 2. Р. 137-154. 2 . Вербицкий А.А. Теория и технологии кон-текстного образования: Учебное пособие. М.: МПГУ, 2017. 268 с. 3 . Sousa R., Karimova B., Gorlov S. Digitalization as a New Direction in Education Sphere // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 159. Р. 1-7. 4 . Приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 № 940 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/490301_B_3_30102017.pdf (дата обращения: 28.04.2021). 5 . Хорешман В.С. Педагогические условия фор-мирования и развития учебно-познавательной ком-петентности студентов в образовательном процессе вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2015. 23 с. 6 . Захаревич В.А. Педагогические условия фор-мирования социальных компетенций студентов бакалавриата в процессе педагогической практики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2015. 21 с. 7 . Байденко В.И. Болонский процесс: в преддве-рии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 136-148. 8 . Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с. 9 . Кручинин М.В., Кручинина Г.А., Седов Д.С., Сорокин И.А. Традиционные и цифровые техноло-гии обучения в оценке студентов высшей школы // Человек и образование. 2020. № 3. С. 55-61. 10 . Кручинина Г.А., Сорокин И.А. Формирова-ние экономической компетентности будущих бака-лавров направления подготовки «Физическая куль-тура» с применением средств цифровых технологий // Гуманитарные науки и образование. 2020. № 3. Т. 11. С. 60-66. 11 . Nikitina T., Lapina I., Ozolins M., Irbe M.M., Priem M., Smits M., Nemilentsev M. Competences for Strengthening Entrepreneurial Capabilities in Europe // J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. 2020. Vol. 6. № 3. Р. 62-69. 12 . Clarke L., Westerhuis A., Winch C. Comparative VET European research since the 1980s: accommodating changes in VET systems and labour markets // Journal of Vocational Education & Training. 2020. Vol. 73. № 3. Р. 1-21. 13 . Psifidou I., Ranieri A. European cooperation in vocational education and training: towards a common ambition // Revista Espa?ola de Educaci?n Comparada. 2020. N?m. 36. Р. 32-53. 14 . Кувардина Н.А. Формирование экономиче-ской компетентности бакалавров юридического направления подготовки с использованием инфор-мационно-коммуникационных технологий: Дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2020. 228 с. 15 . Пучкова О.А. Формирование экономической компетентности студентов технических специаль-ностей в учреждениях среднего профессионального образования с применением средств информацион-ных и коммуникационных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2014. 24 с. 16 . Sergeeva M.G., Oreshkina A.K., Yastremsky A.M., Kulinchenko A.V., Petrova L.A. Development and structure of professional competences in the condi-tions of continuing economic education // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engi-neering (IJITEE). 2019. Vol. 8. № 12. Р. 785-789. 17 . Siegfried C., Wuttke E. How can Prospective Teachers Improve their Economic Competence? Results of an Intervention Study // Zeitschrift f?r ?konomische Bildung. 2016. № 4. S. 65-86. 18 . Федорова М.А. Педагогические условия формирования учебной самостоятельной деятельно-сти в процессе дидактической подготовки // Ученые записки Орловского государственного университе-та. 2017. № 3(76). С. 340-343. 19 . Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Моти-вация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный ана-лиз) // Высшее образование в России. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-polu cheniya-vysshego-obrazovaniya-u-studentov-pervogo-i-vypusknogo-kursov-sravnitelnyy-analiz (дата обраще-ния: 10.03.2021). 20 . Шульгина Т.А., Кетова Н.А., Холодова К.А., Северинов Д.А. О мотивации студентов к участию в организации мероприятий профессиональной направленности // Образование и наука. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-motivatsii-stu dentov-k-uchastiyu-v-organizatsii-meropriyatiy-profes sionalnoy-napravlennosti (дата обращения: 10.03.2021). 21 . Сальков А.В., Касьяненко-Божок Р.В. Цен-ностные ориентации студентов в университете как основа их ценностного самоопределения // Совре-менное педагогическое образование. 2020. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orien tatsii-studentov-v-universitete-kak-osnova-ih-tsennostno go-samoopredeleniya (дата обращения: 10.03.2021). 22 . Кожевникова О.А. Ценностные ориентации современного студента // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-sovremennogo-studen ta (дата обращения: 10.03.2021). 23 . Skulmowski A., Rey G.D. COVID-19 as an ac-celerator for digitalization at a German university: Estab-lishing hybrid campuses in times of crisis // Hum. Behav. Emerg. Technol. 2020 May 28:10.1002/hbe2.201. doi: 10.1002/hbe2.201. Epub ahead of print. PMID: 32838228; PMCID: PMC7283701. |