МОДЕЛЬ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ |
научная статья | 37.02 | ||
165-172 | проектное обучение, преподавание физики, учебно-исследовательская деятельность |
Описан вариант организации проектно-ориентированного обучения физике в системе основного и дополнительного образования. Предполагается наличие кружка экспериментальной физики или лаборатории исследовательского эксперимента в системе дополнительного образования, занятия в которых рассматриваются как части единого учебного процесса. Выполнение исследовательского ученического проекта определяется как конечная цель обучения физике, детерминирующая экспериментальный компонент образовательного процесса. Практическая часть выполнения проекта распределена между уроками физики и занятиями в структурах дополнительного образования, образуя спектр индивидуальных образовательных траекторий, выбираемых каждым учеником в соответствии с возможностями и желанием. Результаты учебной, в том числе экспериментальной, деятельности учащихся образуют последовательность формирования важнейших предметных знаний и умений, обеспечивая в то же время теоретическую и экспериментальную базу выполнения учебно - исследовательского проекта. Реализация проектной части учебного процесса в системе дополнительного образования позволяет создать нелинейный вариант учебного процесса и обеспечить индивидуальные образовательные траектории для значительной группы учащихся. |
1 . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645. URL: https://base.garant.ru/70 188902/ (дата обращения: 12.04.2021). 2 . Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy / Ed. D.C. Phillips. Thousands Oaks, CA: Sage, 2014. Vol. 2. 665 р. 3 . Ильин Г.Н. Проективное образование и становление личности // Профессиональное образование. 2016. № 4. С. 15-22. 4 . Шахмарова Р.Р. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения // Педагогика и просвещение. 2017. № 2. С. 49-56. 5 . Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Нар. образование, 2001. 238 с. 6 . Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. № 1. URL: https://urok.1sept.ru/articles/680287 (дата обращения: 15.04.2021). 7 . Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 2015. 168 с. 8 . Schaffhauser D. Project-Based Learning: 'Promising but Not Proven,' Researchers Say. URL: https:// thejournal.com/articles/2017/11/08/project-based-learni ng-promising-but-not-proven.aspx (дата обращения: 03.03.2021). 9 . Стефанова Г.П., Путилина Д.К. Обучение учащихся проектной деятельности при изучении школьного курса физики // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. URL: http://science-educa tion.ru/ru/article/view?id=26044 (дата обращения: 03.03.2021). 10 . Ko?odziejskiet M. al Project method in educational practice // University Review. 2017. Vol. 11. № 4. Р. 26-32. URL: https://www.researchgate.net/publica tion/321747866_Project_method_in_educational_practice (дата обращения: 03.03.2021). 11 . Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 6. C. 33-39. 12 . Rohman F., Fauzan A., Yohandri. Project, technology and active (protective) learning model to develop digital literacy skills in the 21st century // International Journal of Scientific and Technology Research. 2020. № 1. V. 9. Р. 12-16. 13 . Масленникова Ю.В. Формирование умений учащихся использовать научный метод познания в системе основного дополнительного образования: Дис. … д-ра пед. наук. Н. Новгород: ННГУ, 2019. 381 с. 14 . Holubova R. Project-based learning in physics // US-China Education Review. 2008. Vol. 5. № 12 (Serial No. 49). Р. 27-35. 15 . Erdogan N., Bozeman T.D. Models of Project-Based Learning for the 21st Century // Sahin A. (eds) A Practice-based Model of STEM Teaching. Rotterdam: SensePublishers, 2015. Р. 31-42. 16 . Акулова О.В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. 2005. № 3. С. 7-11. 17 . Лаптев В.В., Ларченкова Л.А. Проблематика диссертационных исследований в области физического образования // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 31-56. 18 . Вараксина Е.И., Гуляев И.М. Оценка готовности выпускников педагогического вуза к организации проектной деятельности по физике в массовой школе // Fundamental Research. 2014. № 8. Р. 444-448. 19 . Мокляк Д.С. Методическая подготовка будущих учителей к организации проектной деятельности обучающихся по физике // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 4-5 (89-90). С. 61-71. 20 . Барылкина Л.П., Остапенко Г.С. Проблемы введения и реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога // Перспективы науки и образования. 2015. 1 (13). С. 81-85. 21 . Miller K., Lasry N., Chu K., Mazur E. Role of physics lecture demonstrations in conceptual learning // Phys. Rev. St. Phys. Educ. Res. 2013. 9. Р. 020113. 22 . Crouch C., Fagen A., Callan J.P. Classroom demonstrations: Learning tools or entertainment? // Am. J. Phys. 2004. 72. Р. 835-838. 23 . Лейкин Е. Предисловие редактора перевода // Сквайрс Дж. Практическая физика. М.: Мир, 1971. С. 3-8. 24 . Etkina Е., Gregorcic В., Vokos S. Organizing physics teacher professional education around productive habit development: A way to meet reform challenges // Phys. Rev. Phys. Educ. Res. 2017. 13. Р. 010107. 25 . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2015. 272 с. 26 . Саранин В.А., Колупаев В.Ф. Механизмы отклонения от закона Ома в лампах накаливания с вольфрамовой нитью // Физическое образование в вузах. 2014. Т. 20. № 4. С. 75-80. |