Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ: УТРАТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНДИФФЕРЕНТНОСТИ


Тип статьи
научная статья
Коды УДК
316.4
Страницы
62-68
Ключевые слова
малый бизнес, предприниматели, социальная идентичность, самоидентификация, соци- альные установки и паттерны поведения, политическая субъектность

Авторы
Бикметов Е.Ю
Назаров Т.З.

Место работы
Бикметов Е.Ю
Уфимский государственный авиационный технический университет

Назаров Т.З.
Башкирский государственный аграрный университет


Аннотация
Анализируется процесс институциализации в России малого предпринимательства в контексте его внутреннего социально-политического развития, выявляются проблемы становления групповой идентичности. Цель исследования состоит в раскрытии содержания современных динамических противоречий между процессом институциализации предпринимательства в социальной структуре российского общества и системе общественных отношений и спецификой осознания ее представителями собственных социальных ролей, связанных с различными паттернами поведения и установками. В основе статьи результаты повторных социологических исследований (анкетного опроса), проведенных авторами в 2004 и 2019 г. В исследовании применены диалектический, системный подходы, принципы коррелятивности объекта субъекту, интерсубъективности, структурного функционализма. В первом исследовании было выявлено, что предпринимательское сообщество России на раннем этапе развития (в начале 2000-х гг.) представляло собой социальную группу с явно сформировавшейся социальной идентичностью, но не социальным единством, интегрированностью. Эта социальная общность не была способна к консолидации, рамки которой выходят за пределы элементарной утилитарности, а ее внутриструктурные процессы наглядно мало чем себя проявили, совершенно не затронув общественную жизнь и политику. Результаты второго исследования, проведенного через 15 лет, свидетельствуют, что социальное ядро малого бизнеса меняет свое качество и становится одним из центров кристаллизации гражданского общества, а предприниматели постепенно утрачивают свою прежнюю политическую индифферентность. Динамика социального самочувствия малого бизнеса за последние годы обозначила новый, «политический» вектор своего развития. Понимая свое социальное положение в широком контексте общественной жизни, предприниматели ищут собственное осознанное политическое бытие. Институционально развиваясь, социальная общность предпринимателей ментально все менее дистанцируется от общественно значимых проблем, все менее противопоставляет эффективность личных действий и устремлений в экономической деятельности собственному политическому участию. Это свидетельствует о качественном изменении и определенной степени социальной зрелости российского малого бизнеса как социального явления.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Сайт Правительства России. URL: http://static.government. ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
2 . Бабаева Л.В., Лапина Г.П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. М.: ИС РАН, 1997. 193 с.
3 . Безгодов А.В. Очерки социологии предпринимательства / Под ред. Д.П. Гавры. СПб.: Петрополис, 1999. 223 с.
4 . Лапина Н.Ю. Российское предпринимательство: опыт социологического анализа. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1993. 68 с.
5 . Позняков В.П. Социальная психология российского предпринимательства: научные исследования и практические приложения // Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 1. С. 80-104.
6 . Судьин С.А., Яковлев П.А. Cоциальное предпринимательство как предмет социологического анализа // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 1. С. 77-85.
7 . Чепуренко А.Ю., Яковлев А.А. Теория предпринимательства: важность контекста // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 2. С. 51-60.
8 . Davidsson P. Researching Entrepreneurship: Conceptualization and Design. 2nd ed. New York: Springer, 2016. 300 p.
9 . Dennis W.J. Entrepreneurship, Small Business and Public Policy Levers // Journal of Small Business Management. 2011. Vol. 49. № 1. P. 92-106.
10 . Lortie J., Castogiovanni G. The Theory of Planned Behavior in Entrepreneurship Research: What We Know and Future Directions // International Entrepreneurship and Management Journal. 2015. Vol. 11. № 4. P. 935-957.
11 . Возьмитель А.А. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М.: ИС РАН, 1997. 252 с.
12 . Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 29-37.
13 . Модель И.М., Модель Б.С. Профессиональная культура предпринимателя // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 10-16.
14 . Радаев В.В. Явление предпринимательства и группы предпринимателей // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Общ. ред. Т.И. Заславской, Л.А. Арутюнян. М.: Интерпракс, 1995. С. 175-178.
15 . Смольков В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 15-22.
16 . Тихонова Н.Е. Портрет представителя малого бизнеса (по материалам социологических исследований) // Власть. 1996. № 9. С. 39-44.
17 . Фетисов Э.Н., Яковлев И.Г. О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему) // Социологические исследования. 1993. № 1. С. 24-30.
18 . Душацкий Л.Е. Ценностно-нормативные доминанты российских предпринимателей // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 91-95.
19 . Кошарная Г.Б. Мотивационная структура российского предпринимательства // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4. С. 110-116.
20 . Кузьминова Н.В., Стегний В.Н. Ориентация на инновационную деятельность пермских предпринимателей // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. № 2. С. 122-135.
21 . Селеткова Г.И., Лазукова Е.А. Социологический анализ социального статуса предпринимателей и руководителей (на примере Пермского края) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 3. С. 147-155.
22 . Стребков Д.О., Шевчук А.В. Трудовые ценности самостоятельной и организационной занятости // Социологические исследования. 2017. № 1. С. 81-93.
23 . Carsrud A.L., Br?nnback M. Entrepreneurial Motivations: What Do We Still Need to Know? // Journal of Small Business Management. 2011. Vol. 49. № 1. P. 9-26.
24 . Fayolle A., Li??n F., Moriano J.A. Beyond Entrepreneurial Intentions: Values and Motivations in Entrepreneurship // International Entrepreneurship and Management Journal. 2014. Vol. 10. № 4. P. 679-689.
25 . Кармадонов О.А., Ковригина Г.Д. Неочевидность солидарности: проблема эмпирического изучения трудноверифицируемых состояний // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 14-20.
26 . Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса: Дис. … канд. соц. наук. Уфа, 2005. 127 с.
27 . Бикметов Е.Ю., Назаров Т.З. Социальная самоидентификация как фактор развития малого предпринимательства // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России: Материалы Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г.И. Носова, 2009. С. 41-44.
28 . Душацкий Л.Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // Социологические исследования. 1998. № 1. С. 68-73.
29 . Бикметов Е.Ю., Назаров Т.З. Проблемы социальной самоидентификации представителей малого бизнеса // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2005. № 1 (63). С. 67-71.
30 . Рахматуллин Р.Ю. Проблемы мусульманской идентичности // Вестник ВЭГУ. 2018. № 2 (94). С. 72-80.
31 . Андреенкова А.В. Стабильность и изменения социальных установок россиян и европейцев в 2002-2016 гг. // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 66-77.