СОЦИАЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПРОЕКТЫ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ МОЛОДЕЖНОГО УЧАСТИЯ |
научная статья | 316.1 | ||
79-87 | молодежь, волонтерство, добровольческая деятельность, управление социальным уча- стием, социальные проекты |
Статья посвящена социальным проектам, выделенным молодежью Свердловской области как лучшие городские практики при участии добровольных помощников. Актуальность изучения данной темы обусловлена расширением применения проектной технологии во всех сферах общественной жизни, а также массовой вовлеченностью молодежи в благотворительность и волонтерские движения в целом. Цель данной статьи - охарактеризовать лучшие, по мнению молодых людей и девушек Среднего Урала, социально значимые проекты, выявить специфику молодежного участия в них. На основе социологического опроса молодежи в возрасте от 14 до 24 лет ( n =1105 чел., статья базируется на данных подвыборки, n =537), проведенного летом - осенью 2020 г., выявлены направления реализации городских проектов, описаны целевые аудитории. Определены источники информирования волонтеров о лучших социальных проектах, характер молодежного участия в этих городских практиках. Наиболее привлекательными для молодежи оказываются массовые, акционные (краткосрочные) социальные проекты по социальному и патриотическому направлению. По результатам исследования было установлено, что чаще всего молодежь получает информацию о социальных проектах благодаря среде образовательных учреждений и инициативам педагогов. Менее результативно по вовлечению молодежи в социальные проекты их ближайшее окружение и профессиональное сообщество организаторов социальной активности. В социальных проектах молодые люди и девушки могут реализовывать разные типы участия: проактивное, активное и пассивное. Именно в школе происходит массовое вовлечение молодежи в социальные проекты, где пассивное участие становится первой стадией вовлечения молодых людей и девушек, на которой они получают первый опыт участия, информацию о самой проектной деятельности и тех возможностях, которые открываются для молодежи. Уровень вовлеченности молодых людей и девушек в социальные проекты не формирует у них ответственное отношение за то, что происходит там, где они живут. Чем выше уровень вовлеченности в социальный проект, определяющий тип выделенного в исследовании молодежного участия, тем больше вероятность того, что молодые люди и девушки будут продолжать волонтерскую деятельность на этих же ролевых позициях в будущих социальных проектах. |
![]() |
1 . 2 402 СОНКО получат президентские гранты на общую сумму 4.6 млрд рублей [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/Ui7Kx (дата обращения: 07.05.2021). 2 . Федеральное статистическое наблюдение в сфере государственной молодежной политики за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://clck. ru/Ui9Hz (дата обращения: 06.05.2021). 3 . Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-правового портала «Гарант». URL: https://www.gar ant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (дата обращения: 06.05.2021). 4 . Направление «Вовлечение молодёжи в волонтерскую деятельность» [Электронный ресурс]. URL: https://fadm.gov.ru/activity/scope/1 (дата обращения 06.05.2021). 5 . Филоненко В.И., Киенко Т.С. Социальные ценности и проблемы здоровьесбережения студенческой молодежи // Власть. 2019. Т. 27. № 2. С. 164-170. 6 . Зубок Ю.А., Чупров В.И. Культура в жизни молодёжи: потребность, интерес, ценность // Вестник Института социологии. 2018. № 27. C. 170-191. 7 . Зубок Ю.А., Чупров В.И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 4. C. 164-186. 8 . Шаповалова И.С., Генкин (Филонова) Ю.Ю. Онлайн перспектива в образовательных траекториях молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2019. № 4. С. 91-102. 9 . Авраамова Е.М. Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 3. C. 78-95. 10 . Смирнов В.А. Молодежная тематика в публикациях российских исследователей: ключевые тренды и противоречия // Социология образования. 2018. № 2. С. 23-33. 11 . Юдашкина В.В. Управление молодежным сообществом // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 3 (47). С. 126-132. 12 . Silvan K. Youth Policy Practice in Post-Soviet Russia and Belarus: Past and Present // The Universe of Russia. 2019. № 28 (1). Р. 161-171. 13 . Безруков А.В. Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 4 (52). С. 109-115. 14 . Ростовская Т.К., Саралиева З.Х. Особенности и жизненные стратегии молодых мигрантов из национальных республик Российской Федерации, проживающих в Нижегородской области // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4. № 1. С. 72-85. 15 . Певная М.В. Социальное участие молодежи в развитии городов: методологические идеи, методические подходы и опыт исследования конструктивных практик: Монография. Изд-во Урал. ун-та, 2020. 246 с. 16 . Shiery H. Pathways to Participation: Openings, Opportunities and Obligations // Сhildren and Society. 2001. № 15. Р. 107-117. 17 . Судьин С.А. Опыт Германии в сфере детско-молодежного участия // В кн.: Зарубежный опыт участия детей и молодёжи в решении вопросов, затрагивающих их интересы / Под общ. ред. А.Г. Филиповой. СПб.: Астерион, 2020. С. 35-59. |