Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СОЦИАЛЬНЫЕ ГОРОДСКИЕ ПРОЕКТЫ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ МОЛОДЕЖНОГО УЧАСТИЯ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.1
Страницы
79-87
Ключевые слова
молодежь, волонтерство, добровольческая деятельность, управление социальным уча- стием, социальные проекты

Авторы
Певная М.В.
Минченко Д.В.
Чусовитин Н.А.

Место работы
Певная М.В.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Минченко Д.В.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Чусовитин Н.А.
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина


Аннотация
Статья посвящена социальным проектам, выделенным молодежью Свердловской области как лучшие городские практики при участии добровольных помощников. Актуальность изучения данной темы обусловлена расширением применения проектной технологии во всех сферах общественной жизни, а также массовой вовлеченностью молодежи в благотворительность и волонтерские движения в целом. Цель данной статьи - охарактеризовать лучшие, по мнению молодых людей и девушек Среднего Урала, социально значимые проекты, выявить специфику молодежного участия в них. На основе социологического опроса молодежи в возрасте от 14 до 24 лет ( n =1105 чел., статья базируется на данных подвыборки, n =537), проведенного летом - осенью 2020 г., выявлены направления реализации городских проектов, описаны целевые аудитории. Определены источники информирования волонтеров о лучших социальных проектах, характер молодежного участия в этих городских практиках. Наиболее привлекательными для молодежи оказываются массовые, акционные (краткосрочные) социальные проекты по социальному и патриотическому направлению. По результатам исследования было установлено, что чаще всего молодежь получает информацию о социальных проектах благодаря среде образовательных учреждений и инициативам педагогов. Менее результативно по вовлечению молодежи в социальные проекты их ближайшее окружение и профессиональное сообщество организаторов социальной активности. В социальных проектах молодые люди и девушки могут реализовывать разные типы участия: проактивное, активное и пассивное. Именно в школе происходит массовое вовлечение молодежи в социальные проекты, где пассивное участие становится первой стадией вовлечения молодых людей и девушек, на которой они получают первый опыт участия, информацию о самой проектной деятельности и тех возможностях, которые открываются для молодежи. Уровень вовлеченности молодых людей и девушек в социальные проекты не формирует у них ответственное отношение за то, что происходит там, где они живут. Чем выше уровень вовлеченности в социальный проект, определяющий тип выделенного в исследовании молодежного участия, тем больше вероятность того, что молодые люди и девушки будут продолжать волонтерскую деятельность на этих же ролевых позициях в будущих социальных проектах.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . 2 402 СОНКО получат президентские гранты на общую сумму 4.6 млрд рублей [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/Ui7Kx (дата обращения: 07.05.2021).
2 . Федеральное статистическое наблюдение в сфере государственной молодежной политики за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://clck. ru/Ui9Hz (дата обращения: 06.05.2021).
3 . Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-правового портала «Гарант». URL: https://www.gar ant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (дата обращения: 06.05.2021).
4 . Направление «Вовлечение молодёжи в волонтерскую деятельность» [Электронный ресурс]. URL: https://fadm.gov.ru/activity/scope/1 (дата обращения 06.05.2021).
5 . Филоненко В.И., Киенко Т.С. Социальные ценности и проблемы здоровьесбережения студенческой молодежи // Власть. 2019. Т. 27. № 2. С. 164-170.
6 . Зубок Ю.А., Чупров В.И. Культура в жизни молодёжи: потребность, интерес, ценность // Вестник Института социологии. 2018. № 27. C. 170-191.
7 . Зубок Ю.А., Чупров В.И. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 4. C. 164-186.
8 . Шаповалова И.С., Генкин (Филонова) Ю.Ю. Онлайн перспектива в образовательных траекториях молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2019. № 4. С. 91-102.
9 . Авраамова Е.М. Социальное позиционирование и социальные практики российских миллениалов // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 3. C. 78-95.
10 . Смирнов В.А. Молодежная тематика в публикациях российских исследователей: ключевые тренды и противоречия // Социология образования. 2018. № 2. С. 23-33.
11 . Юдашкина В.В. Управление молодежным сообществом // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 3 (47). С. 126-132.
12 . Silvan K. Youth Policy Practice in Post-Soviet Russia and Belarus: Past and Present // The Universe of Russia. 2019. № 28 (1). Р. 161-171.
13 . Безруков А.В. Социальное самоопределение молодежи в современном российском обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. № 4 (52). С. 109-115.
14 . Ростовская Т.К., Саралиева З.Х. Особенности и жизненные стратегии молодых мигрантов из национальных республик Российской Федерации, проживающих в Нижегородской области // Научный результат. Социология и управление. 2018. Т. 4. № 1. С. 72-85.
15 . Певная М.В. Социальное участие молодежи в развитии городов: методологические идеи, методические подходы и опыт исследования конструктивных практик: Монография. Изд-во Урал. ун-та, 2020. 246 с.
16 . Shiery H. Pathways to Participation: Openings, Opportunities and Obligations // Сhildren and Society. 2001. № 15. Р. 107-117.
17 . Судьин С.А. Опыт Германии в сфере детско-молодежного участия // В кн.: Зарубежный опыт участия детей и молодёжи в решении вопросов, затрагивающих их интересы / Под общ. ред. А.Г. Филиповой. СПб.: Астерион, 2020. С. 35-59.