Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

МОДЕЛЬ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37.02
Страницы
165-172
Ключевые слова
проектное обучение, преподавание физики, учебно-исследовательская деятельность

Авторы
Гребенев И.В.
Чупрунов Е.В.
Зворыкин И.Ю.

Место работы
Гребенев И.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Чупрунов Е.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Зворыкин И.Ю.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Описан вариант организации проектно-ориентированного обучения физике в системе основного и дополнительного образования. Предполагается наличие кружка экспериментальной физики или лаборатории исследовательского эксперимента в системе дополнительного образования, занятия в которых рассматриваются как части единого учебного процесса. Выполнение исследовательского ученического проекта определяется как конечная цель обучения физике, детерминирующая экспериментальный компонент образовательного процесса. Практическая часть выполнения проекта распределена между уроками физики и занятиями в структурах дополнительного образования, образуя спектр индивидуальных образовательных траекторий, выбираемых каждым учеником в соответствии с возможностями и желанием. Результаты учебной, в том числе экспериментальной, деятельности учащихся образуют последовательность формирования важнейших предметных знаний и умений, обеспечивая в то же время теоретическую и экспериментальную базу выполнения учебно - исследовательского проекта. Реализация проектной части учебного процесса в системе дополнительного образования позволяет создать нелинейный вариант учебного процесса и обеспечить индивидуальные образовательные траектории для значительной группы учащихся.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645. URL: https://base.garant.ru/70 188902/ (дата обращения: 12.04.2021).
2 . Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy / Ed. D.C. Phillips. Thousands Oaks, CA: Sage, 2014. Vol. 2. 665 р.
3 . Ильин Г.Н. Проективное образование и становление личности // Профессиональное образование. 2016. № 4. С. 15-22.
4 . Шахмарова Р.Р. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения // Педагогика и просвещение. 2017. № 2. С. 49-56.
5 . Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Нар. образование, 2001. 238 с.
6 . Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. № 1. URL: https://urok.1sept.ru/articles/680287 (дата обращения: 15.04.2021).
7 . Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 2015. 168 с.
8 . Schaffhauser D. Project-Based Learning: 'Promising but Not Proven,' Researchers Say. URL: https:// thejournal.com/articles/2017/11/08/project-based-learni ng-promising-but-not-proven.aspx (дата обращения: 03.03.2021).
9 . Стефанова Г.П., Путилина Д.К. Обучение учащихся проектной деятельности при изучении школьного курса физики // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. URL: http://science-educa tion.ru/ru/article/view?id=26044 (дата обращения: 03.03.2021).
10 . Ko?odziejskiet M. al Project method in educational practice // University Review. 2017. Vol. 11. № 4. Р. 26-32. URL: https://www.researchgate.net/publica tion/321747866_Project_method_in_educational_practice (дата обращения: 03.03.2021).
11 . Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 6. C. 33-39.
12 . Rohman F., Fauzan A., Yohandri. Project, technology and active (protective) learning model to develop digital literacy skills in the 21st century // International Journal of Scientific and Technology Research. 2020. № 1. V. 9. Р. 12-16.
13 . Масленникова Ю.В. Формирование умений учащихся использовать научный метод познания в системе основного дополнительного образования: Дис. … д-ра пед. наук. Н. Новгород: ННГУ, 2019. 381 с.
14 . Holubova R. Project-based learning in physics // US-China Education Review. 2008. Vol. 5. № 12 (Serial No. 49). Р. 27-35.
15 . Erdogan N., Bozeman T.D. Models of Project-Based Learning for the 21st Century // Sahin A. (eds) A Practice-based Model of STEM Teaching. Rotterdam: SensePublishers, 2015. Р. 31-42.
16 . Акулова О.В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. 2005. № 3. С. 7-11.
17 . Лаптев В.В., Ларченкова Л.А. Проблематика диссертационных исследований в области физического образования // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 31-56.
18 . Вараксина Е.И., Гуляев И.М. Оценка готовности выпускников педагогического вуза к организации проектной деятельности по физике в массовой школе // Fundamental Research. 2014. № 8. Р. 444-448.
19 . Мокляк Д.С. Методическая подготовка будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся по физике // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4-5 (89-90). С. 61-71.
20 . Барылкина Л.П., Остапенко Г.С. Проблемы введения и реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога // Перспективы науки и образования. 2015. 1 (13). С. 81-85.
21 . Miller K., Lasry N., Chu K., Mazur E. Role of physics lecture demonstrations in conceptual learning // Phys. Rev. St. Phys. Educ. Res. 2013. 9. Р. 020113.
22 . Crouch C., Fagen A., Callan J.P. Classroom demonstrations: Learning tools or entertainment? // Am. J. Phys. 2004. 72. Р. 835-838.
23 . Лейкин Е. Предисловие редактора перевода // Сквайрс Дж. Практическая физика. М.: Мир, 1971. С. 3-8.
24 . Etkina Е., Gregorcic В., Vokos S. Organizing physics teacher professional education around productive habit development: A way to meet reform challenges // Phys. Rev. Phys. Educ. Res. 2017. 13. Р. 010107.
25 . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2015. 272 с.
26 . Саранин В.А., Колупаев В.Ф. Механизмы отклонения от закона Ома в лампах накаливания с вольфрамовой нитью // Физическое образование в вузах. 2014. Т. 20. № 4. С. 75-80.